24.06.2025
Кружевное воспитание
Московская беседка
10.06.2025
Ода театру
Светлана Гурина ,
сайт театра "Наш дом"
09.06.2025
«Большие гастроли»: Московский театр «Et Cetera» приехал в Озерск
Росатомкультура.рф
18.04.2025
Тайна яблоневого сада
Московская беседка
28.01.2025
В Et Сetera покажут «Старосветских помещиков»
Софья Малинникова ,
Театрал
26.01.2025
Театр «Et Cetera» откроет поющие двери
Театральный журнал
26.01.2025
Спектакль «Закрытая комната»: затянувшееся путешествие в поисках ключа
Наталья Романова ,
Звезды мегаполиса
13.01.2025
"Et Cetera" приглашает в закрытую комнату
Мария Новикова ,
Театрал
Пресса
2025
2024
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2000
1999
1998
1997
1996
1995
Тайна яблоневого сада
Московская беседка ,
18.04.2025
О спектакле «Старосветские помещики» Московского театра «Et Cetera» под руководством Александра Калягина. Премьера 29 января 2025
Я иногда люблю сойти на минуту в сферу этой необыкновенно уединённой жизни, где ни одно желание не перелетает за частокол, окружающий небольшой дворик, за плетень сада, наполненного яблонями и сливами…
Н. В. Гоголь, «Старосветские помещики» (1835)
«Старосветские помещики» - дивное произведение классика русской литературы. И дело не только в благоухающем, драгоценном языке и фантастической живописности, нет. Эта повесть интересна нам, сегодняшним, своими загадками. Дело в вопросах, которые Гоголь ставит, и на которые сам не может найти ответ. Мы можем часами размышлять, что соединяло двух людей в нерасторжимую связь — привычка или любовь; как может человек, всю жизнь заботившийся исключительно о своем желудке и его наполнении, так горестно скорбеть об утрате жены. Как сама жизнь, наполненная простейшими нуждами, не требующая ни мечтаний, ни страстных желаний, ни соблазнов, быть самодостаточной в самом прямом смысле этого слова? И, наконец, главный вопрос: что есть человек и его желания, за которыми он гоняется всю свою жизнь и которые гонят его, в отличие от героев повести, далеко-далеко за ограду отчего сада?..
Режиссер Владимир Бельдиян создал сценическую версию повести, в которой он вместе с автором попытался представить маленький малороссийский рай театральными средствами. Пульхерия Ивановна (Людмила Дмитриева) и Афанасий Иванович (Кирилл Лоскутов) существуют в мирке, набитом соленьями, вареньями, настоечками, сундуками и сундучками, полночными звездами и гитарными романсами. В их крошечной вселенной, за пределами которой их ничего не интересует, живут домашние животные, к которым они давно привыкли. И которые развлекают их в меру своих возможностей.
В спектакле есть Автор (он же рассказчик), но это не прямая аналогия с Гоголем. В спектакле есть даже Пушкин (впрочем, от него никуда не деться). Приказчик, Дурочка, гости — все в этом стареньком саде живет своей жизнью, однообразной, спокойной и не лишенной поэтического очарования.
Тайна сада, способного на всю жизнь удержать в себе старосветских помещиков, не открывается зрителю, как не открылась автору. Если в повести прослеживается некая аналогия с Эдемом, куда не залетают гибельные страсти, то на сцене мы видим некую ностальгическую пастораль пополам с клоунадой. Время растягивается и почти останавливается — опасный прием, публика предпочитает динамичное действие. Однако смысл повести в том и состоит, что в маленьком саду время не движется. И только смерть напоминает о его движении.
Одним словом, столичная публика получила спектакль режиссера, который попытался остановить время и задуматься о главных вопросах. Насколько это получилось — решать вам. В любом случае, обращение к одному из самых загадочных произведений в русской литературе, в которой сейчас мы все особенно нуждаемся, — любопытный экспериментальный шаг, лишний раз подтверждающий актуальность классики.
Источник: https://dzen.ru/a/aAJBSKYcVgQ5yzU5
Я иногда люблю сойти на минуту в сферу этой необыкновенно уединённой жизни, где ни одно желание не перелетает за частокол, окружающий небольшой дворик, за плетень сада, наполненного яблонями и сливами…
Н. В. Гоголь, «Старосветские помещики» (1835)
«Старосветские помещики» - дивное произведение классика русской литературы. И дело не только в благоухающем, драгоценном языке и фантастической живописности, нет. Эта повесть интересна нам, сегодняшним, своими загадками. Дело в вопросах, которые Гоголь ставит, и на которые сам не может найти ответ. Мы можем часами размышлять, что соединяло двух людей в нерасторжимую связь — привычка или любовь; как может человек, всю жизнь заботившийся исключительно о своем желудке и его наполнении, так горестно скорбеть об утрате жены. Как сама жизнь, наполненная простейшими нуждами, не требующая ни мечтаний, ни страстных желаний, ни соблазнов, быть самодостаточной в самом прямом смысле этого слова? И, наконец, главный вопрос: что есть человек и его желания, за которыми он гоняется всю свою жизнь и которые гонят его, в отличие от героев повести, далеко-далеко за ограду отчего сада?..
Режиссер Владимир Бельдиян создал сценическую версию повести, в которой он вместе с автором попытался представить маленький малороссийский рай театральными средствами. Пульхерия Ивановна (Людмила Дмитриева) и Афанасий Иванович (Кирилл Лоскутов) существуют в мирке, набитом соленьями, вареньями, настоечками, сундуками и сундучками, полночными звездами и гитарными романсами. В их крошечной вселенной, за пределами которой их ничего не интересует, живут домашние животные, к которым они давно привыкли. И которые развлекают их в меру своих возможностей.
В спектакле есть Автор (он же рассказчик), но это не прямая аналогия с Гоголем. В спектакле есть даже Пушкин (впрочем, от него никуда не деться). Приказчик, Дурочка, гости — все в этом стареньком саде живет своей жизнью, однообразной, спокойной и не лишенной поэтического очарования.
Тайна сада, способного на всю жизнь удержать в себе старосветских помещиков, не открывается зрителю, как не открылась автору. Если в повести прослеживается некая аналогия с Эдемом, куда не залетают гибельные страсти, то на сцене мы видим некую ностальгическую пастораль пополам с клоунадой. Время растягивается и почти останавливается — опасный прием, публика предпочитает динамичное действие. Однако смысл повести в том и состоит, что в маленьком саду время не движется. И только смерть напоминает о его движении.
Одним словом, столичная публика получила спектакль режиссера, который попытался остановить время и задуматься о главных вопросах. Насколько это получилось — решать вам. В любом случае, обращение к одному из самых загадочных произведений в русской литературе, в которой сейчас мы все особенно нуждаемся, — любопытный экспериментальный шаг, лишний раз подтверждающий актуальность классики.
Источник: https://dzen.ru/a/aAJBSKYcVgQ5yzU5