Пресса
5:00
2024
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2000
1999
1998
1997
1996
1995
1994
1993
0:00
Кто в замке король? В театре у Александра Калягина
Татьяна Москвина
Аргументы Недели ,
12.07.2018
Закрываются на лето театры, время поговорить о прошедшем сезоне. Юбилейный – 25-й сезон завершился в Московском театре Et cetera, что под руководством А.А. Калягина, народного артиста России и председателя Союза театральных деятелей. Актёры в Москве – больше чем актёры: многие из них руководятЧто же происходит на сцене театра, названного нарочито легкомысленно (et cetera по-французски – всего лишь «и так далее…»)?
У ТЕАТРА Калягина – обширный и пёстрый репертуар, но, думаю, многие зрители выбирают спектакль, руководствуясь одним критерием: играет «сам» или нет. Это фатально. Это неизбежно. Александр Калягин – один из немногих сегодня актёров, на которых, что называется, ходят. Тот, кто делает кассу. В огромной Москве таких единицы: Доронина, Меньшиков, Е. Миронов, Безруков, Ширвиндт, Неёлова, Домогаров, М. Ефремов, ещё, может, человек пять. Вот до чего довела театр режиссёрская диктатура!Но не может ведь Александр Александрович выходить, при его-то занятости, каждый день на сцену, да и не для того он собирал труппу и создавал свой театр. Я выбрала для размышления три спектакля Et cetera.
Странное Возрождение непонятной любви
Спектакль «Декамерон. Любовь во время чумы» – премьера юбилейного, 25‑го сезона театра. Поставил композицию по мотивам классического сочинения Д. Боккаччо известный режиссёр Александр Морфов, много сотрудничавший с Et cetera (Калягин в спектакле не [end_short_text]занят). У Морфова есть удивительная способность, резко выделяющая его из корпуса современных режиссёров: он владеет искусством мизансцены. Он с поразительной красотой и элегантностью располагает фигуры артистов в пространстве, занимая все измерения сцены: и длину, и высоту, и глубину. И когда в его руках оказалось итальянское Возрождение, с его соборами, садами, дворцами, статуями et cetera, он так развернулся, что живописность мизансцен доводит зрителя до восторга. Первые полчаса.
«Декамерон» – не злосчастный заезженный режиссёрами «Дядя Ваня», его и сдававшие в университетах курс зарубежной литературы успели подзабыть. Вроде бы там были истории о любви, рассказанные в компании молодых людей, укрывшихся от чумы? Когда из сумрака соборов мы переносимся в монастырский сад, одна история нам действительно рассказана. Как в монастырь пробрался ловкий здоровый парень (очаровательный Амаду Мамадаков) и составил счастье всех его обитательниц, включая настоятельницу. Зритель, замученный духовностью, с радостью воспринимает лихую раскованность Возрождения в этом вопросе. И ждёт такого же остроумного продолжения. Но не тут-то было. В действие вмешивается элемент бреда, и вместо историй идёт сумбурное эксцентричное шоу, где следы Боккаччо уже слабо различимы.
Появляется пара комиков, Франческо и Франческа, трещащие текст в духе «Камеди клаб», но неясно о чём, зачумлённый парень с клеткой (там белая мышь), рассуждающий о смысле жизни, какой-то символический мясник (типа Бога-отца?), поучающий своего слабака сына… Мизансцены по-прежнему выразительные. Но ритмы потеряны, нить рассказа рассыпается, смыслы растаяли. Наступила обычная модная режиссёрская невнятица – поведать миру «обо всём и ни о чём».
Загадочное инкогнито из Петербурга
Ещё одна премьера театра – спектакль «Ревизор. Версия» в постановке Р. Стуруа. Александр Калягин играет здесь роль… Хлестакова. Это, знаете, такая версия, что мир ещё не видел таких версий. В ней есть два героя: Хлестаков и все остальные. Все остальные – довольно безликий отряд унылых чиновников, уже совершенно лишённых густого гоголевского колорита. Такая вполне современная свора одинаковых лицемеров и прохиндеев в скучных костюмчиках. И свора эта сталкивается с загадкой. С жутковатым фантомом – Хлестаковым, который никакой не юноша, а дьявольский хитрец с седым хохолком на голове и лукавыми глазами, для пущего кошмара сидящий в кресле-каталке. Гоголь Калягину на роду написан, и он в мире Гоголя мог бы сыграть буквально всё. Он и играет – не Хлестакова, конечно, а чёртову куклу. Его принцип – заморачивать мир и, что называется, «отводить глаза», как это умеет нечистая сила. Чиновники со своей глупой коррупцией попросту не видят его реального облика! А он знай себе куражится. И немножко скучает. Давно он на этой чёртовой должности, не всегда удаётся себя как следует развлечь. Вот финал комедии по-прежнему доставляет удовольствие этой чёртовой кукле – явиться к ворам в облике настоящего грозного ревизора… Так неожиданно и парадоксально, что даже интересно. Но, конечно, без Хлестакова–Калягина на сцене всё тускнеет. Может, лучше было бы сделать для выдающегося артиста такой вольный моноспектакль по Гоголю? Может быть, а труппа? Труппу занимать надо, это вам не шутка – артисты без работы.
То, что видел президент
Ну вот, добрались. Спектакль «Лица» по маленьким рассказам Чехова – это то, что видел В.В. Путин. И понятно почему: «Лица» – универсальное представление, для любого, для каждого, для всех. Тут невозможно чего-то «не понять» и не надо вежливо и внимательно пытаться пристроиться умом к зрелищу. Миниатюры Чехова разыгрывают два обаятельнейших лицедея, прирождённые комедианты, давние властители зала, Александр Калягин и Владимир Симонов. Пять рассказов, час двадцать минут без перерыва. Сидишь и думаешь вместе с залом – хоть бы это не кончалось… Эти негодяи отрываются от души, в полную силу, они сверкают и переливаются на сцене, как река на солнце. Однако в игровых мелочах нисколько не погребён смысл чеховского текста. Вот рассказ «На чужбине», где скучающий русский помещик, фальшивый «патриот» (Калягин), издевается над учителем-французом (Симонов). И смешно, и остро, и горько. На «Психопатах» зал стонет от смеха, но картина того, как мирные обыватели буквально сходят с ума, читая газеты, глубока и точна… Двое актёров, стол, стулья. Минимум реквизита. Театр!
Что ж, не без удовольствия я провела три вечера в нарядном зале Et cetera. Театр работает, старается, пробует найти свой репертуар, установить свои отношения между актёрской вольницей и режиссёрским диктатом. В его природе – склонность к комедиантству, озорству, яркой выпуклой форме. Он тоже, как многие театры, ищет «новые формы». Но не зря же «Лица» идут на аншлагах двадцать лет. Поскольку, приучая зрителя к «новым формам», можно его потерять, а потерять зрителя для театра – значит потерять всё.
А потому Калягину судьба вот так вот вертеться, балансировать «на грани» – и от моды не отставать, и публику не отпугивать. И самому выходить на сцену, для которой он, разумеется, создан.
У ТЕАТРА Калягина – обширный и пёстрый репертуар, но, думаю, многие зрители выбирают спектакль, руководствуясь одним критерием: играет «сам» или нет. Это фатально. Это неизбежно. Александр Калягин – один из немногих сегодня актёров, на которых, что называется, ходят. Тот, кто делает кассу. В огромной Москве таких единицы: Доронина, Меньшиков, Е. Миронов, Безруков, Ширвиндт, Неёлова, Домогаров, М. Ефремов, ещё, может, человек пять. Вот до чего довела театр режиссёрская диктатура!Но не может ведь Александр Александрович выходить, при его-то занятости, каждый день на сцену, да и не для того он собирал труппу и создавал свой театр. Я выбрала для размышления три спектакля Et cetera.
Странное Возрождение непонятной любви
Спектакль «Декамерон. Любовь во время чумы» – премьера юбилейного, 25‑го сезона театра. Поставил композицию по мотивам классического сочинения Д. Боккаччо известный режиссёр Александр Морфов, много сотрудничавший с Et cetera (Калягин в спектакле не [end_short_text]занят). У Морфова есть удивительная способность, резко выделяющая его из корпуса современных режиссёров: он владеет искусством мизансцены. Он с поразительной красотой и элегантностью располагает фигуры артистов в пространстве, занимая все измерения сцены: и длину, и высоту, и глубину. И когда в его руках оказалось итальянское Возрождение, с его соборами, садами, дворцами, статуями et cetera, он так развернулся, что живописность мизансцен доводит зрителя до восторга. Первые полчаса.
«Декамерон» – не злосчастный заезженный режиссёрами «Дядя Ваня», его и сдававшие в университетах курс зарубежной литературы успели подзабыть. Вроде бы там были истории о любви, рассказанные в компании молодых людей, укрывшихся от чумы? Когда из сумрака соборов мы переносимся в монастырский сад, одна история нам действительно рассказана. Как в монастырь пробрался ловкий здоровый парень (очаровательный Амаду Мамадаков) и составил счастье всех его обитательниц, включая настоятельницу. Зритель, замученный духовностью, с радостью воспринимает лихую раскованность Возрождения в этом вопросе. И ждёт такого же остроумного продолжения. Но не тут-то было. В действие вмешивается элемент бреда, и вместо историй идёт сумбурное эксцентричное шоу, где следы Боккаччо уже слабо различимы.
Появляется пара комиков, Франческо и Франческа, трещащие текст в духе «Камеди клаб», но неясно о чём, зачумлённый парень с клеткой (там белая мышь), рассуждающий о смысле жизни, какой-то символический мясник (типа Бога-отца?), поучающий своего слабака сына… Мизансцены по-прежнему выразительные. Но ритмы потеряны, нить рассказа рассыпается, смыслы растаяли. Наступила обычная модная режиссёрская невнятица – поведать миру «обо всём и ни о чём».
Загадочное инкогнито из Петербурга
Ещё одна премьера театра – спектакль «Ревизор. Версия» в постановке Р. Стуруа. Александр Калягин играет здесь роль… Хлестакова. Это, знаете, такая версия, что мир ещё не видел таких версий. В ней есть два героя: Хлестаков и все остальные. Все остальные – довольно безликий отряд унылых чиновников, уже совершенно лишённых густого гоголевского колорита. Такая вполне современная свора одинаковых лицемеров и прохиндеев в скучных костюмчиках. И свора эта сталкивается с загадкой. С жутковатым фантомом – Хлестаковым, который никакой не юноша, а дьявольский хитрец с седым хохолком на голове и лукавыми глазами, для пущего кошмара сидящий в кресле-каталке. Гоголь Калягину на роду написан, и он в мире Гоголя мог бы сыграть буквально всё. Он и играет – не Хлестакова, конечно, а чёртову куклу. Его принцип – заморачивать мир и, что называется, «отводить глаза», как это умеет нечистая сила. Чиновники со своей глупой коррупцией попросту не видят его реального облика! А он знай себе куражится. И немножко скучает. Давно он на этой чёртовой должности, не всегда удаётся себя как следует развлечь. Вот финал комедии по-прежнему доставляет удовольствие этой чёртовой кукле – явиться к ворам в облике настоящего грозного ревизора… Так неожиданно и парадоксально, что даже интересно. Но, конечно, без Хлестакова–Калягина на сцене всё тускнеет. Может, лучше было бы сделать для выдающегося артиста такой вольный моноспектакль по Гоголю? Может быть, а труппа? Труппу занимать надо, это вам не шутка – артисты без работы.
То, что видел президент
Ну вот, добрались. Спектакль «Лица» по маленьким рассказам Чехова – это то, что видел В.В. Путин. И понятно почему: «Лица» – универсальное представление, для любого, для каждого, для всех. Тут невозможно чего-то «не понять» и не надо вежливо и внимательно пытаться пристроиться умом к зрелищу. Миниатюры Чехова разыгрывают два обаятельнейших лицедея, прирождённые комедианты, давние властители зала, Александр Калягин и Владимир Симонов. Пять рассказов, час двадцать минут без перерыва. Сидишь и думаешь вместе с залом – хоть бы это не кончалось… Эти негодяи отрываются от души, в полную силу, они сверкают и переливаются на сцене, как река на солнце. Однако в игровых мелочах нисколько не погребён смысл чеховского текста. Вот рассказ «На чужбине», где скучающий русский помещик, фальшивый «патриот» (Калягин), издевается над учителем-французом (Симонов). И смешно, и остро, и горько. На «Психопатах» зал стонет от смеха, но картина того, как мирные обыватели буквально сходят с ума, читая газеты, глубока и точна… Двое актёров, стол, стулья. Минимум реквизита. Театр!
Что ж, не без удовольствия я провела три вечера в нарядном зале Et cetera. Театр работает, старается, пробует найти свой репертуар, установить свои отношения между актёрской вольницей и режиссёрским диктатом. В его природе – склонность к комедиантству, озорству, яркой выпуклой форме. Он тоже, как многие театры, ищет «новые формы». Но не зря же «Лица» идут на аншлагах двадцать лет. Поскольку, приучая зрителя к «новым формам», можно его потерять, а потерять зрителя для театра – значит потерять всё.
А потому Калягину судьба вот так вот вертеться, балансировать «на грани» – и от моды не отставать, и публику не отпугивать. И самому выходить на сцену, для которой он, разумеется, создан.