Пресса
5:00
2024
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2000
1999
1998
1997
1996
1995
1994
1993
0:00
А.Н. Островский. Между белым и черным
Иван Иванов
Журнал "ДрамТеатр" ,
28.12.2022
В московском театре «Et Cetera» состоялась премьера спектакля по пьесе А.Н. Островского «Грех да беда на кого не живет». Режиссер-постановщик Марина Брусникина, сценография и костюмы Наны Абдрашитовой.
Трагическая тема женской судьбы под гнетом мужа - тема не новая в мировой драматургии. Особое место в сценическом воплощении этой животрепещущей
темы на русской сцене принадлежит без сомнения Н.А. Островскому. Его «Гроза», «Бесприданница», как и пушкинский «Евгений Онегин», стали настоящей энциклопедий русской глубинки с ее нравами и бытом.
Пьесы Островского всегда были беспроигрышными, сулили успех репертуарному театру. А что же «Грех да беда на кого не живет»? Судьба пьесы сначала складывалась удачно. А. Островский написал ее в 1862г., она была отмечена высокой наградой. Пьеса получила первую литературную премию России имени бывшего министра просвещения Российской Империи графа С.С. Уварова. В 1863г. состоялись две премьеры в главных театрах России - в столичном, Санкт Петербургском Александринском театре, и в Малом театре в Москве. Популярность пьесы была невероятной. В двух столицах ее сыграли 85 раз!
Зрители того времени сталкивались в горячих спорах о героях и актерах, воплотивших ее в сценическую жизнь. Ну а потом наступил закат ее популярности.
Островский написал новые пьесы: «Гроза», «Лес», «Бесприданница», которые вошли в золотой фонд российской драматургии. На долгие годы пьеса ушла с подмостков русского театра.
В 2015 году пьеса вдруг «проклюнулась» после долгого забвения во МХАТе им. Горького под названием «Отелло уездного города». И вот ей снова нашлось место, теперь в московском театре «Et Cetera» под руководством Александра Калягина.
Сначала о сценической площадке, где разыгрывается пьеса. Декорация проста: широкая, как почтовый тракт, лестница с тремя платформами окрашена в белый цвет. На ней разыгрывается часть спектакля. Это «белая» игровая зона. А впереди, почти у самых ног зрителя, есть еще одна сценическая площадка, она обозначает современное время, здесь используются сотовые телефоны, через которые оплачивается перевод за молчание слугам, работает телевизор, где время от времени транслируются то новости, то футбольные встречи Здесь места белому цвету нет. Это «черная» игровая. зона. Встал на ступеньку лестницы в «белой» зоне - и ты в 19 веке, значит, изволь говорить, действовать, жить, по законам того времени. Шагнул вперед - в «черную» зону, и ты оказываешься в нашем, 21 веке. Казалось бы, все просто. Но не стоит верить этому. В простоте инженерных конструкций художник Нана Абдрашитова
заложила, а режиссер Марина Брусникина воплотила очень ясные, современные мысли о положении женщины в семье, ее трагизм в отсутствии любви, уважения к своему законному мужу, а через это семейное насилие, унижение и в конечном итоге
закономерную смерть. Другого не дано. Таковы законы жизни, метко подмеченные и хорошо изученные драматургом А. Островским. Режиссер-постановщик Марина Брусникина мастерски использует этот внешне созданный, бросающейся сразу в глаза цветовой контраст. В белом цвете играют Островского по Островскому, текст практически не меняется, герои живут в соответствии с обстоятельствами времени,
нравами, социальным положением, не забывая о нормах общения между представителями общества. Но лишь только герои оказываются в «черной» зоне, как
меняются форма, темпо-ритм, манера игры, ломаются все классические каноны, как надо «правильно» играть Островского, созданные на протяжении сотни лет. Текст пьесы адаптирован режиссером к современной лексике, эмоции стали бурными, не
совсем сдержанными в выражении радости и счастья.
Самым ярким представителем Островского в этой зоне стал засл. арт. РФ Сергей Плотников, исполнитель роли слепого деда Архипа. Сергей несет характер, за которым скрывается сложная, неоднозначная судьба русского человека, с русским характером, которая, как маятник раскачивала его жизнь: то взмыла вверх, то
билась о землю. Внешне все повадки слепого человека актером виртуозно исполняются: он умело простукивает пространство палочкой, в его движениях есть некая скованность, видно, как напряжен его слух… Но слепота это внешняя обманчивая особенность героя. На самом деле дед Архип в исполнении Сергей Плотников самый зоркий, самый зрячий герой в это истории: он мудр, опытен, его не обмануть, не воспользоваться его недугом. Работа Сергея Плотникова - это счастливое, точное попадание в душевный мир сложного, глубокого образа деда Архипа, которого актер с блеском исполняет.
Актриса Елизавета Рыжих в роли Татьяны Даниловны мечется между двух мужчин, между двух судеб, между черным и белом в поиске жизненного баланса, в поисках обретения простого женского счастья. Роль исполняется эмоционально, бесшабашно,
также, как и живет ее героиня Татьяна Даниловна - бесшабашно, трагично. Даже, когда она понимает, что ее жизнь вот-вот покатится в бездну, но все еще есть шанс зацепиться, удержаться от падения, она не задумываясь все же выбирает для себя сторону черную, греховную: изменяет мужу не просто осознано, а с каким-то диким,
пьянящим азартом. Елизавета Рыжих с самого начала, взяв трагическую ноту в исполнении образа Татьяны Даниловны, ведет ее словно к жертвоприношению,
когда, вместо жалости и печали, у зрителя возникают чувства сострадания и сочувствия к трагическому образу русской женщины.
Тема необузданной ревности, пожалуй, самая главная тема этой пьесы. Эта вечная тема была и будет присутствовать в историях о мужчине и женщине.
На этой теме Островский строил сюжетную канву многих своих пьес. Тема ревности - всегда трагична, неизбежно смертельна. Тема, которая задевает больно, которая заставляет проводить параллель между героями пьесы и своей личной жизни. Роль Льва Родионовича Краснова - щедрый подарок актеру Антону Пахомову.
Свою роль он ведет тонко, многообразно. Причинные отношения актер не строит на сиюминутной ярости, а взращивает их на протяжении всего спектакля в муках, сомнениях, прощении и наконец внутреннем убеждением, что убить свою неверную жену будет не злом, а правильным богоугодным делом. Тем самым он положит конец не изменам жены, а ее блудному помыслу, который разрушил мир и радость в душе, растоптал святую веру в Бога. В работе актера Антона Пахомова звучит философия Родиона Раскольникова, героя романа Ф. Достоевского «Преступление и наказание». В понимании героя Островского Льва Родионовича Краснова – это право убить. В роли Льва Родионовича Краснова актер Антон Пахомов многолик. Он - честный, сдержанный, яростный, необузданный, нежный, любящий, буйный, мстительный, сильный и слабый! И все эти качества Антон Пахомов соединяет, переплавляет в душевном горниле своего сценического образа, чтобы получить один единый результат – любить и быть любимым. Но нет, результат вышел не тот. Льва Николаевича Краснова ждет не вечное благоухающее царство любви и счастья, а многолетняя каторга в Сибири.
Спектакль получился театральным, интересным. Режиссеру Марине Брусникиной удалось бережно «поднять» пьесу А.Н. Островского «Грех да беда на кого не живет» из века 19 в наш 21 век. Язык спектакля понятный, ясный, чувственный и близкий нам по духу, вере и культуре.
Трагическая тема женской судьбы под гнетом мужа - тема не новая в мировой драматургии. Особое место в сценическом воплощении этой животрепещущей
темы на русской сцене принадлежит без сомнения Н.А. Островскому. Его «Гроза», «Бесприданница», как и пушкинский «Евгений Онегин», стали настоящей энциклопедий русской глубинки с ее нравами и бытом.
Пьесы Островского всегда были беспроигрышными, сулили успех репертуарному театру. А что же «Грех да беда на кого не живет»? Судьба пьесы сначала складывалась удачно. А. Островский написал ее в 1862г., она была отмечена высокой наградой. Пьеса получила первую литературную премию России имени бывшего министра просвещения Российской Империи графа С.С. Уварова. В 1863г. состоялись две премьеры в главных театрах России - в столичном, Санкт Петербургском Александринском театре, и в Малом театре в Москве. Популярность пьесы была невероятной. В двух столицах ее сыграли 85 раз!
Зрители того времени сталкивались в горячих спорах о героях и актерах, воплотивших ее в сценическую жизнь. Ну а потом наступил закат ее популярности.
Островский написал новые пьесы: «Гроза», «Лес», «Бесприданница», которые вошли в золотой фонд российской драматургии. На долгие годы пьеса ушла с подмостков русского театра.
В 2015 году пьеса вдруг «проклюнулась» после долгого забвения во МХАТе им. Горького под названием «Отелло уездного города». И вот ей снова нашлось место, теперь в московском театре «Et Cetera» под руководством Александра Калягина.
Сначала о сценической площадке, где разыгрывается пьеса. Декорация проста: широкая, как почтовый тракт, лестница с тремя платформами окрашена в белый цвет. На ней разыгрывается часть спектакля. Это «белая» игровая зона. А впереди, почти у самых ног зрителя, есть еще одна сценическая площадка, она обозначает современное время, здесь используются сотовые телефоны, через которые оплачивается перевод за молчание слугам, работает телевизор, где время от времени транслируются то новости, то футбольные встречи Здесь места белому цвету нет. Это «черная» игровая. зона. Встал на ступеньку лестницы в «белой» зоне - и ты в 19 веке, значит, изволь говорить, действовать, жить, по законам того времени. Шагнул вперед - в «черную» зону, и ты оказываешься в нашем, 21 веке. Казалось бы, все просто. Но не стоит верить этому. В простоте инженерных конструкций художник Нана Абдрашитова
заложила, а режиссер Марина Брусникина воплотила очень ясные, современные мысли о положении женщины в семье, ее трагизм в отсутствии любви, уважения к своему законному мужу, а через это семейное насилие, унижение и в конечном итоге
закономерную смерть. Другого не дано. Таковы законы жизни, метко подмеченные и хорошо изученные драматургом А. Островским. Режиссер-постановщик Марина Брусникина мастерски использует этот внешне созданный, бросающейся сразу в глаза цветовой контраст. В белом цвете играют Островского по Островскому, текст практически не меняется, герои живут в соответствии с обстоятельствами времени,
нравами, социальным положением, не забывая о нормах общения между представителями общества. Но лишь только герои оказываются в «черной» зоне, как
меняются форма, темпо-ритм, манера игры, ломаются все классические каноны, как надо «правильно» играть Островского, созданные на протяжении сотни лет. Текст пьесы адаптирован режиссером к современной лексике, эмоции стали бурными, не
совсем сдержанными в выражении радости и счастья.
Самым ярким представителем Островского в этой зоне стал засл. арт. РФ Сергей Плотников, исполнитель роли слепого деда Архипа. Сергей несет характер, за которым скрывается сложная, неоднозначная судьба русского человека, с русским характером, которая, как маятник раскачивала его жизнь: то взмыла вверх, то
билась о землю. Внешне все повадки слепого человека актером виртуозно исполняются: он умело простукивает пространство палочкой, в его движениях есть некая скованность, видно, как напряжен его слух… Но слепота это внешняя обманчивая особенность героя. На самом деле дед Архип в исполнении Сергей Плотников самый зоркий, самый зрячий герой в это истории: он мудр, опытен, его не обмануть, не воспользоваться его недугом. Работа Сергея Плотникова - это счастливое, точное попадание в душевный мир сложного, глубокого образа деда Архипа, которого актер с блеском исполняет.
Актриса Елизавета Рыжих в роли Татьяны Даниловны мечется между двух мужчин, между двух судеб, между черным и белом в поиске жизненного баланса, в поисках обретения простого женского счастья. Роль исполняется эмоционально, бесшабашно,
также, как и живет ее героиня Татьяна Даниловна - бесшабашно, трагично. Даже, когда она понимает, что ее жизнь вот-вот покатится в бездну, но все еще есть шанс зацепиться, удержаться от падения, она не задумываясь все же выбирает для себя сторону черную, греховную: изменяет мужу не просто осознано, а с каким-то диким,
пьянящим азартом. Елизавета Рыжих с самого начала, взяв трагическую ноту в исполнении образа Татьяны Даниловны, ведет ее словно к жертвоприношению,
когда, вместо жалости и печали, у зрителя возникают чувства сострадания и сочувствия к трагическому образу русской женщины.
Тема необузданной ревности, пожалуй, самая главная тема этой пьесы. Эта вечная тема была и будет присутствовать в историях о мужчине и женщине.
На этой теме Островский строил сюжетную канву многих своих пьес. Тема ревности - всегда трагична, неизбежно смертельна. Тема, которая задевает больно, которая заставляет проводить параллель между героями пьесы и своей личной жизни. Роль Льва Родионовича Краснова - щедрый подарок актеру Антону Пахомову.
Свою роль он ведет тонко, многообразно. Причинные отношения актер не строит на сиюминутной ярости, а взращивает их на протяжении всего спектакля в муках, сомнениях, прощении и наконец внутреннем убеждением, что убить свою неверную жену будет не злом, а правильным богоугодным делом. Тем самым он положит конец не изменам жены, а ее блудному помыслу, который разрушил мир и радость в душе, растоптал святую веру в Бога. В работе актера Антона Пахомова звучит философия Родиона Раскольникова, героя романа Ф. Достоевского «Преступление и наказание». В понимании героя Островского Льва Родионовича Краснова – это право убить. В роли Льва Родионовича Краснова актер Антон Пахомов многолик. Он - честный, сдержанный, яростный, необузданный, нежный, любящий, буйный, мстительный, сильный и слабый! И все эти качества Антон Пахомов соединяет, переплавляет в душевном горниле своего сценического образа, чтобы получить один единый результат – любить и быть любимым. Но нет, результат вышел не тот. Льва Николаевича Краснова ждет не вечное благоухающее царство любви и счастья, а многолетняя каторга в Сибири.
Спектакль получился театральным, интересным. Режиссеру Марине Брусникиной удалось бережно «поднять» пьесу А.Н. Островского «Грех да беда на кого не живет» из века 19 в наш 21 век. Язык спектакля понятный, ясный, чувственный и близкий нам по духу, вере и культуре.