Подписка на новости

Подписаться на новости театра

Поиск по сайту
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
Заказ билетов:
+7 (495) 781 781 1

МОСКОВСКИЙ ТЕАТР «Et Cetera»

Et Cetera

художественный руководитель александр калягин

главный режиссер Роберт Стуруа

03.11.2025 Сцены из уездной жизни. Премьера спектакля «Завтрак у предводителя» в Московском театре Et Cetera Mos.ru / Культура 31.10.2025 В театре "Et Cetera" Юрий Буторин поставил "Завтрак у предводителя" Ирина Виноградова , Театральный смотритель 31.10.2025 Театр Et Cetera выпустил премьеру по пьесе Тургенева "Завтрак у предводителя" ТАСС 08.10.2025 Женатым и замужним посвящается. Спектакль «Сцены из супружеской жизни» Наталия Алейнова , Театр To Go 02.10.2025 "Сцены из супружеской жизни": в Et Cetera поставили Бергмана Нина Дымченко , Российская газета 01.10.2025 «Сцены из супружеской жизни»: в гостях у самих себя Светлана Игнатова , Звезды Мегаполиса 18.09.2025 «Любовь — это испытание». Премьера спектакля «Сцены из супружеской жизни» в театре Et Cetera Культура Москвы 17.09.2025 Пережить катастрофу вместе Павел Романчев , Театрал 17.09.2025 Спектакль «Сцены из супружеской жизни»: адаптация Ингмара Бергмана на сцене театра «Et Cetera» Яна Ванорб , Мир 24 16.09.2025 В театре Et Cetera состоится премьера спектакля "Сцены из супружеской жизни" ТАСС 01.09.2025 «Циники», или Да чтоб вам жить в эпоху перемен! Екатерина Урзова , Звезды Мегаполиса 29.08.2025 «Мандат» в Et Cetera: энциклопедия жизни простых людей Светлана Игнатова , Звезды Мегаполиса 28.08.2025 Театр Александра Калягина откроет новый сезон: как это будет Российская газета 27.08.2025 Московский театр Et Cetera открывает 33-й сезон Агентство городских новостей: Москва 01.07.2025 Её позывной «Солнышко», его — «Герой» Марина Набатникова , Аргументы и Факты 24.06.2025 Кружевное воспитание Московская беседка 10.06.2025 Ода театру Светлана Гурина , сайт театра "Наш дом" 09.06.2025 «Большие гастроли»: Московский театр «Et Cetera» приехал в Озерск Росатомкультура.рф 18.04.2025 Тайна яблоневого сада Московская беседка 14.04.2025 Дорога в облака Московская беседка 28.01.2025 В Et Сetera покажут «Старосветских помещиков» Софья Малинникова , Театрал 26.01.2025 Театр «Et Cetera» откроет поющие двери Театральный журнал 26.01.2025 Спектакль «Закрытая комната»: затянувшееся путешествие в поисках ключа Наталья Романова , Звезды мегаполиса 16.01.2025 Настоящий страх ненастоящих людей Московская беседка 13.01.2025 "Et Cetera" приглашает в закрытую комнату Мария Новикова , Театрал 04.01.2025 Где тонко, там и рвется... Московская беседка
Пресса

Гениальный хулиган: за что мы любим Александра Калягина

Павел Сурков
РИА-Новости , 25.05.2022
Один из самых смелых творческих экспериментаторов наших сцены и кино — да что там: хулиган, нарушающий любые правила и отвергающий стереотипы. Но не для того, чтобы шокировать зрителя, а чтобы провести очередной опыт. И эти опыты ему, бесспорно, удаются. О судьбе и ярких ролях Александра Калягина, который сегодня отмечает юбилей, — в материале РИА Новости.

Письмо кумиру
На первый отчаянный поступок юный Александр решился в 13 лет: взял и написал письмо любимому актеру — Аркадию Райкину. Это был крик о помощи — вот я, мол, ужасно не люблю учиться, но при этом хочу стать артистом. Подскажите, что мне делать. Райкин, кстати, лично читал все приходящие к нему корреспонденции и решил ответить мальчику, причем абсолютно серьезно, без скидки на возраст: так и так, Саша, я верю в труд и труд — основа всего для меня.

Через много лет на юбилее Райкина Калягин прочтет ему это письмо, вызвав хохот у присутствующих. Но для маленького Александра ответ кумира сыграл не только педагогическую роль — он понял, что любые мечты достижимы. И артист, добившийся народной славы, все равно способен остаться отзывчивым человеком.

От фельдшера до сцены
Правда, сперва с актерской карьерой не сложилось: Калягин окончил медицинское училище и работал фельдшером. Может быть, клятва Гиппократа сказалась на его судьбе. Желание помочь, использовать любые возможности, чтобы поддержать коллег, — это за Александром Александровичем знают все, кто хоть раз с ним пересекался.

Но страсть к сцене оказалась сильнее: молодой фельдшер бросил все и поступил в Щукинское училище. Ну а потом начинается поиск себя, своего коллектива. Сперва его взял в труппу Театра на Таганке Юрий Любимов. Но с мэтром Калягин, уже отличавшийся сильным характером, не сошелся, в итоге оказался в "Современнике" Олега Ефремова.
Перешел позднее за ним в МХАТ, а после смерти Олега Николаевича создал собственный театр Et Cetera.

Калягин из тех актеров, кто всегда вдумчиво работает с текстом, вживаясь в каждую строчку, да и вообще он — один из лучших чтецов на нашей сцене. Но в каждой театральной роли он искал какую-то новую краску.

Кино
Собственно, и в кино было так же. Начиная с обожаемой многими донны Розы из "Здравствуйте, я ваша тетя!" — ну кто еще из артистов с таким изяществом сыграл бы мелкого жулика, выдающего себя за тетку из Бразилии? Фильм мгновенно растащили на цитаты, а Калягин стал одним из любимейших актеров советского зрителя.
Казалось, можно остаться в комедийном амплуа, но в кино Александр Александрович тоже ищет суть, драму, пространство для игры. Наверное, именно поэтому он так блестяще играет у Никиты Михалкова, который любит давать актерам творческую свободу. При этом Калягин способен на диаметрально противоположные роли — от трусливого Ванюкина в "Свой среди чужих, чужой среди своих" до рефлексирующего Платонова в "Неоконченной пьесе для механического пианино".
Или уже хрестоматийный образ Чичикова в "Мертвых душах". У Михаила Швейцера, по его же словам, сомнений не осталось, когда он попробовал Калягина: главный герой получился живой, а Александр Александрович откровенно наслаждался этой ролью, выдавая на экран весь спектр артистических приемов и эмоций.

Дон Кихот и Леопольд
Но главным делом для него остается театральная сцена. И если на ней происходит громкий эксперимент, то Калягин в центре событий. Например, великий спектакль "Игроки-XXI", поставленный Сергеем Юрским, — когда на мхатовской сцене снова появились гоголевские персонажи, помещенные в современные обстоятельства и декорации, а в тексте не было изменено при этом ни строчки!

И в собственном театре он не боится браться за сложнейший и даже спорный репертуар. "Король Убю" Альфреда Жарри, где Калягин исполнил заглавную роль, в свое время взбудоражил всю театральную Москву. Спектакль называли и клоунадой, и провокацией, но залы были неизменно полны, а Калягин демонстрировал на сцене индивидуальную артистическую мощь и силу фарсового подтекста постановки.

Да и собственная фактура для него — ничто: он, например, сыграл Дон Кихота. Ну а что? Может же Рыцарь Печального Образа выглядеть чуть иначе, чем на книжных иллюстрациях? Ведь артистическая правда не столько в фактуре, сколько в исполнении.
Есть еще одна роль, с которой Калягин не расстается до сих пор: именно его голосом говорят знаменитый кот Леопольд и его вечные соперники — серый и белый мышонок. Когда недавно стали снимать продолжение мультфильма — Александр Александрович снова оказался у микрофона: "Ребята, давайте жить дружно!"

Множество лиц
Он продолжает играть и хулиганить и по сей день. Что такое, например, спектакль "Ревизор. Версия", поставленный Робертом Стуруа? Да, невероятное, но вполне реальное воплощение гоголевской комедии, где Иван Александрович Хлестаков — не молодой хлыщ, а пожилой приезжий, которого во многом из-за возраста и кажущейся солидности и принимают за ревизора! И Калягин с радостью и легкостью идет на этот эксперимент.

Впрочем, не забывает он и о демонстрации своих возможностей перевоплощения. Например, в спектакле "Лица", еще одной визитной карточке Et Cetera, Калягин и Владимир Симонов на двоих разыгрывают чеховские рассказы, демонстрируя весь доступный им широчайший спектр парного актерского взаимодействия.
Фактически спектакль-учебник для всех, кто интересуется системой Станиславского.