Подписка на новости
Поиск по сайту
Версия для слабовидящих
Заказ билетов:
+7 (495) 781 781 1
Пушкинская карта

МОСКОВСКИЙ ТЕАТР «Et Cetera»

Et Cetera

художественный руководитель александр калягин

главный режиссер Роберт Стуруа

Пресса

«Дай же ты всем понемногу…»

Наталья Старосельская
Страстной бульвар, 10 , 01.03.2019
Все реже и реже случается сегодня в театре: внезапно настолько глубоко захватывает тебя человеческая история, что погружаешься в нее и почти интуитивно ловишь некие токи, пронизывающие собственное прошлое и настоящее. Даже при полном несовпадении происходящих на подмостках событий с твоей реальной жизнью.
Просто что-то настраивается в душе, подобно инструменту в оркестре, и начинаешь слышать сквозь, казалось бы, незнакомые звуки, мелодию своего, лишь тебе внятного мотива.
Мотива жизни, одиночества, неумолимо приближающегося небытия…
Рустам Ибрагимбеков поставил на Малой сцене Московского театра «Et Сetera» свою пьесу «Утро туманное», определив жанр комедии повествованию отнюдь не комедийному по сути. Содержанию, на первый взгляд, очень простому, несколько запутанному, временами смешному, но в глубине несущему некую важнейшую для
каждого атмосферу того «пролистывания» своей жизни, которому все мы в разные моменты, порой неосознанно, предаемся.
Главные герои спектакля — 70-летние женщина и трое мужчин, бывшие одноклассники. Ольга Белова (Катя) играет женщину, в которой изначально борются «театральная» природа преувеличен ных эмоций и интонаций с твердо принятым решением дальнейшей жизни) стала актрисой, сохранила облик молодой, красивой, уверенной в себе и своих чарах женщины. Она живет с внуком Алексеем (Григорий Старостин) и мужем Джемполтой (яркая, гротесковая работа Амаду Мамадакова, широко известного по кинематографическим ролям), не слишком удачливым артистом кино, который моложе нее на 26 лет и постоянно буквально сжигаем чувством ревности. И вот в одно «утро туманное», каковых и у Кати, и у нас, зрительниц, немало бывало в жизни, она приглашает к себе своих бывших одноклассников, чтобы выяснить: кто из них был первым мужчиной в ее жизни незадолго до выпускного вечера и — соответственно — кто из них дед ее внука.
Поначалу ситуация воспринимается юмористически: к молодой красавице являются два потертых жизнью человека, утративших интерес и силы к дальнейшему существованию, несмотря на то, что один из них, Макс (Сергей Тонгур существует в роли старого еврея, обремененного немалой семьей, органично, естественно сочетая юмор и драматические моменты), живет обычной жизнью, а Володя (Сергей Плотников, любимый многими зрителями по кинематографу, сдержанно и достоверно играющий в спектакле роль очень современного человека, для которого существуют только расчеты) стал мультимиллионером. А поскольку Алексей — явный неудачник, вместе с Джемполтой (которого в миру зовут Коля) затевающий то один, то другой бизнес и закладывающий драгоценности бабушки, Катя понимает: в дедушки годится именно Володя.
А Володя не просто проявляет готовность стать дедом для великовозрастного оболтуса — он хочет развестись с женой, которая со своими двумя дочерьми уже
делит наследство, узнав, что у него обнаружили онкологию. Но Володя недаром
деловой человек — он сразу же озаботился составлением брачного контракта с
Катей, не спросив ее согласия.
Катя, может быть, и согласилась бы ради внука, мечтающего не только о «живых
деньгах», но о разделе огромной квартиры. Даже невесту себе придумал, чтобы бабушка согласилась разменяться. Но вся беда (или счастье?) Кати в том, что она
любит другого человека, любит его всю жизнь. Сергей — врач, почти опустившийся алкоголик, работающий в Доме для престарелых и пригревший юную девочку Людмилу (Анастасия Шумилкина), беженку из Донбасса. Ему тоже необходимы деньги, чтобы усовершенствовать Дом, лечить стариков, заботиться о них. И так перед Катей возникает трудный выбор…
Вот здесь-то, на мой взгляд, и заключено самое главное, что составляет глубинную атмосферу пьесы и спектакля.
Поколение 70-летних, какими бы разными ни были их жизненные дороги, — девочки, воспитанные на книжных примерах, для которых жертвенность становилась одной из важнейших составляющих характера. С одной стороны — примеры характеров героинь Тургенева, Гончарова, Достоевского, которым необходимо было в сложную, ломающуюся эпоху середины ХIХ века, полюбив человека, непременно привести его к некоему идеалу, перевоспитать, привить свои нравственные принципы, пережить, как
собственные, его страдания и сомнения.
С другой — неотъемлемые черты героических девушек первой половины века ХХ, которым просто жизненно необходимо было всеми силами поддержать безвинных страдальцев. А Сергей отсидел в тюрьме за чтение недозволенных в советское время книг.
И ему, такому неприкаянному, отдана вся душа, все чувства, желание избыть грех
не свой, а государства, в котором довелось родиться и жить. Отдана настолько, что
Катя готова принять под свой кров и всячески обогреть даже беженку Людмилу, ко-
торую считает возлюбленной Сергея…
Эту особость атмосферы ненавязчиво подчеркивают сценографический (художник Виктор Вольский) и музыкальный ряды. Тончайшая сетка, на которой возникают акварельно размытые проекции снега, белых цветов в самом начале, когда вместе с героиней мы слышим романс «Утро туманное», не исчезает и во время действия — словно все мы отделены от собственных воспоминаний и переживаний паутиной времени, текущего как будто сквозь нас. Она невидима, но ощутима в самом движении эпох — от старинного романса, через «Пока земля еще вертится…» Булата Окуджавы, «Мою цыганскую» Владимира Высоцкого, «Пилигримов» Иосифа Бродского и Евгения Клячкина, через группы «Mahagon», «The Hillbilly Moon Explosion», «Песню Сольвейг» Грига к «Delilah» Тома Джонса — рост, пристрастия, смена интересов и мечтаний целого поколения…
И тот выбор, что должна совершить Катя, ради которого она и затеяла в одно «утро туманное» (а, может быть, и в каждое утро последнего времени) твердо выяснить все для себя, — жестокий и… необходимый. Сергей (Владимир Левашов играет скупо, но выразительно и органично) не хочет принимать никаких жертв, он не приходит на зов Кати сразу, раздражается от ее попыток привязать его к себе, но в их финальном танце как будто понимает, наконец, причины и силу ее привязанности и отвечает ей благодарно, не скрывая любви к этой женщине.
Части зрителей не сразу становятся понятны те мотивы, по которым Катя собирает этих мужчин в своем доме, все прояснит лишь одна фраза ее молодого мужа: она часто плачет во сне, а на вопрос — о чем плачет, отвечает просто: «Потому что внук не любит ее…» А для Кати любовь, как это было усвоено на всю жизнь с подросткового возраста, — это те возвышенные отношения понимания, доверия, растворения в другом человеке, на которых она сформировалась, помудрела, но осталась верна своей жертвенности как высшей степени человеческих отношений.
Новый спектакль театра «Et Сetera» вряд ли заметят критики, увлеченные сегодня
экспериментами всех родов и видов. Но зрители оценят ту простую историю о людях, в которой раскрывается «жизнь человеческого духа», такого же, в сущности, непростого, как и наше бытие. Но от этого — не менее глубокого и порой запутанного.