Пресса
5:00
2024
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2000
1999
1998
1997
1996
1995
1994
1993
0:00
Там, «за горизонтом»…
Юрий Фридштейн
"Общая газета" ,
01.06.1995
Как это ни странно, пьеса Юджина О'Нила «За горизонтом», давно переведенная на русский язык, никогда прежде не ставилась в наших театрах. Еще одна «странность»: ее премьера в театре “Et cetera” под руководством Александра Калягина совпала с одним, достаточно необычным юбилеем — ровно семьдесят пять лет тому назад, в феврале 1920 года, эта пьеса, первая «полнометражная» пьеса начинающего О'Нила, была поставлена в нью-йоркском театре «Мороско», а несколькими месяцами позже, в июне, драматург получил за нее свою первую Пулитцеровскую премию. Случайность? Несомненно. Вряд ли можно себе представить, что режиссер Владимир Богатырев, берясь за эту работу, имел в виду, как говорили когда-то, «датский» спектакль. Просто, наверное, пришло время поставить эту удивительную, прозрачную по мысли, чистую и столь же горькую пьесу о юном идеализме, о его крахе. И все же пусть и мистическом, ирреальном, но его конечном торжестве.Мотив «взрослых детей», «подростков» (если вспомнить Достоевского), или «подранков» (как назвал когда-то героев своего фильма Николай Губенко), невероятно зримо обозначился в самых разных спектаклях самых разных московских театров завершающегося сезона: юный Жюльен в спектакле театра «Современник» «Коломба» (постановка Александра Савостьянова); юные герои спектакля Театра-студии Олега Табакова «Последние» в постановке Адольфа Шапиро, открывшего совершенно необычным, неожиданным ликом эту пьесу Максима Горького; юные герои «дописанной» Эдвардом Радзинским своей знаменитой пьесы «Спортивные сцены 1981 года», в теперешнем ее варианте получившей название «Поле битвы после победы принадлежит мародерам» (Театр Сатиры, режиссер Андрей Житинкин); и даже — неожиданно заметный Коля Иволгин в инсценировке романа Достоевского «Идиот», поставленной Сергеем Женовачем в Театре на Малой Бронной… «Взрослые дети», входящие в мир с открытостью и с ожиданием счастья и чуда, с надеждой, — и их столкновение с реальностью, которая на поверку оказывается так непохожа на все прекраснодушные мечты и идеалы. Юные романтики — сегодня, в наше такое прагматическое время?В спектакле «За горизонтом» мотив этот представлен в особом, я бы сказал, «чистом» виде. И да простят меня остальные его участники, если я позволю себе назвать его моноспектаклем. Ибо это тот случай, когда все, в конечном итоге, определяет выбор исполнителя центральной роли. Актера, который смог бы эти, казалось бы, хрестоматийно звучащие монологи, эти, казалось бы, банальные слова, произнести так, чтобы они стали единственными в своем роде. И в спектакле, поставленном Владимиром Богатыревым, это — главное! — произошло. Алексей Осипов (роль Роберта Мэйо — его дебют) играет мечтателя и поэта, играет с пленительной естественностью и простотой: говорит ли он о своих стихах, или о своей любви, или о своей мечте… В нем нет ничего «внешнего», ничего «придуманного» — и естественность его абсолютно точно совпала со стилистикой этой ранней пьесы О'Нила, с тем, как и о чем она написана. Здесь все, казалось бы, предельно просто, и очевидно, и элементарно — но сыграть эту кажущуюся простоту много труднее, нежели любые «изыски», ибо не за что спрятаться, не за что укрыться, и только от актера зависит, сумеет ли он передать эту «простоту» — и одновременно непостижимость — человеческой жизни, человеческого страдания. Нежный, трогательный, распахнутый к миру и к людям — в начале спектакля; и отягощенный открывшимся ему знанием, горьким опытом своей недолгой жизни, испытавший и разочарования, и утрату иллюзий — в конце. Но все равно, наперекор, вопреки всему — сохранивший свою Мечту, и внутреннюю неистребимую в нем веру в то, что она осуществится. Пусть там, «за горизонтом», за пределами реального мира, «за гранью бытия»… Режиссер Владимир Богатырев и актер Алексей Осипов создали, сочинили, соткали — из снов, из фантазий, из чего-то неназываемого — спектакль, в котором счастливо соединились безыскусность и безмерность.В финале сцена становится неожиданно огромной, бескрайней, беспредельной, словно спали все оковы, все путы, словно отступило все лишнее, наносное, сиюминутное, словно открылся космос, и человек остался один на один с Вечностью.