Пресса
5:00
2024
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2000
1999
1998
1997
1996
1995
1994
1993
0:00
Играем Шекспира
Валентина Горшкова
"Московская правда" ,
01.10.1997
Московский театр «Et Cetera» под руководством Александра Калягина справил свое новоселье, представив зрителям «Смуглую леди сонетов» (довольно редкую гостью на сценических подмостках). В 1910 году Бернард Шоу написал эту piece d’occasion (пьеса на случай) для спектакля, идущего в фонд проекта Национального театра, предназначенного стать памятником Шекспиру и вместе с тем центром национального драматического искусства. Хотя повод к написанию «Смуглой леди» весьма серьезен и значителен, пьеса эта – комедия. Спектакль театра – новосела словно бы пронизан радостной атмосферой фантазий: по такому случаю грех не помечтать, а перспективы просматриваются как никогда многообещающие. Впрочем, ничем иным как фантазией являются события, развертывающие в интерлюдии (так драматург обозначил жанр своей пьесы) парадоксалиста и насмешника Шоу. Уверенный, что Елизавета Английская «не имела ни малейшего представления о существовании Шекспира», Шоу однако решил их «познакомить». Что и происходит при обстоятельствах вполне романтического толка. Шекспир оказывается ночной порою в саду королевского дворца, куда он приходит на свидание к Смуглой леди, фрейлине Елизаветы. Говоря о личности Шекспира – гениального английского барда, каким он предстает в своих творениях, – Шоу прежде всего выделяет его «изумительную жизненную энергию». Нельзя не признать, - опустив, впрочем для пущей объективности эпитет, - что и Александр Калягин-Шекспир наделен жизненной энергией сполна. А еще – подкупающей искренностью, обаянием раскрепощенного, открытого и свободного духом художника. Под стать ему и Татьяна Владимирова – королева Елизавета. В своей героине она позволяет зрителям ощутить масштаб личности своеобычной, значительной. Одно удовольствие и смотреть на нее, и слушать: пластический рисунок роли графически отточен и изящен, а речь пленительно музыкальна. Интерлюдии Шоу предпосланы театром в качестве своеобразного пролога эпизоды из комедии «Много шума из ничего». Разыгрываются те самые эпизоды, где записные остряки Бенедикт-А.Калягин и Беатриче – Т.Владимирова, убежденные – по их уверениям – «враги брака», оказываются объектом розыгрыша своих друзей, вознамерившихся соединить их узами супружества. Этот розыгрыш тем увлекательней, чем более рьяно Бенедикт и Беатриче соперничают друг с другом в острословии, так что их пикировка порой становится едва ли не сродни настоящей словесной войне. Из « шуточной войны», из карнавальной игры возникает их любовь. Есть нечто от колорита комедии дель арте в том, как решаются режиссером Романом Козаком и актерами эпизоды из «Много шума », которые задают тон праздничной атмосфере всего представления. Однако у Шоу в «Смуглой леди» сам Шекспир с горечью называет комедию «Много шума из ничего» непотребной пьесой, написанной в угоду невзыскательному вкусу публики и алчности дельцов, заботящихся единственно о своем кармане. Герой Шоу испытывает горечь от сознания того, что превозносят его «банальности», но пренебрегают его лучшими творениями. Такими, как «Король Лир». Один из монологов Лира, включенный в спектакль, проникновенно исполнен А.Калягиным. Герой Шоу ратует за восстановление «былого достоинства театра и его высокого предназначения». Пользуясь случаем, он стремится убедить королеву в настоятельной необходимости учреждения национального театра, который, как пишет Шоу, «стоит иметь ради Национальной души». Этот довод вполне актуален и для нынешнего российского театра. А нашим государственным мужам стоило бы, наверное, прислушаться к словам королевы из «Смуглой леди сонетов»: «Создающий песни народа могущественнее, чем создающий его законы».