Пресса
5:00
2024
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2000
1999
1998
1997
1996
1995
1994
1993
0:00
Театр начинается с морфия
Марина Райкина
"Московский комсомолец" ,
19.10.2006
В театре Et cetera Александра Калягина всем впрыскивают морфий. Сначала малыми дозами, затем — мало не покажется. Сам худрук наркотиком не пользуется, но приобщил к нему молодую поросль своего театра. «Морфий» Булгакова — первая премьера сезона на Малой сцене, поставленная Владимиром Панковым.Театр озабочен наркотической проблемой и пытается справиться с ней посредством классики за неимением хорошей современной пьесы. «Кокаин» в прошлом сезоне выпустили два столичных театра, «Морфий» существует пока один. Но, судя по всему, стоит нескольких. Композитор Владимир Панков, который все громче заявляет о себе как режиссер, подошел к Булгакову со стороны развиваемого им направления — саунддрамы. Это когда музыка не иллюстрирует текст, а произрастает из слов. А слова выливаются в музыку. Пока так филигранно «поженить» звук со словом смог только Панков.Вот видим — по центру валяется парень в джинсах и красной кофте с капюшоном. Черное пространство сцены заставлено по периметру белыми стругаными лавками, как частоколом. Музыка — и частокол с грохотом падает и распадается, как связь времен или личность. В данном случае — личность доктора Полякова, молодого человека в очечках, заброшенного судьбой в провинциальную дыру, «где погребены под снегом он, фельдшерица-акушерка и фельдшер». В снега и вьюгу, сделанные не из бумаги, а из тревожной музыки, врываются мужики в ватниках поверх исподнего и оперная певица в платье да с перьями на голове. В таком странном монтаже классики с яростным разрушением рока будет существовать доктор Поляков. — Вчера ночью интересная вещь произошла, — говорит доктор, как будто бредит. — Я собирался ложиться спать, как вдруг у меня сделались боли в области желудка. Но какие! Холодный пот выступил у меня на лбу. Все-таки наша медицина — сомнительная наука, должен заметить. Отчего у человека, у которого нет абсолютно никакого заболевания желудка или кишечника… могут ночью сделаться такие боли, что он станет кататься по постели? Со стоном добрался до кухни, где ночует кухарка с мужем своим, Власом. Власа отправил к Анне Кирилловне. Та ночью пришла ко мне и вынуждена была впрыснуть мне морфий. Таким образом, дальнейшая жизнь доктора, в сущности хорошего человека, будет измеряться кубиками морфия. Никаких шприцев и подробностей впрыскивания — от душераздирающих иллюстраций Панков отказался. Весь спектакль идет как один большой глюк, в котором слились стиль агитки 20-х годов и опера Верди «Аида». «Аида» потому, что прежняя возлюбленная доктора — оперная певица, которая продолжает являться ему. Партию Амнерис картинно поет приглашенная в постановку солистка оперной школы Галины Вишневской Оксана Корниевская.Она единственная не выходит из образа и остается константой докторского бреда. Остальных же персонажей режиссер заставил жить по принципу мгновенной трансформации. Мужики в ватниках превращаются то в воинов египтянки Амнерис, то в ожившие глюки вокруг фельдшерицы. А музыканты, что постоянно присутствуют на сцене, преображаются в мужиков из глубинки.Кстати, о музыке, а вернее, о вольностях, что позволяет себе господин Панков. Верди он разложил для партии баяна, и Сергей Родюков — верный соратник Панкова по всем постановкам — лихо наяривает темы из «Аиды». Молодые артисты-морфинисты из Et cetera и музыканты — яркая, лапидарная краска спектакля. На ее фоне тончайшей скрипкой прозвучала работа опытной актрисы театра Татьяны Владимировой, выступившей в роли Анны Кирилловны, той самой, что впервые впрыснула доктору морфий. С ее появлением оперный дом Панкова приобрел глубочайший драматизм, которого пока еще не хватает молодому, но весьма перспективному актеру Алексею Черныху (доктор Поляков), но который так необходим Булгакову.Финал — логическая деградация личности морфиниста проиллюстрирована вещественной паузой: в центре сцены валяются джинсы и красная кофта с капюшоном. Был человек — и нет его. Был Булгаков — и остался.