Пресса
5:00
2024
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2000
1999
1998
1997
1996
1995
1994
1993
0:00
А Родиона Романовича не узнали
Григорий Заславский
«Независимая газета» ,
30.11.2011
Первые показы «Похождений Шипова» в театре Et Cetera прошли еще летом, накануне закрытия сезона, официальную премьеру сыграли осенью, в новом сезоне. Герои авантюрного романа Булата Окуджавы во многих случаях произносят чрезвычайно злободневные реплики, однако публика пропускает их мимо ушей. Появление романа или повести Окуджавы в глухие времена застоя сегодня представляется событием почти невероятным, куда более невероятным, чем события, которые описываются в этом сюжете, имеющем еще и второе название – «Старинный водевиль», а в подзаголовке уточнение: «Истинное происшествие». Тайная полиция «широко простирает руки свои в дела человеческие», не хуже химии – из известного афоризма, приписываемого Михайле Ломоносову. Видит, как рентген, всё и всех. Но выбор «руководства» падает на секретного агента Шипова, а тот просаживает деньги в кабаках, хотя ему надлежит быть в Ясной Поляне и там разузнать все подробности жизни крестьянской школы... Занятная история. Писатель, имеющий вкус к авантюрному повествованию, мимо пройти не мог. Через несколько лет роман Окуджавы «Путешествия дилетантов» вызвал целую бурю – в частности, были читатели, возмущенные тем, как нерусский вторгается в интимные дебри русской истории. А «Шипов» – прошел, проскользнул незаметно, не вызвав ни у кого подозрений. Дорожная история. На сцене театра Et Cetera – бег по кругу выстроенной художником Эмилем Капелюшем дороги, на сцене подобной карусели. Взбираешься на колеса, опускается дуга с оглоблями, и так, на одном колесе, и кружат по Петербургу и меж городами российскими, до Москвы, до Тулы, до самой Ясной Поляны полицмейстеры, секретные агенты, князья с генералами. Нина Садур написала пьесу по когда-то очень популярной повести Булата Окуджавы «Похождения Шипова». Сюжет, кстати, только начнешь вспоминать его, тут же радует непреходящей своей злободневностью. Там о чем? Как мобилизуют некоего секретного агента, специалиста по мелкому жулью, требуют от него разобраться, что за тайные собрания проходят у Льва Николаевича Толстого в Ясной Поляне, чему там учат неграмотных крестьян учителя, набранные из отчисленных по разным революционным провинностям студентов. Пьесу Садур поставил Сергей Грицай, известный больше как хореограф. В «Похождениях Шипова» (все-таки – старинный водевиль!) много танцев, музыки, песен. И – вот сюжет, который в России, вероятно, приятно отзывается в любое время: агент оказывается натурой увлекающейся и пьющей, деньги, которые ему исправно выделяются полицейским ведомством, проматываются в трактирах, впрочем, в подтверждение немалых бюджетных расходов Шипов (он же – агент Зимин) исправно шлет наверх депеши со все более и более пугающими донесениями... Сам Лев Николаевич Толстой на сцене не появляется, как Пушкин – в булгаковских «Последних днях». Хотя до Ясной Поляны агент в конце концов добирается, и там тетка и сестра Льва Толстого становятся свидетелями и жертвами полицейского обыска. Спектакль не так подвижен, как рассказ, хотя и музыки, и шуму на сцене много. Впрочем, несколько ролей откладывается в памяти. Первым номером – Шипов, которого играет Андрей Кондаков. Ленивый, сперва радующийся тому, на какую высоту взлетел вдруг, но правды этого скрыть он не в силах и потому на каждом перекрестке успевает рассказать про свои успехи. Рассказать – не сделать, для дел ни сил, ни денег у него уже не остается. И Марина Чуракова – в роли вдовы, которая в какой-то момент заполняет все мысли героя, а затем составляет счастье его. Впрочем, как всякая вдовушка, замужество не воспринимает как окончательный и бесповоротный выбор, поскольку рядом имеются еще два претендента и на руку ее, и в еще большей степени – на удовольствие провести с нею ночные досуги... «Ночные досуги» идут на ура, публика живо реагирует на веселую путаницу, связанную с возможностью или невозможностью ночных свиданий и соединений. И тут с некоторой печалью приходится констатировать: живая реакция на то, что видит глаз, в нынешнем театре идет рука об руку с очевидным равнодушием к тому, что требует от зрителя хотя бы краткого раздумья или напряжения памяти. Скажем, в первом действии на сцене появляются несколько студентов – из тех, что едут в Ясную Поляну учить там крестьянских детей. Один из них рекомендуется: «Родион... Романович!» – в зале засмеялись двое, остальные пропустили мимо ушей имя-отчество, которое вроде бы должны знать из школьной программы. Время, когда публика напряженно выискивала в театральных диалогах тут и там рассованные по карманам фиги, безвозвратно ушло. Осталось в прошлом. Вот такая история. Местами даже очень смешная. Не раз, впрочем, запинающаяся на песнях и танцах, когда, сидя в зале, ты видишь, как же весело и хорошо на сцене актерам, сколько удовольствия они извлекают из этих песен и танцев, как, не жалея энергии, играет Шипова Андрей Кондаков... А ты сидишь и ждешь, когда же закончатся песни и танцы и сюжет снова тронется в путь, по бескрайним российским дорогам и по бездорожью российских сюжетов.