Пресса
5:00
2024
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2000
1999
1998
1997
1996
1995
1994
1993
0:00
Эдипов комплекс преодолен
Ольга Фукс
"Вечерняя Москва" ,
21.03.2007
Афиша спектакля — беременная женщина, во чреве которой бушует пламя. Название — «Пожары». Имя автора и постановщика — Важди Муавад. Восьмилетним ребенком его увезли из Ливана сначала во Францию, а затем в Канаду. Но ливанский пепел до сих пор стучит в его сердце, ведь «детство — это нож, который вонзили в горло», как говорит главная героиня его пьесы.В «Пожарах» минимум постановочных изысков. Режиссеру Муаваду важнее всего было представить Муавада-драматурга. То, на чем настаивает движение «Новая драма»: вначале было Слово, драматург, а режиссер обязан главным образом показать автора, ничем не погрешив ни против его буквы, ни против духа. Утверждение спорное, как и все, что исходит из «Новой драмы», без которой, правда, уже не обойдешься. Но о такой пьесе, как «Пожары», «Новая драма» может только мечтать. «Пожары» — это миф, попавший в пространство “verbatim”, миф об Эдипе, помещенный на Ближний Восток, с его беженцами, бойнями, пуританской жестокостью необразованных жителей, цепной реакцией мести и ненависти и титаническими усилиями разорвать эту цепь.При этом «Пожары» — куда более сложносочиненное произведение, чем большинство современных драматургических опусов. Тут тебе и горечь познания истины, до которой нужно проделать долгий и мучительный путь.И современный эпос, который уходит корнями в прошлое — пусть не такое далекое, но покрытое пеленой страшных тайн. И даже законы абстрактной математики (вроде теории графов), которые неожиданно срабатывают в безумном хаосе современного мира. Иногда кажется, что этот текст пришелся бы по вкусу кинематографу в духе Режиса Варнье и его эпическим картинам о Востоке и Западе. В театре он обречен был остаться просто текстом, донесенным до нас актерами с равномерным надрывом. Но текстом настолько обжигающим, что многим зрителям пришлось полезть за носовыми платками. Да и актерам согласиться играть столь тяжелую историю было непросто.Многие годы Науаль ищет отобранного у нее сына. И не узнает его в насильнике-тюремщике, от которого рожает близнецов — сына и дочь. А узнав страшную истину, завещает детям найти своего отца и брата и передать им (то есть ему) письма. В письме к отцу-насильнику — ненависть и проклятия. В письме к потерянному старшего сыну — любовь, пронесенная через всю жизнь. Любовь и ненависть брошены на весы в равной пропорции, но стрелка весов неумолимо начинает клониться в сторону любви.Молодой ливанец Муавад позволил себе дерзко нарушить один расхожий закон. Дети, рожденные от любви, могут сеять ненависть. Дети, рожденные от насилия, могут начать путь познания и очищения. И на детях проклятого современного Эдипа остановится, наконец, злой рок. Вот такая «неевклидова геометрия». Античный закон «свершившему — страдать», когда герой из проклятого рода обречен на выбор, на поступок и на расплату судьбой и богами, он сам для себя меняет на закон «свершившего — простить». И призывает к этому остальных.