Пресса
5:00
2024
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2000
1999
1998
1997
1996
1995
1994
1993
0:00
«Спартак» в багровых тонах
Глеб Ситковский
"Газета" ,
31.01.2007
Режиссер Уланбек Баялиев — это вчерашний студент Сергея Женовача, пока известный своим дипломным спектаклем «Поздняя любовь». Выбирая материал для дебюта во «взрослом» театре, Баялиев остановился на ранней и тоже почти дебютной пьесе 20-летнего Бертольта Брехта. Ученическая старательность и режиссерская одаренность Баялиева в этом спектакле определенную похвалу заслужили. Но на кой ему сдалась эта почти забытая пьеса, на премьере так и не выяснилось.Хочешь стать мастером — походи сперва в подмастерьях. А участь подмастерья — до поры до времени во всем подражать настоящим мастерам и копировать их стиль. Этой ступени развития не избежал в свое время и Бертольт Брехт. «Барабаны в ночи» (1919) — типичный образчик немецкого экспрессионизма, хотя видно, что Брехт уже и здесь пытается спорить со старшими товарищами, творчески развивая их метод. Уланбек Баялиев тоже начал как старательный копиист. В своем дебютном спектакле он показал себя чутким режиссером, хорошо чувствующим, что такое художественный стиль. Вместе с художником Юрием Гальпериным они создали мрачноватую черно-белую стилизацию под немецкий экспрессионизм. На сцене сооружен кусок футуристического мегаполиса с пугающими глазницами-окнами разных геометрических форм. «Вот вам торжество урбанизма над маленьким человеком», — говорят нам создатели спектакля. И трубы кругом какие-то торчат, и пар из них вырывается, скрадывая очертания человеческих тел, — словом, все как положено. А на передний план Баялиев еще и какую-то громадную банку с водой ставит, сквозь которую, как через увеличительное стекло, на нас смотрят обитатели этого страшного города, оказавшегося во власти революции. Контуры расплываются, реальность ускользает. А иногда в строгую черно-белую палитру спектакля добавляются разные оттенки багрового цвета, предусмотренные, кстати, и самим Брехтом. У него в пьесе ведь и красное вино льется рекою, и вишневочкой герои балуются, и багровая луна над городом всходит, и алое знамя над всеми развевается. Баялиев, чуткий к декоративным деталям, все это учел и без кроваво-красных оттенков свой спектакль не оставил. «Картинка» придумана вполне интересная.Но, увы, разглядыванием стильных картинок зрителю и придется довольствоваться. Во главу угла здесь поставлена декоративность, а сама брехтовская история о воскресшем солдате Андреасе Краглере, который вернулся с войны и обнаружил, что невеста ему изменила, рассказана непонятно для чего и непонятно для кого. Брехт, как известно, настаивал на том, что пишет свои пьесы, адресуя их именно зрительскому уму, а не сердцу. «Нечего глазеть так романтически!» — кричал Краглер залу в своем финальном монологе и бил в барабаны, пытаясь достучаться до зрительского сознания. Ведь цель театра, как и любого искусства вообще, — сделать человека свободным. Добиться этого, верил Брехт, возможно, лишь внятно объяснив ему, в каком дерьме он живет. Но чего точно недостает спектаклю Баялиева, так это внятности. И революционные марши, раздающиеся из старенького граммофона, и революционные речи — все это здесь нужно лишь для стильности, для пущего колорита. Зал недоуменно внимает старой истории о восстании Спартака, которая никак его не задевает, и чем дальше, тем больше погружается в обыкновенную скуку. И никакими барабанами его уже не разбудить.