24.10.2016
«Тагильско-московский сюжет», или Новая история о старом
Наталья Решетникова
21.10.2016
Моноспектакль Владимира Скворцова "Шекспир. Монологи"
Норильский Заполярынй театр драмы
01.10.2016
"К Чехову, к Ефремову" / Международный театральный фестиваль "ПостЕфремовское пространство"
Хорошко Анна ,
Страстной бульвар,10
26.09.2016
Верхний Тагил. Андрей Архангельский знает, зачем «Уралвагонзаводу» интеллигентская драматургия
Андрей Архангельский ,
Коммерсант. Огонек.
30.08.2016
Et Cetera открывает предъюбилейный сезон
ТЕАТРАЛ
29.08.2016
Александр Калягин: «Получится ли всё, что задумано?»
ТЕАТРАЛ
29.08.2016
Роберт Стуруа ставит в Et Cetera "Ревизора" с Калягиным в главной роли
ТАСС: Культура
29.08.2016
Новый сезон в театре "Et Cetera": Калягин сыграет Хлестакова
РИА Новости
29.08.2016
Александр Калягин сыграет Хлестакова
Марина Райкина ,
Московский комсомолец
25.05.2016
Два Шекспира
Татьяна Лисик ,
портал Savemypost
20.05.2016
"Большие гастроли" в Кирове: пресс-конференция Александра Калягина
ГТРК "Вятка"
28.03.2016
"Открыть глаза"
Виктор Лошак ,
Журнал "Огонек"
17.03.2016
"Многолетнее ожидание"
Александр Калягин ,
журнал "Театрал"
11.03.2016
«Борис Годунов» под взмахом дирижерской палочки Петера Штайна
Иберо-американский фестиваль, Колумбия
08.03.2016
Театр Et Cetera отправляется в Колумбию
Риа Новости
08.02.2016
Усталость режиссера
Александр Калягин ,
журнал "Театрал", февраль
05.02.2016
В Et Cetera нашли артиста на главную роль
Театрал
Пресса
2024
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2000
1999
1998
1997
1996
1995
«Тагильско-московский сюжет», или Новая история о старом
Наталья Решетникова
24.10.2016
Речь о первой в истории театра имени Д.Н.Мамина Сибиряка совместной с московскими артистами постановке спектакля в Нижнем Тагиле.
Знаменитый Уралвагонзавод , чей вклад в победу над фашизмом в Великой отечественной войне сложно переоценить, праздновал свое 80-летие. Центральным событием планировались стать « Театральные дни Булата Окуджавы в Тагиле» ( это пересечение – отдельный сюжет). Но продюсеру Ольге Галактионовой пришла идея поставить еще пьесу А.Гельмана « Мы, нижеподписавшиеся », на т.н. производственную тему , объединив при этом столичных артистов с уральскими.
Интрига состояла и в том, что пьеса написана драматургом в советское время , почти сорок лет назад. Как-то она аукнется во времени сегодняшнем?
Для реализации задуманного была сформирована поистине блестящая команда постановщиков, их стоит перечислить: режиссер - з.а.РФ Владимир Скворцов; художник- лауреат гос.премии РФ, заслуженный художник Мария Рыбасова ; художник по костюмам Ольга Резниченко и художник по свету Сергей Скорнецкий - оба лауреаты национальной театральной премии» Золотая маска» . В спектакле приняли участие артисты нескольких театров Москвы: Анна Большова из Ленкома , Анатолий Кот из театра под руководством А.Джигарханяна , Алексей Кузичев служит в « Другом театре». Тагильский драмтеатр представляли актеры-мастера Сергей Зырянов, Игорь Булыгин, Юрий Сысоев, Елена Макарова.
Здесь важно сказать о давней и важной дружбе театра драмы с тагильскими промышленными предприятиями. Она помогала ему не раз в прежние годы , помогла и сейчас. Именно Уралвагонзавод изготовил для нового спектакля сложные конструкции декораций, вложился в него материально , потому логично , что зрителями премьерных показов стали как раз рабочие и служащие легендарного завода.
Репетиции спектакля-эксперимента проходили в Москве и « на стационаре »- в обновленном и достойно технически оснащенном нынче тагильском драматическом. Постановка готовилась в сжатые сроки. Репетировали в двух городах поочередно, а в завершающий этап все вместе на тагильской сцене и, по общему признанию, в редком единении . Мы с коллегами свидетельствуем, что следы пережитого артистами творческого драйва ощущаются в играемом ими спектакле , ставшем украшением репертуара .В совместной работе талантливых артистов вновь подтвердился тезис о том, что в искусстве понятие « провинция » условно. Все работали, уважая друг друга и на равных. «Сложение » в данном случае породило зрелище особой энергии и уровня.
Именно этим премьерным спектаклем открывался нынче 70й ( тоже юбилейный) сезон Нижнетагильского драматического театра имени Д.Н.Мамина Сибиряка. По понятным причинам спектакль играется смешанным составом - по два артиста из разных городов на одну роль.
Теперь о впечатлении от увиденного. « Мы, нижеподписавшиеся » , в первую очередь , спектакль актерский. Так говорят, когда именно актерское мастерство, энергетика, подлинность, сценическое обаяние исполнителей (даже «отрицательное», как у А.Кота ), превалируют над всеми режиссерскими и прочими постановочными приемами. Они есть, но об этом в свое время.
Вся декорация - развернутый, открытый зрителю (словно объединяющий и зал ) большой вагон поезда - основное место действия пьесы и спектакля . Поезд стоит и статика эта прочитывается емкой метафорой отсутствия движения и изменений в каких-то важных, базовых вещах в жизни - имеются в виду , конечно , вопросы нравственные, а не производственно -технические .Театр призван заниматься человеком и его душой – это его «поле».
2.
Сюжет прост: комиссия Облисполкома не приняла хлебозавод из-за недоделок. Диспетчер СМУ Леня Шиндин прорывается в тот же поезд, на котором возвращается сделавшая свое дело комиссия , – ему непременно нужно, чтобы акт приемки был обязательно подписан. И терпит фиаско. Столкновение двух философий, разных жизненных позиций людей составляют суть интриги . В одном вагоне столкнулись не просто работяга с людьми « административного ресурса ». Здесь обнаружится их принципиальный внутренний конфликт и схлестнутся совершенно разные идеологии рабочего человека и чиновничества. Главный герой Леня Шиндин ( в нашем случае его играл Юрий Сысоев) пытается договориться с важными людьми об изменении их решения не принимать объект ,несмотря на ряд недоделок, которые есть всегда , но «хлеб-то печь можно!». Свое неистовое желание и мотивы, что им движут в этой истории , он горячо пытается донести до членов комиссии простым языком: он не считает себя лидером и слишком умным человеком, но « я дурак думающий»,- говорит он о
себе. Но рядом с собой Леня о видит, наконец, того человека , который лидером
является - это пришедший полтора года назад на должность начальника СМУ Егоров. Он безмерно его уважает и доверяет , и ему важно быть рядом и служить именно такому честному и принципиальному человеку . Леня уважает желание того жить на земле и строить на селе так, чтобы не было стыдно перед людьми и собой. Леня знает тех, кто плетет интриги против Егорова, кто подставляет его- бывший начальник СМУ Грижелюк, для которого были всегда важны фанфары и карьера « вверх, вверх любой ценой», он и добился новой ступеньки роста- дослужился до начальника треста. Егоров же его разочаровал- оказался несговорчивым.
Персонаж ( Егоров) отсутствует на сцене. Он существует лишь в страстных монологах Лени и упоминается в диалогах. Тем труднее актеру быть столь убедительным в описании этой личности, его достоинств и реальных трудностей, с которыми тот сталкивается . Леня не без основания опасается , что после отрицательного решения комиссии на то место могут взять привычного очковтирателя , своего удобного человека. Только этим объясняются причины его наивно-изощренной борьбы за подписи. Благодаря игре Ю.Сысоева , становится очевидным и то , почему Леня Шиндин, по воле драматурга , бьется в одиночку. Потому , что чиновников, в отличие от принципиальных и честных трудяг, в России всегда был ( увы, и остается) избыток .И потому , конечно, что цена поступка одного человека , вступившего в противоборство с реальной несправедливостью или целой системой, - совсем иная.
Очень хороши дуэтные сцены Юрия Сысоева с актрисой Анной Большовой - она играет жену Лени Аллу. Множество оттенков взаимоотношений в неординарной ситуации, выпавшей им , передают они, работая не только яркими красками, но и тонкими, пастельными, деликатными и всегда психологически оправданными. Становятся понятными их боль, стыд , обиды на несправедливость ,порой друг на друга и жизнь. Теплый юмор есть в попытках худенького Лени показать, кто главный в семье, а между тем для себя он, по словам жены, ничего потребовать не может - вот жилья нормального у семьи до сих пор нет - тут у нее своя правда. Но именно жена будет рядом и вместе с почти отчаявшимся что-либо изменить мужем. В финальных сценах она душевно оказывается сильнее мужчины , и в том единственная надежда, что он не сломается окончательно.
Это не значит, что сцены общие (здесь не скажешь «массовые») в чем-то проигрывают. В ключевой из них - организованного Леней застолья по случаю фиктивного на самом деле дня рождения жены ( может это размягчит комиссию?)- исполнители уверенно существуют в рамках своего персонажа , в надежном партнерстве и не забывая общей задачи. Чрезвычайно интересно типажно и психологически решена тройка членов приемочной комиссии.
3.
Внешне суровый ее председатель Юрий Николаевич Девятов в исполнении тагильского актера Сергея Зырянова – вполне узнаваемый тип начальника, руководителя на важном посту , строгий законник -бывший военный юрист. Артист нигде не пережимает и не переходит в карикатуру , не становится обличителем своего персонажа, скорее, наоборот, старается за внешней формой разглядеть его подлинную суть и
резоны , которые движут им, зрелым ,опытным и неглупым человеком. Актер хорошо передает драматический момент прозрения этого ответственного до педантизма, в чем-то уже очерствевшего, но честного чиновника, когда он понимает, что его непоколебимая принципиальность была подковерно - ловко использована против него же самого и для совершения ( его руками) неправедного дела- смещения любыми способами неугодного и неудобного кому-то человека. Вся гамма чувств оскорбленного обманом Девятова, решившегося поставить-таки свою подпись даже на чистых листах ( в отчаянии Леня порвал подлинник акта ), переданы артистом.
Немало говорящих деталей найдено режиссером и актрисой Еленой Макаровой в решении образа Виолетты Матвеевны Нуйкиной, его коллеги по комиссии .
В той « именинной » сцене, например, сменив официальный костюм на нарядно платье , она становится не чиновницей, а миловидной женщиной со своими слабостями : вот надо бы что-то подарить жене Лени , но ( актриса тонко отыгрывает некоторое колебание и почти незаметную досаду )- духи-то дорогие… А как меняется она в проживании настоящего страха от раболепия перед начальством, которое для нее тот щит, за который можно спрятаться и не принимать решение самой. Сильный начальник для нее единственный авторитет, потому что она « просто женщина » , здесь - человек без хребта и собственного мнения .Режиссером придуман и прекрасно сыгран актрисой эпизод, когда она ловит выражение лица председателя комиссии , пытаясь « прочитать» его решение. Она находится , как под гипнозом , что создает трагикомический эффект.
Совсем не простой персонаж в этой компании - так у драматурга и в виртуозном исполнении А.Кота – Геннадий Михайлович Семенов. Это тип хамоватого, развязного, но « свойского парня », готового, кажется, всех понять и помочь. С ним легко общаться, но это, быть может, самый опасный вариант чиновничьего хамелеонства. За маской простака скрывается существо циничное, изворотливое и хитрое до омерзения – своего он не упустит никогда, поскольку всегда «держит нос по ветру». Пообещать ему – раз плюнуть, попить-погулять за чужой счет - в норме, при муже затеять бесстыдное ухаживание за его женой – а что такого? В итоге же, в самый важный момент именно он категорически откажется подписать чистые листы предполагаемого нового акта ( с формальной стороны он неуязвим) . Миляга Семенов точно выполнит, как оказалось, приказ более высокого начальства , очередного Иван Ивановича ( персонаж уже нарицательный в России)- ни при каких условиях акта не подписывать. С его лица спадет, наконец, маска - оно, как и тон, станет жестким. Именно он больнее всего унизит Леню обманутым доверием , разрушением надежды на человеческую порядочность: « У тебя свое начальство, у меня – «свое ». И сбежать через окно от закрывшего его в купе Лени для него не зазорно.
Трудная задача выпала Игорю Булыгину сыграть еще одного персонажа пьесы-некоего Малисова , начальника жены Лени Шиндина , что едет в этом же купе. Это весьма неоднозначный персонаж. Почему-то единственный, чье имя не упоминается ни разу - словно его нет. У него очень мало действия, не очень много текста ,он загадочно читает на верхней полке не что-нибудь,- Библию. Он как бы не очень присутствует и мало во что вмешивается . Но постепенно он тоже приоткроется в разговоре с Леней о причинах, почему он сейчас с Грижелюком . Он принял его жизненную философию : надежных людей надо приближать к себе ,оказывая им услуги, причем не мелкие, а существенные , жизненно необходимые - по типу : « ты- мне, я- тебе». Вот помог в свое время Грыжелюк Малисову в нескольких действительно трудных ситуациях, используя
4.
свои связи, поэтому Малисов ему и служит. Изменится конъюнктура, возможно он объект служения поменяет. За всеми внешними прикрытиями в нем скрывается, похоже , еще один тип начальника-приспособленца.
Таким образом, еще 40 лет назад драматург Гельман представил (еще не полную,наверное) панораму чиновничьих типов ,обнажил их опасность, ибо они людей не видят ,у них другие интересы. Что говорить, если и проводник в поезде - грозный начальник в своем вагоне -точно чувствует силу других и , как само собой разумеющееся , рабски прогибается перед ней.
Выше я писала о том, что символический поезд в спектакле фактически стоит. Ощущение его движения создает выразительная музыка, звуковые и ритмические акценты.Впечатляет работа художника по свету. Так , в самом начале, из глубины сцены в красном свечении прошествует вперед загадочная тройка молчаливых людей , что наводит зрителя на разные ассоциации. То ли какие-то почти инфернальные
фигуры , вышедшие из преисподни , то ли этакие сегодняшние « всадники Апокалипсиса»? И смешновато , и жутковато. Совсем не бытовое решение сцены вполне «смонтировалось» у меня с реалистическим способом существования артистов . А если говорить о современном звучании пьесы, то оно, мне кажется, в признании неистребимости того мимикрирующего и самовоспропроизводящегося зла, которое способно погубить все живое. В вопросе кто кому и чему служит?
Допускаю, что кто-то прочитает по-иному.
Мне не хватило в увиденном спектакле, пожалуй ,ощутимого внутреннего ритма существования артистов, особенно Лени , как главного героя. Он-то точно должен постоянно ощущать уходящее время-станция приближается, и все меньше шансов успеть добиться желаемого. Только это может усилить то огромное напряжение вне и внутри главного героя, который должен дойти до крайней степени отчаяния, до слез на глазах. Знаю, что Юрий Сысоев артист глубокий и многое в его возможностях. Быть может, спектакль не игрался в летний период и возникшая пауза сказалась - дело живое. Во всяком случае, нет сомнения в том, что все исполнители понимают свою задачу и работают в русле режиссерского замысла.
Во многих местах зал аплодирует – на узнаваемые ситуации и характеры, на мастерство артистов, особенно поддерживая своих, которыми они по праву здесь гордятся. На «ура!» принимают сцену спонтанно возникшего коллективного пляса, где все герои были просто людьми и оторвались, как в ресторане , по полной (придуманная режиссером сцена своеобразной разрядки в ставшей ритуальной обстановке). Обсуждая увиденное, многие зрители говорили, что им нравится , что так все понятно и похоже ,
что « у них такое тоже нередко бывало и бывает ».
Для нас такое признание сегодня должно быть сродни обвинению, если не приговору, и вызывать стыд и горечь - вот так еще 40 лет прошло… В 80е казалось, что если есть такие как Леня, Егоров и понявший все-таки ситуацию Девятов , то, может быть, есть надежда на изменение ситуации .Председатель комиссии говорит слова из пьесы : « Я этого так не оставлю», « Пусть Егоров мне позвонит..». Но в поставленном сегодня в Тагиле спектакле они прозвучали как-то вскользь, неубедительно, без веры .
Финал: бывший юрист присоединяется к коллегам и уходит вместе с ними. Леня кричит: «Не-е-е-т!»
А другая надежда - сделать спектакль серьезный, для думающей публики,
тревожащий и при этом подарить радость общения с хорошими актерами – вполне, думаю, осуществилась.
Знаменитый Уралвагонзавод , чей вклад в победу над фашизмом в Великой отечественной войне сложно переоценить, праздновал свое 80-летие. Центральным событием планировались стать « Театральные дни Булата Окуджавы в Тагиле» ( это пересечение – отдельный сюжет). Но продюсеру Ольге Галактионовой пришла идея поставить еще пьесу А.Гельмана « Мы, нижеподписавшиеся », на т.н. производственную тему , объединив при этом столичных артистов с уральскими.
Интрига состояла и в том, что пьеса написана драматургом в советское время , почти сорок лет назад. Как-то она аукнется во времени сегодняшнем?
Для реализации задуманного была сформирована поистине блестящая команда постановщиков, их стоит перечислить: режиссер - з.а.РФ Владимир Скворцов; художник- лауреат гос.премии РФ, заслуженный художник Мария Рыбасова ; художник по костюмам Ольга Резниченко и художник по свету Сергей Скорнецкий - оба лауреаты национальной театральной премии» Золотая маска» . В спектакле приняли участие артисты нескольких театров Москвы: Анна Большова из Ленкома , Анатолий Кот из театра под руководством А.Джигарханяна , Алексей Кузичев служит в « Другом театре». Тагильский драмтеатр представляли актеры-мастера Сергей Зырянов, Игорь Булыгин, Юрий Сысоев, Елена Макарова.
Здесь важно сказать о давней и важной дружбе театра драмы с тагильскими промышленными предприятиями. Она помогала ему не раз в прежние годы , помогла и сейчас. Именно Уралвагонзавод изготовил для нового спектакля сложные конструкции декораций, вложился в него материально , потому логично , что зрителями премьерных показов стали как раз рабочие и служащие легендарного завода.
Репетиции спектакля-эксперимента проходили в Москве и « на стационаре »- в обновленном и достойно технически оснащенном нынче тагильском драматическом. Постановка готовилась в сжатые сроки. Репетировали в двух городах поочередно, а в завершающий этап все вместе на тагильской сцене и, по общему признанию, в редком единении . Мы с коллегами свидетельствуем, что следы пережитого артистами творческого драйва ощущаются в играемом ими спектакле , ставшем украшением репертуара .В совместной работе талантливых артистов вновь подтвердился тезис о том, что в искусстве понятие « провинция » условно. Все работали, уважая друг друга и на равных. «Сложение » в данном случае породило зрелище особой энергии и уровня.
Именно этим премьерным спектаклем открывался нынче 70й ( тоже юбилейный) сезон Нижнетагильского драматического театра имени Д.Н.Мамина Сибиряка. По понятным причинам спектакль играется смешанным составом - по два артиста из разных городов на одну роль.
Теперь о впечатлении от увиденного. « Мы, нижеподписавшиеся » , в первую очередь , спектакль актерский. Так говорят, когда именно актерское мастерство, энергетика, подлинность, сценическое обаяние исполнителей (даже «отрицательное», как у А.Кота ), превалируют над всеми режиссерскими и прочими постановочными приемами. Они есть, но об этом в свое время.
Вся декорация - развернутый, открытый зрителю (словно объединяющий и зал ) большой вагон поезда - основное место действия пьесы и спектакля . Поезд стоит и статика эта прочитывается емкой метафорой отсутствия движения и изменений в каких-то важных, базовых вещах в жизни - имеются в виду , конечно , вопросы нравственные, а не производственно -технические .Театр призван заниматься человеком и его душой – это его «поле».
2.
Сюжет прост: комиссия Облисполкома не приняла хлебозавод из-за недоделок. Диспетчер СМУ Леня Шиндин прорывается в тот же поезд, на котором возвращается сделавшая свое дело комиссия , – ему непременно нужно, чтобы акт приемки был обязательно подписан. И терпит фиаско. Столкновение двух философий, разных жизненных позиций людей составляют суть интриги . В одном вагоне столкнулись не просто работяга с людьми « административного ресурса ». Здесь обнаружится их принципиальный внутренний конфликт и схлестнутся совершенно разные идеологии рабочего человека и чиновничества. Главный герой Леня Шиндин ( в нашем случае его играл Юрий Сысоев) пытается договориться с важными людьми об изменении их решения не принимать объект ,несмотря на ряд недоделок, которые есть всегда , но «хлеб-то печь можно!». Свое неистовое желание и мотивы, что им движут в этой истории , он горячо пытается донести до членов комиссии простым языком: он не считает себя лидером и слишком умным человеком, но « я дурак думающий»,- говорит он о
себе. Но рядом с собой Леня о видит, наконец, того человека , который лидером
является - это пришедший полтора года назад на должность начальника СМУ Егоров. Он безмерно его уважает и доверяет , и ему важно быть рядом и служить именно такому честному и принципиальному человеку . Леня уважает желание того жить на земле и строить на селе так, чтобы не было стыдно перед людьми и собой. Леня знает тех, кто плетет интриги против Егорова, кто подставляет его- бывший начальник СМУ Грижелюк, для которого были всегда важны фанфары и карьера « вверх, вверх любой ценой», он и добился новой ступеньки роста- дослужился до начальника треста. Егоров же его разочаровал- оказался несговорчивым.
Персонаж ( Егоров) отсутствует на сцене. Он существует лишь в страстных монологах Лени и упоминается в диалогах. Тем труднее актеру быть столь убедительным в описании этой личности, его достоинств и реальных трудностей, с которыми тот сталкивается . Леня не без основания опасается , что после отрицательного решения комиссии на то место могут взять привычного очковтирателя , своего удобного человека. Только этим объясняются причины его наивно-изощренной борьбы за подписи. Благодаря игре Ю.Сысоева , становится очевидным и то , почему Леня Шиндин, по воле драматурга , бьется в одиночку. Потому , что чиновников, в отличие от принципиальных и честных трудяг, в России всегда был ( увы, и остается) избыток .И потому , конечно, что цена поступка одного человека , вступившего в противоборство с реальной несправедливостью или целой системой, - совсем иная.
Очень хороши дуэтные сцены Юрия Сысоева с актрисой Анной Большовой - она играет жену Лени Аллу. Множество оттенков взаимоотношений в неординарной ситуации, выпавшей им , передают они, работая не только яркими красками, но и тонкими, пастельными, деликатными и всегда психологически оправданными. Становятся понятными их боль, стыд , обиды на несправедливость ,порой друг на друга и жизнь. Теплый юмор есть в попытках худенького Лени показать, кто главный в семье, а между тем для себя он, по словам жены, ничего потребовать не может - вот жилья нормального у семьи до сих пор нет - тут у нее своя правда. Но именно жена будет рядом и вместе с почти отчаявшимся что-либо изменить мужем. В финальных сценах она душевно оказывается сильнее мужчины , и в том единственная надежда, что он не сломается окончательно.
Это не значит, что сцены общие (здесь не скажешь «массовые») в чем-то проигрывают. В ключевой из них - организованного Леней застолья по случаю фиктивного на самом деле дня рождения жены ( может это размягчит комиссию?)- исполнители уверенно существуют в рамках своего персонажа , в надежном партнерстве и не забывая общей задачи. Чрезвычайно интересно типажно и психологически решена тройка членов приемочной комиссии.
3.
Внешне суровый ее председатель Юрий Николаевич Девятов в исполнении тагильского актера Сергея Зырянова – вполне узнаваемый тип начальника, руководителя на важном посту , строгий законник -бывший военный юрист. Артист нигде не пережимает и не переходит в карикатуру , не становится обличителем своего персонажа, скорее, наоборот, старается за внешней формой разглядеть его подлинную суть и
резоны , которые движут им, зрелым ,опытным и неглупым человеком. Актер хорошо передает драматический момент прозрения этого ответственного до педантизма, в чем-то уже очерствевшего, но честного чиновника, когда он понимает, что его непоколебимая принципиальность была подковерно - ловко использована против него же самого и для совершения ( его руками) неправедного дела- смещения любыми способами неугодного и неудобного кому-то человека. Вся гамма чувств оскорбленного обманом Девятова, решившегося поставить-таки свою подпись даже на чистых листах ( в отчаянии Леня порвал подлинник акта ), переданы артистом.
Немало говорящих деталей найдено режиссером и актрисой Еленой Макаровой в решении образа Виолетты Матвеевны Нуйкиной, его коллеги по комиссии .
В той « именинной » сцене, например, сменив официальный костюм на нарядно платье , она становится не чиновницей, а миловидной женщиной со своими слабостями : вот надо бы что-то подарить жене Лени , но ( актриса тонко отыгрывает некоторое колебание и почти незаметную досаду )- духи-то дорогие… А как меняется она в проживании настоящего страха от раболепия перед начальством, которое для нее тот щит, за который можно спрятаться и не принимать решение самой. Сильный начальник для нее единственный авторитет, потому что она « просто женщина » , здесь - человек без хребта и собственного мнения .Режиссером придуман и прекрасно сыгран актрисой эпизод, когда она ловит выражение лица председателя комиссии , пытаясь « прочитать» его решение. Она находится , как под гипнозом , что создает трагикомический эффект.
Совсем не простой персонаж в этой компании - так у драматурга и в виртуозном исполнении А.Кота – Геннадий Михайлович Семенов. Это тип хамоватого, развязного, но « свойского парня », готового, кажется, всех понять и помочь. С ним легко общаться, но это, быть может, самый опасный вариант чиновничьего хамелеонства. За маской простака скрывается существо циничное, изворотливое и хитрое до омерзения – своего он не упустит никогда, поскольку всегда «держит нос по ветру». Пообещать ему – раз плюнуть, попить-погулять за чужой счет - в норме, при муже затеять бесстыдное ухаживание за его женой – а что такого? В итоге же, в самый важный момент именно он категорически откажется подписать чистые листы предполагаемого нового акта ( с формальной стороны он неуязвим) . Миляга Семенов точно выполнит, как оказалось, приказ более высокого начальства , очередного Иван Ивановича ( персонаж уже нарицательный в России)- ни при каких условиях акта не подписывать. С его лица спадет, наконец, маска - оно, как и тон, станет жестким. Именно он больнее всего унизит Леню обманутым доверием , разрушением надежды на человеческую порядочность: « У тебя свое начальство, у меня – «свое ». И сбежать через окно от закрывшего его в купе Лени для него не зазорно.
Трудная задача выпала Игорю Булыгину сыграть еще одного персонажа пьесы-некоего Малисова , начальника жены Лени Шиндина , что едет в этом же купе. Это весьма неоднозначный персонаж. Почему-то единственный, чье имя не упоминается ни разу - словно его нет. У него очень мало действия, не очень много текста ,он загадочно читает на верхней полке не что-нибудь,- Библию. Он как бы не очень присутствует и мало во что вмешивается . Но постепенно он тоже приоткроется в разговоре с Леней о причинах, почему он сейчас с Грижелюком . Он принял его жизненную философию : надежных людей надо приближать к себе ,оказывая им услуги, причем не мелкие, а существенные , жизненно необходимые - по типу : « ты- мне, я- тебе». Вот помог в свое время Грыжелюк Малисову в нескольких действительно трудных ситуациях, используя
4.
свои связи, поэтому Малисов ему и служит. Изменится конъюнктура, возможно он объект служения поменяет. За всеми внешними прикрытиями в нем скрывается, похоже , еще один тип начальника-приспособленца.
Таким образом, еще 40 лет назад драматург Гельман представил (еще не полную,наверное) панораму чиновничьих типов ,обнажил их опасность, ибо они людей не видят ,у них другие интересы. Что говорить, если и проводник в поезде - грозный начальник в своем вагоне -точно чувствует силу других и , как само собой разумеющееся , рабски прогибается перед ней.
Выше я писала о том, что символический поезд в спектакле фактически стоит. Ощущение его движения создает выразительная музыка, звуковые и ритмические акценты.Впечатляет работа художника по свету. Так , в самом начале, из глубины сцены в красном свечении прошествует вперед загадочная тройка молчаливых людей , что наводит зрителя на разные ассоциации. То ли какие-то почти инфернальные
фигуры , вышедшие из преисподни , то ли этакие сегодняшние « всадники Апокалипсиса»? И смешновато , и жутковато. Совсем не бытовое решение сцены вполне «смонтировалось» у меня с реалистическим способом существования артистов . А если говорить о современном звучании пьесы, то оно, мне кажется, в признании неистребимости того мимикрирующего и самовоспропроизводящегося зла, которое способно погубить все живое. В вопросе кто кому и чему служит?
Допускаю, что кто-то прочитает по-иному.
Мне не хватило в увиденном спектакле, пожалуй ,ощутимого внутреннего ритма существования артистов, особенно Лени , как главного героя. Он-то точно должен постоянно ощущать уходящее время-станция приближается, и все меньше шансов успеть добиться желаемого. Только это может усилить то огромное напряжение вне и внутри главного героя, который должен дойти до крайней степени отчаяния, до слез на глазах. Знаю, что Юрий Сысоев артист глубокий и многое в его возможностях. Быть может, спектакль не игрался в летний период и возникшая пауза сказалась - дело живое. Во всяком случае, нет сомнения в том, что все исполнители понимают свою задачу и работают в русле режиссерского замысла.
Во многих местах зал аплодирует – на узнаваемые ситуации и характеры, на мастерство артистов, особенно поддерживая своих, которыми они по праву здесь гордятся. На «ура!» принимают сцену спонтанно возникшего коллективного пляса, где все герои были просто людьми и оторвались, как в ресторане , по полной (придуманная режиссером сцена своеобразной разрядки в ставшей ритуальной обстановке). Обсуждая увиденное, многие зрители говорили, что им нравится , что так все понятно и похоже ,
что « у них такое тоже нередко бывало и бывает ».
Для нас такое признание сегодня должно быть сродни обвинению, если не приговору, и вызывать стыд и горечь - вот так еще 40 лет прошло… В 80е казалось, что если есть такие как Леня, Егоров и понявший все-таки ситуацию Девятов , то, может быть, есть надежда на изменение ситуации .Председатель комиссии говорит слова из пьесы : « Я этого так не оставлю», « Пусть Егоров мне позвонит..». Но в поставленном сегодня в Тагиле спектакле они прозвучали как-то вскользь, неубедительно, без веры .
Финал: бывший юрист присоединяется к коллегам и уходит вместе с ними. Леня кричит: «Не-е-е-т!»
А другая надежда - сделать спектакль серьезный, для думающей публики,
тревожащий и при этом подарить радость общения с хорошими актерами – вполне, думаю, осуществилась.