Подписка на новости

Подписаться на новости театра

Поиск по сайту
Версия для слабовидящих
Заказ билетов:
+7 (495) 781 781 1

МОСКОВСКИЙ ТЕАТР «Et Cetera»

Et Cetera

художественный руководитель александр калягин

главный режиссер Роберт Стуруа

Пресса

Где тонко, там и рвется...


Московская беседка , 04.01.2025
Островского недаром называют создателем русского театра. Более того, его можно с полным правом считать создателем современного русского театра, ведь все его персонажи, все пьесы и образы до сих пор актуальны. Не просто современны, а злободневны. Как-то удавалось Александру Николаевичу попадать в нерв и боль русской души, которые не утихают со временем.

Женские судьбы всегда волновали Островского. И не просто женщины, а тонкие, образованные, возвышенные барышни, не приспособленные к той грубой жизни, в которую они вынуждены вступить. Нежные мечтательницы, вынужденные прозябать в провинции, да еще за «дураком-мужем» - большая тема, прозвучавшая во многих пьесах, от «Бесприданницы» и «Грозы» до мало известной «Грех да беды..» Приспособиться или погибнуть — выбор невелик. И как-то так получается, что выбор этот всегда не в их пользу.

Такая тонкая образованная девушка — в центре драмы, разворачивающейся в маленьком провинциальном городишке, населенном мелкими ремесленниками и лавочниками. За одного из них ей пришлось выйти замуж, чтобы не умереть с голоду. А молодой образованный барин, в которого она была влюблена, изволил отбыть в столицу. Прошло два года, и вот они снова встретились, и встреча эта всколыхнула более-менее наладившуюся ее жизнь.

Татьяна Даниловна — заложница обстоятельств. Неотесанный муж с огненным темпераментом, который ее боготворит и безумно ревнует, с одной стороны и бывший возлюбленный, блестящий молодой человек, столичная штучка, - оба претендуют на ее любовь, но обоим не хватает душевной силы и щедрости сердца. Все хотят Татьяну для себя — и никто для нее.

Для нее Бабаев — прежний образ жизни, где говорят по-французски и наслаждаются тонкостью обхождения, а муж и семья — хозяйство, грубые люди, косная среда, пустота и безнадега. Внутренняя порядочность и образ жизни, где каждый твой шаг у всех на виду требуют безупречной супружеской верности, но так велик соблазн, открывающий дверку в прошлую жизнь… Возврат не только в ушедшую любовь, возвращение к ней самой. Как тут быть?..

Страсти, большие, сильные чувства, возвышающие человека, - еще одна тема Островского. Насколько высокая любовь может возвысить душу невысокую? Способна ли она простить, понять, возвыситься? Или любовь прекрасной барышни остается приятным бонусом, утоляющим тщеславие, и не более того? Лев Рордионович не только влюблен в свою жену, он преклоняется перед ней и безумно ревнует. Именно в «барину этому приезжему», в котором сердцем чует опасность.

Страстность натуры Льва Родионовича — эмоциональный и художественный центр постановки. Вокруг нее строится сценическое действие, разворачиваются мизансцены — грамотный эстетический ход, дающий верное понимание мотивов и причин приближающейся катастрофы. Любовь и предательство, искренность и обман, безысходность и страстное желание что-то изменить — движущие силы, определяющие поступки действующих лиц, и эта неразрешимость, этот нравственный тупик отзывается идеальным попаданием в сегодняшний день.

Режиссер Марина Брусникина обладает острым чувством времени, подсказывающим верный сценический язык, позволяющий сочетать бережное отношение к классике с современной формой. Очень тонко и очень уместно вплетает она то, что принято называть приметами времени в текст, написанный почти двести лет тому назад. Бытовые детали, вроде футбола по телеку или горничной в рекламно-офисном стиле, частушек в стиле рэп или деда Архипа с его блатным сленгом только усиливают эффект злободневности и глубокого внутреннего родства классического текста с нашей жизнью. Островский Марины Брусникиной — наш, родной, сегодняшний, необходимый.

Благодаря деликатному сочетанию классического прочтения текста с элементами метафорического театра режиссер добивается не только рассудочного, но и эмоционального постижения пьесы: то, что не считывает рассудок, вбирает сердце. А то, что входит в душу, остается в качестве личного опыта продвижения к пониманию себя. Сложного понимания себя в этом мире, в этих обстоятельствах, с этими людьми, которые, в сущности, так мало изменились...


Источник: https://dzen.ru/a/Z3j-G-7ulke6JJt2