Подписка на новости

Подписаться на новости театра

Поиск по сайту
Версия для слабовидящих
Заказ билетов:
+7 (495) 781 781 1
Пушкинская карта

МОСКОВСКИЙ ТЕАТР «Et Cetera»

Et Cetera

художественный руководитель александр калягин

главный режиссер Роберт Стуруа

29.12.2022 «Грех да беда на кого не живет». Марина Брусникина в Et Cetera. Анастасия Пушкина , ОКОЛОТЕАТР 30.11.2022 Веселый кошмар Ольга Игнатюк , Театральная афиша столицы 19.10.2022 Театр «Et Cetera» собрал любителей Шекспира Rusnewsday 19.10.2022 Станция Шекскировская. Музыкальный вечер «Город Калягинск. Волшебная феерия «Шекспир и музыка» в театре Et Cetera Наталия Алейнова , Театр To Go 14.09.2022 «Три плюс кот», «Шекспир и музыка». Какие премьеры покажет театр Et Cetera в юбилейном сезоне Портал "Mos.ru" 09.09.2022 Театр Et Cetera открыл юбилейный сезон кошачьей ухмылкой Игорь Пылаев , Russia News 07.09.2022 Гастроли Московского театра «Et Cetera» в Сургуте собрали аншлаг ugra-news.ru 06.09.2022 30-й творческий сезон Московский театр «Et Cetera» открыл гастролями в Сургуте. Георгий Зырянов , Информационно-аналитический портал СИА-пресс 12.07.2022 Михаил Швыдкой: Смелянский доказал, что продюсерство - это творческая профессия Михаил Швыдкой , Российская газета 27.06.2022 Музыка в снегу. Попытка услышания Елена Семенова , Культурная инициатива 25.05.2022 Швыдкой: У Калягина есть глубокое понимание масштаба проблем театрального цеха Михаил Швыдкой , Российская газета 25.05.2022 Александр Калягин отметит юбилей. Народному артисту исполняется 80 лет ТАСС 25.05.2022 Гениальный хулиган: за что мы любим Александра Калягина Павел Сурков , РИА-Новости 24.05.2022 Двенадцать семейных фото рассказали о жизни Александра Калягина Марина Райкина , Московский комсомолец 18.05.2022 Поэзия и проза как атомы человеческого сознания Дарина Копытова , Год литературы 27.04.2022 "Известия": Здравствуйте, я ваш Калягин: в Et Cetera построили город худрука газета "Известия"
Пресса

Гениальный хулиган: за что мы любим Александра Калягина

Павел Сурков
РИА-Новости , 25.05.2022
Один из самых смелых творческих экспериментаторов наших сцены и кино — да что там: хулиган, нарушающий любые правила и отвергающий стереотипы. Но не для того, чтобы шокировать зрителя, а чтобы провести очередной опыт. И эти опыты ему, бесспорно, удаются. О судьбе и ярких ролях Александра Калягина, который сегодня отмечает юбилей, — в материале РИА Новости.

Письмо кумиру
На первый отчаянный поступок юный Александр решился в 13 лет: взял и написал письмо любимому актеру — Аркадию Райкину. Это был крик о помощи — вот я, мол, ужасно не люблю учиться, но при этом хочу стать артистом. Подскажите, что мне делать. Райкин, кстати, лично читал все приходящие к нему корреспонденции и решил ответить мальчику, причем абсолютно серьезно, без скидки на возраст: так и так, Саша, я верю в труд и труд — основа всего для меня.

Через много лет на юбилее Райкина Калягин прочтет ему это письмо, вызвав хохот у присутствующих. Но для маленького Александра ответ кумира сыграл не только педагогическую роль — он понял, что любые мечты достижимы. И артист, добившийся народной славы, все равно способен остаться отзывчивым человеком.

От фельдшера до сцены
Правда, сперва с актерской карьерой не сложилось: Калягин окончил медицинское училище и работал фельдшером. Может быть, клятва Гиппократа сказалась на его судьбе. Желание помочь, использовать любые возможности, чтобы поддержать коллег, — это за Александром Александровичем знают все, кто хоть раз с ним пересекался.

Но страсть к сцене оказалась сильнее: молодой фельдшер бросил все и поступил в Щукинское училище. Ну а потом начинается поиск себя, своего коллектива. Сперва его взял в труппу Театра на Таганке Юрий Любимов. Но с мэтром Калягин, уже отличавшийся сильным характером, не сошелся, в итоге оказался в "Современнике" Олега Ефремова.
Перешел позднее за ним в МХАТ, а после смерти Олега Николаевича создал собственный театр Et Cetera.

Калягин из тех актеров, кто всегда вдумчиво работает с текстом, вживаясь в каждую строчку, да и вообще он — один из лучших чтецов на нашей сцене. Но в каждой театральной роли он искал какую-то новую краску.

Кино
Собственно, и в кино было так же. Начиная с обожаемой многими донны Розы из "Здравствуйте, я ваша тетя!" — ну кто еще из артистов с таким изяществом сыграл бы мелкого жулика, выдающего себя за тетку из Бразилии? Фильм мгновенно растащили на цитаты, а Калягин стал одним из любимейших актеров советского зрителя.
Казалось, можно остаться в комедийном амплуа, но в кино Александр Александрович тоже ищет суть, драму, пространство для игры. Наверное, именно поэтому он так блестяще играет у Никиты Михалкова, который любит давать актерам творческую свободу. При этом Калягин способен на диаметрально противоположные роли — от трусливого Ванюкина в "Свой среди чужих, чужой среди своих" до рефлексирующего Платонова в "Неоконченной пьесе для механического пианино".
Или уже хрестоматийный образ Чичикова в "Мертвых душах". У Михаила Швейцера, по его же словам, сомнений не осталось, когда он попробовал Калягина: главный герой получился живой, а Александр Александрович откровенно наслаждался этой ролью, выдавая на экран весь спектр артистических приемов и эмоций.

Дон Кихот и Леопольд
Но главным делом для него остается театральная сцена. И если на ней происходит громкий эксперимент, то Калягин в центре событий. Например, великий спектакль "Игроки-XXI", поставленный Сергеем Юрским, — когда на мхатовской сцене снова появились гоголевские персонажи, помещенные в современные обстоятельства и декорации, а в тексте не было изменено при этом ни строчки!

И в собственном театре он не боится браться за сложнейший и даже спорный репертуар. "Король Убю" Альфреда Жарри, где Калягин исполнил заглавную роль, в свое время взбудоражил всю театральную Москву. Спектакль называли и клоунадой, и провокацией, но залы были неизменно полны, а Калягин демонстрировал на сцене индивидуальную артистическую мощь и силу фарсового подтекста постановки.

Да и собственная фактура для него — ничто: он, например, сыграл Дон Кихота. Ну а что? Может же Рыцарь Печального Образа выглядеть чуть иначе, чем на книжных иллюстрациях? Ведь артистическая правда не столько в фактуре, сколько в исполнении.
Есть еще одна роль, с которой Калягин не расстается до сих пор: именно его голосом говорят знаменитый кот Леопольд и его вечные соперники — серый и белый мышонок. Когда недавно стали снимать продолжение мультфильма — Александр Александрович снова оказался у микрофона: "Ребята, давайте жить дружно!"

Множество лиц
Он продолжает играть и хулиганить и по сей день. Что такое, например, спектакль "Ревизор. Версия", поставленный Робертом Стуруа? Да, невероятное, но вполне реальное воплощение гоголевской комедии, где Иван Александрович Хлестаков — не молодой хлыщ, а пожилой приезжий, которого во многом из-за возраста и кажущейся солидности и принимают за ревизора! И Калягин с радостью и легкостью идет на этот эксперимент.

Впрочем, не забывает он и о демонстрации своих возможностей перевоплощения. Например, в спектакле "Лица", еще одной визитной карточке Et Cetera, Калягин и Владимир Симонов на двоих разыгрывают чеховские рассказы, демонстрируя весь доступный им широчайший спектр парного актерского взаимодействия.
Фактически спектакль-учебник для всех, кто интересуется системой Станиславского.