Подписка на новости

Подписаться на новости театра

Поиск по сайту
Версия для слабовидящих
Заказ билетов:
+7 (495) 781 781 1

МОСКОВСКИЙ ТЕАТР «Et Cetera»

Et Cetera

художественный руководитель александр калягин

главный режиссер Роберт Стуруа

Пресса

Тайна яблоневого сада


Московская беседка , 18.04.2025
О спектакле «Старосветские помещики» Московского театра «Et Cetera» под руководством Александра Калягина. Премьера 29 января 2025

Я иногда люблю сойти на минуту в сферу этой необыкновенно уединённой жизни, где ни одно желание не перелетает за частокол, окружающий небольшой дворик, за плетень сада, наполненного яблонями и сливами…

Н. В. Гоголь, «Старосветские помещики» (1835)

«Старосветские помещики» - дивное произведение классика русской литературы. И дело не только в благоухающем, драгоценном языке и фантастической живописности, нет. Эта повесть интересна нам, сегодняшним, своими загадками. Дело в вопросах, которые Гоголь ставит, и на которые сам не может найти ответ. Мы можем часами размышлять, что соединяло двух людей в нерасторжимую связь — привычка или любовь; как может человек, всю жизнь заботившийся исключительно о своем желудке и его наполнении, так горестно скорбеть об утрате жены. Как сама жизнь, наполненная простейшими нуждами, не требующая ни мечтаний, ни страстных желаний, ни соблазнов, быть самодостаточной в самом прямом смысле этого слова? И, наконец, главный вопрос: что есть человек и его желания, за которыми он гоняется всю свою жизнь и которые гонят его, в отличие от героев повести, далеко-далеко за ограду отчего сада?..

Режиссер Владимир Бельдиян создал сценическую версию повести, в которой он вместе с автором попытался представить маленький малороссийский рай театральными средствами. Пульхерия Ивановна (Людмила Дмитриева) и Афанасий Иванович (Кирилл Лоскутов) существуют в мирке, набитом соленьями, вареньями, настоечками, сундуками и сундучками, полночными звездами и гитарными романсами. В их крошечной вселенной, за пределами которой их ничего не интересует, живут домашние животные, к которым они давно привыкли. И которые развлекают их в меру своих возможностей.

В спектакле есть Автор (он же рассказчик), но это не прямая аналогия с Гоголем. В спектакле есть даже Пушкин (впрочем, от него никуда не деться). Приказчик, Дурочка, гости — все в этом стареньком саде живет своей жизнью, однообразной, спокойной и не лишенной поэтического очарования.

Тайна сада, способного на всю жизнь удержать в себе старосветских помещиков, не открывается зрителю, как не открылась автору. Если в повести прослеживается некая аналогия с Эдемом, куда не залетают гибельные страсти, то на сцене мы видим некую ностальгическую пастораль пополам с клоунадой. Время растягивается и почти останавливается — опасный прием, публика предпочитает динамичное действие. Однако смысл повести в том и состоит, что в маленьком саду время не движется. И только смерть напоминает о его движении.

Одним словом, столичная публика получила спектакль режиссера, который попытался остановить время и задуматься о главных вопросах. Насколько это получилось — решать вам. В любом случае, обращение к одному из самых загадочных произведений в русской литературе, в которой сейчас мы все особенно нуждаемся, — любопытный экспериментальный шаг, лишний раз подтверждающий актуальность классики.

Источник: https://dzen.ru/a/aAJBSKYcVgQ5yzU5