Пресса
5:00
2024
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2000
1999
1998
1997
1996
1995
1994
1993
0:00
"Же сюи инженер Зилов: "Утиная охота" в театре "Et Cetera"
Елена Дьякова
"Новая Газета" ,
05.10.2015
1968 год на сцене решен как большая перемена. Не в смысле «жить стало легче»… хотя именно тогда, конечно, стало! Первому невыбитому поколению, первому поколению с массовым высшим образованием было чуть за тридцать. Академгородок и Звездный городок, кино, хоккей, физматшколы, журнал «Юный техник» рекордными тиражами, тысячи новоселий в новых пятиэтажках… По сравнению с жизнью отцов и дедов – райский расцвет. Но именно там и тогда, в конце 1960-х, - почему-то умирает мартовский снег. СССР начинает оползать, рушиться внутрь себя и себя стыдиться. Как это получилось? В «Утиной охоте»(1968) тридцатилетнего Александра Вампилова нет окончательных ответов. Есть чуть не первое - очень точное - описание симптомов общей болезни. В театре «Et cetera” «Утиную охоту» поставил Владимир Панков. «Мне интересно увидеть Вампилова в мистическом ракурсе. …Где в образе Зилова, с его огромными внутренними противоречиями, проходит грань между реальностью и нереальностью, жизнью и смертью?», - говорит режиссер. Однако, его трехчасовой «мистический Вампилов» вышел и очень трезвым. Социальным. Взрослым и жестким.
Так вот: 1968 год решен на сцене, в декорации Максима Обрезкова, как большая перемена. Могучая школьная рекреация с голубыми, цвета панталон с начесом, стенами полуметровой толщины, с немытыми окнами и копотью, навек осевшей на побелке, обнимает весь мир. Бюро технической информации и кафе «Незабудка», долгожданная квартира (инженер Зилов тоже ведь как раз празднует новоселье), дворы и телефонные будки – все умещается в стенах школьного коридора. В них резвятся тридцатилетние (а то и вовсе седые) старшеклассники. На подоконниках стоят, готовы взлететь чудесные девушки со скрипками из студии Панкова “SounDrama”. И только на волю отсюда никого не выпустят.
Зилова играет Антон Пахомов, перешедший в труппу “Et cetera” из легендарного ташкентского театра «Ильхом» Марка Вайля. Он по-особому заметен на сцене. Так в первой же - после перерыва на многолетний отъезд - театральной роли в Москве стал заметен Игорь Миркурбанов. Его Зилов - бледный, дьявольски легкий, почти взмывающий над подмостками (в первой сцене взмывающий из алого, как положено в 1960-х, гроба), приплясывающий каждой жилочкой и каждым нервом. Вкрадчивый, капризный, мечтательный и расчетливый, циничный и полный детского простодушия, не мыслящий себя без людей и явно к ним равнодушный.
Его Зилов – почти Хлестаков. Но и вечный школьник, прогуливающий суконно-скучный урок жизни в стране советов. И каждый взрыв его глубоких, не понятых миром чувств – как банка с толом, подложенная под фундамент этой жизни. Зилов-2015 не похож ни на Олега Даля в давнем фильме «Отпуск в сентябре» (Даля-Зилова было жаль до полусмерти). Ни на Зилова Константина Хабенского в спектакле МХТ «нулевых»: для того «утиная охота» за одноклассницами и первокурсницами, мелкое браконьерство романов и романчиков было единственной возможностью самореализоваться (и попросту - остаться мужчиной) в быту советского НИИ с его липовыми отчетами и пьянкой в обеденный перерыв. В «Утиной охоте» Владимира Панкова на романтического (вроде бы как) героя Вампилова театр смотрит куда жестче и трезвей. Липовые отчеты? Безумная пустота всей жизнедеятельности советского Гамлета в брюках-дудочках? …Да ведь Зилов эти отчеты и пишет! И никакой он не Гамлет, даже не «алик из аликов» (как говорят его бабы на лже-поминках). Тут все такие. Все «алики». Хоть полное штатное расписание Бюро технической информации перебрать. Зиловы в спектакле «Et cetera” множатся, как Пушкины в спектакле Таганки 1970-х. Кузаков ли, Саяпин, да любой сосед по иркутским Черемушкам, любой участник пьянки в кафе «Незабудка» - здесь такой же советский Гамлет. Строго по Вампилову разобраны все его социальные роли: никакой сын и никакой муж, никакой инженер и никакой охотник… Первый относительно свободный образец советского человека годен лишь на то, чтоб пустить все дары и шансы в распыл.
Прошлое и будущее бродят вокруг Зилова. Три старухи, три Парки из русского предместья в черных похоронных платках тут – словно ближняя и забытая родня. Хозяйничают по кухне Зиловых, баюкают его измученную жену Галину (Анжела Белянская). Да ведь и сам Зилов, и изящная Галина в светлой «болонье», с ее радостным криком «Мы едем на Бродвей!» - дети-внуки именно таких старух, чего-чего не переживших в России 1920-х-1950-х. А «Гость из будущего» тут – совершенно не такой, каким он мерещился советской интеллигенции в 1960-х. Человек будущего – накачанный, каменно-тяжелый (в противовес истерической легкости Зилова) официант Дима (Амаду Мамадаков) – единственный в этом мирке человек, умеющий считать деньги, бить утку влет и не пить в рабочее время. Его времечко придет через четверть века… Эти три начала на сцене – старухи в черных платках, стая недооцененных инженеров Зиловых и молчаливый Официант с личным стрелковым оружием (пусть пока охотничьим) – как знаки российского XX века во всем его развитии.
«Утиная охота» переходит в фантасмагорию: «злая квинта» истерики, плач Зилова о пропащей жизни сгущают воздух на сцене. В алом бурятском свадебном наряде с тяжелыми серебряными подвесками и крыльями за спиной приходит в «Незабудку» 18-летняя «невеста» Ирина (Сэсэг Хапсасова), «заземляя» сюжет спектакля все-таки в Иркутске, где пьеса и написана. Ярко-алый, цвета «Феррари», «Запорожец» шефа Кушака (Сергей Тонгур) все время остается на сцене. В финале три старухи в черных платках с плачем выталкивают его из ямы, налегая плечом. Похоже, такой образ в конце ХХ века приняла – общими нашими усилиями – Птица-тройка. …Расставаясь с жалостью к Зилову, стряхивая с себя морок обаяния Зилова, - зритель перестает жалеть и суетливо оплакивать многое. Но прежде всего – себя. Такая «Утиная охота» могла быть сделана только в эпоху великого отрезвления. В жесткие и суровые годы. Хмурым утром.
Так вот: 1968 год решен на сцене, в декорации Максима Обрезкова, как большая перемена. Могучая школьная рекреация с голубыми, цвета панталон с начесом, стенами полуметровой толщины, с немытыми окнами и копотью, навек осевшей на побелке, обнимает весь мир. Бюро технической информации и кафе «Незабудка», долгожданная квартира (инженер Зилов тоже ведь как раз празднует новоселье), дворы и телефонные будки – все умещается в стенах школьного коридора. В них резвятся тридцатилетние (а то и вовсе седые) старшеклассники. На подоконниках стоят, готовы взлететь чудесные девушки со скрипками из студии Панкова “SounDrama”. И только на волю отсюда никого не выпустят.
Зилова играет Антон Пахомов, перешедший в труппу “Et cetera” из легендарного ташкентского театра «Ильхом» Марка Вайля. Он по-особому заметен на сцене. Так в первой же - после перерыва на многолетний отъезд - театральной роли в Москве стал заметен Игорь Миркурбанов. Его Зилов - бледный, дьявольски легкий, почти взмывающий над подмостками (в первой сцене взмывающий из алого, как положено в 1960-х, гроба), приплясывающий каждой жилочкой и каждым нервом. Вкрадчивый, капризный, мечтательный и расчетливый, циничный и полный детского простодушия, не мыслящий себя без людей и явно к ним равнодушный.
Его Зилов – почти Хлестаков. Но и вечный школьник, прогуливающий суконно-скучный урок жизни в стране советов. И каждый взрыв его глубоких, не понятых миром чувств – как банка с толом, подложенная под фундамент этой жизни. Зилов-2015 не похож ни на Олега Даля в давнем фильме «Отпуск в сентябре» (Даля-Зилова было жаль до полусмерти). Ни на Зилова Константина Хабенского в спектакле МХТ «нулевых»: для того «утиная охота» за одноклассницами и первокурсницами, мелкое браконьерство романов и романчиков было единственной возможностью самореализоваться (и попросту - остаться мужчиной) в быту советского НИИ с его липовыми отчетами и пьянкой в обеденный перерыв. В «Утиной охоте» Владимира Панкова на романтического (вроде бы как) героя Вампилова театр смотрит куда жестче и трезвей. Липовые отчеты? Безумная пустота всей жизнедеятельности советского Гамлета в брюках-дудочках? …Да ведь Зилов эти отчеты и пишет! И никакой он не Гамлет, даже не «алик из аликов» (как говорят его бабы на лже-поминках). Тут все такие. Все «алики». Хоть полное штатное расписание Бюро технической информации перебрать. Зиловы в спектакле «Et cetera” множатся, как Пушкины в спектакле Таганки 1970-х. Кузаков ли, Саяпин, да любой сосед по иркутским Черемушкам, любой участник пьянки в кафе «Незабудка» - здесь такой же советский Гамлет. Строго по Вампилову разобраны все его социальные роли: никакой сын и никакой муж, никакой инженер и никакой охотник… Первый относительно свободный образец советского человека годен лишь на то, чтоб пустить все дары и шансы в распыл.
Прошлое и будущее бродят вокруг Зилова. Три старухи, три Парки из русского предместья в черных похоронных платках тут – словно ближняя и забытая родня. Хозяйничают по кухне Зиловых, баюкают его измученную жену Галину (Анжела Белянская). Да ведь и сам Зилов, и изящная Галина в светлой «болонье», с ее радостным криком «Мы едем на Бродвей!» - дети-внуки именно таких старух, чего-чего не переживших в России 1920-х-1950-х. А «Гость из будущего» тут – совершенно не такой, каким он мерещился советской интеллигенции в 1960-х. Человек будущего – накачанный, каменно-тяжелый (в противовес истерической легкости Зилова) официант Дима (Амаду Мамадаков) – единственный в этом мирке человек, умеющий считать деньги, бить утку влет и не пить в рабочее время. Его времечко придет через четверть века… Эти три начала на сцене – старухи в черных платках, стая недооцененных инженеров Зиловых и молчаливый Официант с личным стрелковым оружием (пусть пока охотничьим) – как знаки российского XX века во всем его развитии.
«Утиная охота» переходит в фантасмагорию: «злая квинта» истерики, плач Зилова о пропащей жизни сгущают воздух на сцене. В алом бурятском свадебном наряде с тяжелыми серебряными подвесками и крыльями за спиной приходит в «Незабудку» 18-летняя «невеста» Ирина (Сэсэг Хапсасова), «заземляя» сюжет спектакля все-таки в Иркутске, где пьеса и написана. Ярко-алый, цвета «Феррари», «Запорожец» шефа Кушака (Сергей Тонгур) все время остается на сцене. В финале три старухи в черных платках с плачем выталкивают его из ямы, налегая плечом. Похоже, такой образ в конце ХХ века приняла – общими нашими усилиями – Птица-тройка. …Расставаясь с жалостью к Зилову, стряхивая с себя морок обаяния Зилова, - зритель перестает жалеть и суетливо оплакивать многое. Но прежде всего – себя. Такая «Утиная охота» могла быть сделана только в эпоху великого отрезвления. В жесткие и суровые годы. Хмурым утром.