Пресса
5:00
2024
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2000
1999
1998
1997
1996
1995
1994
1993
0:00
Онлайн – на одном дыхании
Максим Замшев
Литературная газета ,
19.12.2018
Пьеса Полины Бабушкиной ломает стереотипы, не нарушая каноны
Много сейчас разговоров о том, что отечественный театр в кризисе, что мало на сценах пьес современных драматургов, а если есть, то не те, – пресловутая «новая драма» и прочие экзерсисы. Подобные кривотолки обыкновенно происходят от бессилия и от невозможности работать по-настоящему актуально и интересно. Постановка Иваном Миневцевым пьесы Полины Бабушкиной «В зоне доступа» на сцене театра «Et Cetera» опровергает все высоколобые доводы сомнительных ревнителей.
Этот динамичный и гротескный спектакль смотрится на одном дыхании. И это, бесспорно, результат синергии творческих замыслов режиссёра и автора пьесы. Пьеса устроена так, что в ней практически нет таких внешних эффектов, по которым можно было бы рассредоточить зрительское внимание. Вся партитура держится на распределении тонких смысловых акцентов, на постоянных психологических коллизиях, тайных и не очень.
Сюжет пьесы основан на уже не раз применяемом приёме: компания друзей, собирающаяся по пятницам, решила сыграть в игру: читать вслух все эсэмэски и говорить по телефону по громкой связи. Поначалу думаешь, что всё пойдет по банальному сценарию вскрытия неких запретных взаимоотношений героев. Сразу скажу, что этот фактор присутствует. Но то, что происходит на сцене, значительно тоньше и увлекательней, чем разоблачение банальных адюльтеров.
Никаких постмодернистских заходов ни в пьесе, ни в постановке не сыщешь. Единство места и времени соблюдено с лихвой. На сцене длинный стол, кухонная мебель, две двери с разных концов и выход на балкон. Пространство организовано, с одной стороны, компактно, с другой – с большой перспективой сценографического манёвра. Режиссёр этим манёвром прекрасно пользуется, то отправляя героев на балкон, то возвращая за стол, то заставляя их передвигаться между дверьми и столом. И каждое передвижение не случайный поход, а психологический жест, замотивированный в общем действии.
Все персонажи написаны драматургом и воплощены постановщиком на сцене выпукло и узнаваемо. Это, бесспорно, их общий успех.
Актёры Иван Косичкин и Наталья Благих – блестяще показывают нам обычную городскую пару, пару интеллигентов, у которых есть шестнадцатилетняя дочь, они ближе к среднему классу, но их ценности с налётом мещанства надлежит пересмотреть. Косичкин играет весьма аскетично, но ни на секунду не позволяет потерять себя из виду, Благих же, наоборот, создаёт образ своей героини яркими мазками – несколько экзальтированными и нервными, но не противоречащими друг другу. Две другие пары – типичные примеры альянса-мезальянса. То, что в паре Благих –Косичкин чуть намечено, в других парах доведено до трагического абсурда. Сладчайшие внешне отношения Макса (Евгений Шевченко) и Ксюши (Кристина Гагуа) оказываются на поверку напрочь лишёнными искренности. Исполнители доводят акценты до предельной мощности в первой части спектакля, и тем трагичнее всё обваливается, когда вскрываются все измены Макса и далеко небезупречная жизнь Ксюши. Алексей и Аня (добротные и качественные работы Андрея Кондакова и Екатерины Егоровой) – уставшие от бытовых неурядиц люди, надоевшие взаимно до чёртиков, но демонстрирующие внешнее благополучие, – это наиболее узнаваемые и типизированные персонажи. Таких людей наверняка можно встретить в каждом городе. Но под пристальными взглядами зрителей они обретают черты индивидуальные, и здесь, конечно, определяющим становится то, как Егорова блестяще играет нерастраченную сексуальность Ани – она рассыпана на реплики, на позы, на походку, на повышение и понижение тона.
Два персонажа без пар – это Миша, в итоге оказавшийся представителем ЛГБТ, и проститутка Нина, появившаяся по недоразумению. Они далеко не статисты. Их сюжетные истории теснейшим образом связаны с общим действием.
Есть ещё дочка хозяев Алина.
И вот все эти люди взаимодействуют на сцене так занимательно, так разнообразно и с такой плотностью психологических перемен, что вполне проникаешься авторской идеей обозначить жанр «В зоне доступа» как онлайн-драму. Всё развивается горизонтально, традиционное деление на действия отсутствует, но в этом себе даже не отдаёшь отчёта. И в этой горизонтальности чрезвычайно важно отметить, как режиссёр решает очень сложную задачу. Она в том, что почти все персонажи находятся на сцене одновременно. Что делать тем, кто молчит? Как не выглядеть вычурно и в то же время оправдать своё присутствие на подмостках?
Впечатляет, что все персонажи существуют в полифоничном режиме, каждое движение значимо, как игра без мяча в футболе. Ансамбль идеален, всё работает как отлаженный механизм.
Спектакль долго помнится. О чём он заставляет задуматься? Наверное, о судьбе героя, о том, как зыбко счастье, о том, как многого мы не знаем о близких, и это незнание часть нашего преступного невнимания, о том, как многолик и глубок человек даже в недостатках своих. Разве этого недостаточно для того, чтобы признать постановку Иваном Миневцевым пьесы Полины Бабушкиной удавшейся?
Много сейчас разговоров о том, что отечественный театр в кризисе, что мало на сценах пьес современных драматургов, а если есть, то не те, – пресловутая «новая драма» и прочие экзерсисы. Подобные кривотолки обыкновенно происходят от бессилия и от невозможности работать по-настоящему актуально и интересно. Постановка Иваном Миневцевым пьесы Полины Бабушкиной «В зоне доступа» на сцене театра «Et Cetera» опровергает все высоколобые доводы сомнительных ревнителей.
Этот динамичный и гротескный спектакль смотрится на одном дыхании. И это, бесспорно, результат синергии творческих замыслов режиссёра и автора пьесы. Пьеса устроена так, что в ней практически нет таких внешних эффектов, по которым можно было бы рассредоточить зрительское внимание. Вся партитура держится на распределении тонких смысловых акцентов, на постоянных психологических коллизиях, тайных и не очень.
Сюжет пьесы основан на уже не раз применяемом приёме: компания друзей, собирающаяся по пятницам, решила сыграть в игру: читать вслух все эсэмэски и говорить по телефону по громкой связи. Поначалу думаешь, что всё пойдет по банальному сценарию вскрытия неких запретных взаимоотношений героев. Сразу скажу, что этот фактор присутствует. Но то, что происходит на сцене, значительно тоньше и увлекательней, чем разоблачение банальных адюльтеров.
Никаких постмодернистских заходов ни в пьесе, ни в постановке не сыщешь. Единство места и времени соблюдено с лихвой. На сцене длинный стол, кухонная мебель, две двери с разных концов и выход на балкон. Пространство организовано, с одной стороны, компактно, с другой – с большой перспективой сценографического манёвра. Режиссёр этим манёвром прекрасно пользуется, то отправляя героев на балкон, то возвращая за стол, то заставляя их передвигаться между дверьми и столом. И каждое передвижение не случайный поход, а психологический жест, замотивированный в общем действии.
Все персонажи написаны драматургом и воплощены постановщиком на сцене выпукло и узнаваемо. Это, бесспорно, их общий успех.
Актёры Иван Косичкин и Наталья Благих – блестяще показывают нам обычную городскую пару, пару интеллигентов, у которых есть шестнадцатилетняя дочь, они ближе к среднему классу, но их ценности с налётом мещанства надлежит пересмотреть. Косичкин играет весьма аскетично, но ни на секунду не позволяет потерять себя из виду, Благих же, наоборот, создаёт образ своей героини яркими мазками – несколько экзальтированными и нервными, но не противоречащими друг другу. Две другие пары – типичные примеры альянса-мезальянса. То, что в паре Благих –Косичкин чуть намечено, в других парах доведено до трагического абсурда. Сладчайшие внешне отношения Макса (Евгений Шевченко) и Ксюши (Кристина Гагуа) оказываются на поверку напрочь лишёнными искренности. Исполнители доводят акценты до предельной мощности в первой части спектакля, и тем трагичнее всё обваливается, когда вскрываются все измены Макса и далеко небезупречная жизнь Ксюши. Алексей и Аня (добротные и качественные работы Андрея Кондакова и Екатерины Егоровой) – уставшие от бытовых неурядиц люди, надоевшие взаимно до чёртиков, но демонстрирующие внешнее благополучие, – это наиболее узнаваемые и типизированные персонажи. Таких людей наверняка можно встретить в каждом городе. Но под пристальными взглядами зрителей они обретают черты индивидуальные, и здесь, конечно, определяющим становится то, как Егорова блестяще играет нерастраченную сексуальность Ани – она рассыпана на реплики, на позы, на походку, на повышение и понижение тона.
Два персонажа без пар – это Миша, в итоге оказавшийся представителем ЛГБТ, и проститутка Нина, появившаяся по недоразумению. Они далеко не статисты. Их сюжетные истории теснейшим образом связаны с общим действием.
Есть ещё дочка хозяев Алина.
И вот все эти люди взаимодействуют на сцене так занимательно, так разнообразно и с такой плотностью психологических перемен, что вполне проникаешься авторской идеей обозначить жанр «В зоне доступа» как онлайн-драму. Всё развивается горизонтально, традиционное деление на действия отсутствует, но в этом себе даже не отдаёшь отчёта. И в этой горизонтальности чрезвычайно важно отметить, как режиссёр решает очень сложную задачу. Она в том, что почти все персонажи находятся на сцене одновременно. Что делать тем, кто молчит? Как не выглядеть вычурно и в то же время оправдать своё присутствие на подмостках?
Впечатляет, что все персонажи существуют в полифоничном режиме, каждое движение значимо, как игра без мяча в футболе. Ансамбль идеален, всё работает как отлаженный механизм.
Спектакль долго помнится. О чём он заставляет задуматься? Наверное, о судьбе героя, о том, как зыбко счастье, о том, как многого мы не знаем о близких, и это незнание часть нашего преступного невнимания, о том, как многолик и глубок человек даже в недостатках своих. Разве этого недостаточно для того, чтобы признать постановку Иваном Миневцевым пьесы Полины Бабушкиной удавшейся?