Пресса
5:00
2024
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2000
1999
1998
1997
1996
1995
1994
1993
0:00
История нового Эдипа
Алена Карась
"Российская газета" ,
19.03.2007
В московском театре “Et Cetera” канадский режиссер и драматург ливанского происхождения Важди Муавад поставил свою пьесу «Пожары» об ужасах войны и кровосмешения в Ливане. В пьесе, построенной как индийский сериал или блатной романс, трудно искать документальной точности. Тем не менее, немногие исторические подробности, что в ней есть, хорошо знакомы тем, кто рос в 70-80-е годы прошлого века. Все они касаются войны в Ливане, откуда родители Муавада бежали в конце 70-х. Сегодняшнему театру, кажется, не надо много искусства, чтобы рассказывать свои истории. Быть может, он стремится к возвращению в свою античную колыбель, где среди гор и холмов, под открытым небом публика часами смотрела на приключения Эдипа, который в поисках своей идентичности теряет зрение, но узнает о том, что спит с собственной матерью. С тех пор, казалось, мир сделал немало шагов к менее кровосмесительным историям, но голоса греческой трагедии прорываются сквозь толщу времен и цивилизаций, древними мойрами кружа над современным человеком, возвращая его к идее рока и возмездия. Жаль только, художественные средства театра с тех пор изрядно обеднели. Не напрягая ни свою фантазию, ни фантазию зрителей, режиссер спектакля «Пожары» в театре “Et Cetera” просто рассказывает историю. Историю, правда, леденящую души, но только те, которым хватило сил выдержать три часа противоестественного крика, натужности и предельной неорганичности актеров. Лишенное всякого представления о сценическом действии, крикливо-многословное зрелище сосредоточено вокруг истории одной эмигрантской семьи на Западе. Мать умирает, оставив двум своим детям-близнецам — Симону (Амаду Мамадаков) и Жанне (Наталия Житкова) — странное завещание. Следуя ему, они едут в родную страну и там постепенно — точно новые Эдипы и Электры — делают несколько страшных открытий. Их мать — не европеянка, а ливанская мусульманка, изнасилованная в тюрьме, родила близнецов от своего насильника, но еще раньше, до их рождения, родила сына, который пропал без вести. Следуя по его следам, близнецы узнают, что он, взросший на выстрелах и крови, превратился в артистического убийцу и насильника, сладострастно фотографировавшего своих жертв. Наконец, в поисках своей новой идентичности близнецы делают самое страшное открытие — изнасиловав в тюрьме мать, брат стал их отцом. Помимо этой леденящей душу истории (вполне, как вы догадываетесь, автобиографичной для ее автора) и тех нехитрых выводов, которые можно из нее сделать, в спектакле найдется немного достоинств. К их числу стоит отнести прекрасное качество света и общую визуальную культуру пространства — среднестатистически-европейского, строгого и аскетичного (канадская художница Изабель Ларивьер хорошо известна по работам с Роббером Лепажем, Сержем Денонкуром и другими канадскими режиссерами). Узкая площадка для игры ограничена сзади стеной, похожей одновременно на печальные ячейки крематория, банковские сейфы или библиотечные полки. Собственно, так и есть в этой истории, где страшная истина просочилась из-под могильного камня. Еще одно важное достоинство спектакля заключено в исполнительнице матери — той самой Науаль, которая, умирая, завещала своим детям самостоятельно узнать истину. Ее играет Татьяна Владимирова, чья работа в последнее время роль за ролью становится все сильнее и ярче.