Подписка на новости
Поиск по сайту
Версия для слабовидящих
Заказ билетов:
+7 (495) 781 781 1
Пушкинская карта

МОСКОВСКИЙ ТЕАТР «Et Cetera»

Et Cetera

художественный руководитель александр калягин

главный режиссер Роберт Стуруа

Пресса

Главное - жить "не хуже людей"


"Подмосковные известия" , 14.11.1997
В театре «Et Cetera» под руководством Александра Калягина – новая премьера по комедии А.Островского «Старый друг лучше новых двух». Осуществил постановку очень одаренный режиссер, которого мы хорошо знаем по двум отличным работам в Российском академическом молодежном театре, Владимир Богатырев («Жизнь впереди», «Поллианна»). Поставил в очень неожиданном для его привычного стиля ключе: это психошоу с элементами модерна, прекрасно оформленное художником В.Дургиным; шоу, полное ярких эксцентрических находок, умной коррекции отдельных сцен и диалогов великого драматурга. Но тут надо учесть вот что: Богатырев, на сколько я могу судить по его предыдущим московским премьерам. Обладает незаурядным даром драматурга, и старая, в общем-то совершенно забытая пьеса Островского обрела в его руках особый. Остросовременный смысл ( правда, местами не хватает действию тепла), но ничего не потеряв в авторском замысле и авторской интонации. Действительно, как все сиюминутно, когда, к примеру, молодые девушки без любви стремятся захватить того или иного парня, потому что тот хорошо устроен и при деньгах. Сиюминутно и желание парней при чине и небольших, но все-таки деньгах «подхватить» богатую невесту и непременно из благородных. И все это, разумеется, без любви, а так, из желания жить «не хуже людей». «Старый друг лучше новых двух» – из «Картин московской жизни», правда, шестидесятых годов прошлого века. Типы и ситуации узнаваемы, и проблемы – ну действительно прямо из сегодняшнего дня. А при этом постоянно подчеркивается, что мы все-таки имеем дело с Островским. Это видно в созданных актерами характерах. Отмечу Ореста – В.Скворцова, Татьяну Никоновну – Т.Владимировой, Прохора Васютина – А.Осипова. Актерские удачи, как видите, есть, но главное здесь в том, что спектакль интересен и волнует, – это работа В.Богатырева и В.Дургина. Да герои комедии, кроме разве лишь удивительной мамаши героини – невесты Оленьки (Т.Владимирова), не стремятся изначально к жизни по принципу «по одежке протягивай ножки». Они, как замечает та же мамаша, «не могут жить без кляузов», а ежели еще и у кого из них характер, как у Прохора (он сам признается), «такой путаный», то обвести вокруг пальца запросто можно. Как и удается мещанке Оленьке (Т.Веселова) в конце концов удовлетворить свой каприз – выйти замуж за «устроенного» чиновника Прохора. Тут, повторяю, речь не о любви. Горько… Но еще горше в финале, когда, по сути, начинается радостная всеобщая пьянка (это, как понимаю, додумка В.Богатырева, и очень удачная), которой, видимо, станет, перемежаясь со склоками и изменами, жизнь Прохора и Оленьки. И, к сожалению, если посмотреть шире, то не только их. И не только 150 лет назад…