24.06.2025
Кружевное воспитание
Московская беседка
10.06.2025
Ода театру
Светлана Гурина ,
сайт театра "Наш дом"
09.06.2025
«Большие гастроли»: Московский театр «Et Cetera» приехал в Озерск
Росатомкультура.рф
18.04.2025
Тайна яблоневого сада
Московская беседка
14.04.2025
Дорога в облака
Московская беседка
28.01.2025
В Et Сetera покажут «Старосветских помещиков»
Софья Малинникова ,
Театрал
26.01.2025
Театр «Et Cetera» откроет поющие двери
Театральный журнал
26.01.2025
Спектакль «Закрытая комната»: затянувшееся путешествие в поисках ключа
Наталья Романова ,
Звезды мегаполиса
16.01.2025
Настоящий страх ненастоящих людей
Московская беседка
13.01.2025
"Et Cetera" приглашает в закрытую комнату
Мария Новикова ,
Театрал
04.01.2025
Где тонко, там и рвется...
Московская беседка
Пресса
2025
2024
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2000
1999
1998
1997
1996
1995
Настоящий страх ненастоящих людей
Московская беседка ,
16.01.2025
Пожалуйста, маменька, не расстраивайтесь, это просто абсурд и ерундистика.
Н. Эрдман, «Мандат» (1924)
Николая Эрдмана считали величайшим драматургом ХХ века. Станиславский называл его нашим Гоголем, а западная пресса отметила, что «если бы Эрдман продолжал писать пьесы, то он стал бы таким же значимым драматургом, как Самюэл Беккет и Жан Жене». И это после двух комедий: «Мандат» и «Самоубийца». Всего двух! Дальше советское государство во главе с товарищем Сталиным позаботилось, чтобы он больше ничего подобного не писал. Пройдя арест и несколько ссылок, Эрдман превратился в автора безобидных реприз и остроумных каламбуров, ни на что не намекающих и совершенно безопасных. И хотя его сценарии любимых детских фильмов и мультиков «Город мастеров», «Снежная королева», «Снегурочка» помнит и любит не одно поколение советских и постсоветских детей, до вершин раннего творчества он уже не поднимался.
Надо сказать, что «Мандат», написанный в 1924 году, уникален. Пьеса — точное попадание в наше время. По яркости и выразительности языка, в том числе сленгового, многоуровневости и иронической ядовитости, по убийственной дальнобойности, по тому вывернутому вверх тормашками миру, отраженному, словно в огромном увеличительном зеркале, отсекающем все случайное ради правды и глубины. Весь абсурд нашей жизни, все ее смещенное смысловое пространство, в котором пропасть проще, чем выжить, представлено с пугающей ясностью и трагическим пониманием жизни, в которой нет места правде.
Фраза «Ренессанс кончился» открывает и замыкает действие, и в этом режиссерском прочтении Владимира Панкова не только понимание, глубинное проникновение в текст 20-х прошлого века и суть 20-х века нынешнего, но и мрачное предчувствие возвращающейся, пусть частично и фрагментарно, давящей реакции, которая неизвестно, чем и когда закончится.
Абсурд нашей жизни, вся ее вывернутость и пустота не только виртуозно изображены в пьесе, но и умножены на тонкое сатирическое чутье и чувство пульсирующего энергией текста, которую удалось передать режиссеру. Спектакль поставлен в принципиально новом жанре саунд-драмы, автором которого и является Валадимир Панков. Сануд-драма — уникальное явление на современной русской сцене, сочетающее живую музыку, виртуозно вплетенную в ткань спектакля, с трагикомическим фарсом, где главную роль играет Слово. Слово и интонация, с которой оно произносится.
Писательский гений Эрдмана, чувствующего слово исключительно остро и глубоко, возвращает ему первоначальный смысл, выплетая в диалоговой драме изысканный словесный узор, блистающий остроумием и глубиной. Текст «Мандата» - не просто фельетонный юмор, он построен на глубоких социально-психологических характеристиках персонажей, которые в сочетании и взаимодействии друг с другом производят эффект разорвавшейся бомбы. У Эрдмана все безумно смешно (хохот в зале стоит неописуемый), в а конце становится страшно. Вот об этом страхе стоит поговорить отдельно.
Итак, «Мандат» современен тем, что отражает бессмыслицу и абсурд нашей жизни — и это подчеркнуто в постановке. Владимир Панков деликатно и бережно, и в то же время уверенно и смело дополняет текст приметами нашего времени, в чем-то еще более абсурдного, чем эрдмановская эпоха. Абсурд растекается в нашей реальности, прорастает в нее, выворачивая мир наизнанку: люди вызывают милицию, а приходят «братки» с лихой разбойничьей песней, людям приходится все время лавировать, чтобы в нужное время говорить нужные вещи, и это происходит так часто, что кажется, что внутри уже ничего не остается. Пустота заполняет души, пустота царствует внутри людей, превращая их в ничто:
«Товарищи, это действительно, что ничего нет. Но слова-то мои остались, героизм-то мой, товарищи, остался. Ведь то, что я российскую престолонаследницу сукиной дочкой назвал, ведь этого вычеркнуть невозможно. Вы понимаете ли, до какого я апогея могу теперь дойти? Ведь за эти слова меня, быть может, в Кремль без доклада будут пускать».
Пустота, героизм из ничего, мандат, который Павел Гулячкин (утонченно ироничный Григорий Старостин) сам себе выписал, - приметы уже нашего времени, где за словами ничего не стоит. Или стоит не то, что произносится. Страх быть арестованным или повешенным, страх сказать что-то не то, страх бессилия под напором обывательского хамства и партийной бюрократии превращается в ничто перед страхом пустоты и фиктивности этого абсурдного мира:
- Кончено. Все погибло. Все люди ненастоящие. Она ненастоящая, он ненастоящий, может быть, и мы ненастоящие?!
- Что люди, когда даже мандаты ненастоящие.
Страх небытия, которое неминуемо порождает постоянная ложь, отсутствие себя, с потрясающей силой прочувствовано и показано автором текста и создателями спектакля. Особенно сильное впечатление производит это ощущение пустоты и ненастоящей своей жизни по контрасту с иронией в стиле булгаковского «Собачьего сердца», Зощенко, Ильфа и Петрова. Горшок с молочной лапшой, надетый вместо шляпы "как улика"; кухарка Настя (остроумная Екатерина Егорова), облаченная в платье императрицы, благодаря чему получившая от скрытых монархистов полномочия «управлять государством»; «пролетарий на прокат», которого необходимо предоставить в качестве приданого Вареньки (блестящая актерская работа Натальи Благих); появившийся по воле режиссера Следователь, дополняющий общую картину пластически выразительной пантомимой (выразительная Елизавета Рыжих) — весь этот бедлам не только безумно смешон, но и трагически неотвратим. Это часть нашей жизни, доводящая ее до адского карнавала, в котором блестяще отражен булгаковский стиль.
Эрдман, Булгаков, Зощенко, Маяковский блистательно продолженные Довлатовым, Гориным и Жванецким, создали литературную Вселенную, населенную отвратительными гулячкиными, широнкиными, шариковыми и пупкиными, для которых пустота — естественное состояние, а хамство — естественная среда. Они заполняют собой все жизненное пространство, не оставляя ни малейшего шанса живому и настоящему. Великолепный спектакль, раскрывающий современному зрителю глубины и высоты советской драматургии, внося в него уточняющие приметы времени, обостряющий контраст легкой, искристой формы праздничного мюзикла и глубокой трагической составляющей этого «праздника» заставляет по-новому взглянуть в себя и свое время. Наконец мы видим на сцене мощное художественное осмысление происходящего, дополненное яркими артистическими решениями и подчеркнутое живой музыкой. Постановка Владимира Панкова, сделанная в традициях артистического кабаре, в эстетике которого начинал Эрдман, - яркий живой звук, отражающий нашу реальность, осмысляющий ее и запечатлевший навсегда образ нашего времени.
Н. Эрдман, «Мандат» (1924)
Николая Эрдмана считали величайшим драматургом ХХ века. Станиславский называл его нашим Гоголем, а западная пресса отметила, что «если бы Эрдман продолжал писать пьесы, то он стал бы таким же значимым драматургом, как Самюэл Беккет и Жан Жене». И это после двух комедий: «Мандат» и «Самоубийца». Всего двух! Дальше советское государство во главе с товарищем Сталиным позаботилось, чтобы он больше ничего подобного не писал. Пройдя арест и несколько ссылок, Эрдман превратился в автора безобидных реприз и остроумных каламбуров, ни на что не намекающих и совершенно безопасных. И хотя его сценарии любимых детских фильмов и мультиков «Город мастеров», «Снежная королева», «Снегурочка» помнит и любит не одно поколение советских и постсоветских детей, до вершин раннего творчества он уже не поднимался.
Надо сказать, что «Мандат», написанный в 1924 году, уникален. Пьеса — точное попадание в наше время. По яркости и выразительности языка, в том числе сленгового, многоуровневости и иронической ядовитости, по убийственной дальнобойности, по тому вывернутому вверх тормашками миру, отраженному, словно в огромном увеличительном зеркале, отсекающем все случайное ради правды и глубины. Весь абсурд нашей жизни, все ее смещенное смысловое пространство, в котором пропасть проще, чем выжить, представлено с пугающей ясностью и трагическим пониманием жизни, в которой нет места правде.
Фраза «Ренессанс кончился» открывает и замыкает действие, и в этом режиссерском прочтении Владимира Панкова не только понимание, глубинное проникновение в текст 20-х прошлого века и суть 20-х века нынешнего, но и мрачное предчувствие возвращающейся, пусть частично и фрагментарно, давящей реакции, которая неизвестно, чем и когда закончится.
Абсурд нашей жизни, вся ее вывернутость и пустота не только виртуозно изображены в пьесе, но и умножены на тонкое сатирическое чутье и чувство пульсирующего энергией текста, которую удалось передать режиссеру. Спектакль поставлен в принципиально новом жанре саунд-драмы, автором которого и является Валадимир Панков. Сануд-драма — уникальное явление на современной русской сцене, сочетающее живую музыку, виртуозно вплетенную в ткань спектакля, с трагикомическим фарсом, где главную роль играет Слово. Слово и интонация, с которой оно произносится.
Писательский гений Эрдмана, чувствующего слово исключительно остро и глубоко, возвращает ему первоначальный смысл, выплетая в диалоговой драме изысканный словесный узор, блистающий остроумием и глубиной. Текст «Мандата» - не просто фельетонный юмор, он построен на глубоких социально-психологических характеристиках персонажей, которые в сочетании и взаимодействии друг с другом производят эффект разорвавшейся бомбы. У Эрдмана все безумно смешно (хохот в зале стоит неописуемый), в а конце становится страшно. Вот об этом страхе стоит поговорить отдельно.
Итак, «Мандат» современен тем, что отражает бессмыслицу и абсурд нашей жизни — и это подчеркнуто в постановке. Владимир Панков деликатно и бережно, и в то же время уверенно и смело дополняет текст приметами нашего времени, в чем-то еще более абсурдного, чем эрдмановская эпоха. Абсурд растекается в нашей реальности, прорастает в нее, выворачивая мир наизнанку: люди вызывают милицию, а приходят «братки» с лихой разбойничьей песней, людям приходится все время лавировать, чтобы в нужное время говорить нужные вещи, и это происходит так часто, что кажется, что внутри уже ничего не остается. Пустота заполняет души, пустота царствует внутри людей, превращая их в ничто:
«Товарищи, это действительно, что ничего нет. Но слова-то мои остались, героизм-то мой, товарищи, остался. Ведь то, что я российскую престолонаследницу сукиной дочкой назвал, ведь этого вычеркнуть невозможно. Вы понимаете ли, до какого я апогея могу теперь дойти? Ведь за эти слова меня, быть может, в Кремль без доклада будут пускать».
Пустота, героизм из ничего, мандат, который Павел Гулячкин (утонченно ироничный Григорий Старостин) сам себе выписал, - приметы уже нашего времени, где за словами ничего не стоит. Или стоит не то, что произносится. Страх быть арестованным или повешенным, страх сказать что-то не то, страх бессилия под напором обывательского хамства и партийной бюрократии превращается в ничто перед страхом пустоты и фиктивности этого абсурдного мира:
- Кончено. Все погибло. Все люди ненастоящие. Она ненастоящая, он ненастоящий, может быть, и мы ненастоящие?!
- Что люди, когда даже мандаты ненастоящие.
Страх небытия, которое неминуемо порождает постоянная ложь, отсутствие себя, с потрясающей силой прочувствовано и показано автором текста и создателями спектакля. Особенно сильное впечатление производит это ощущение пустоты и ненастоящей своей жизни по контрасту с иронией в стиле булгаковского «Собачьего сердца», Зощенко, Ильфа и Петрова. Горшок с молочной лапшой, надетый вместо шляпы "как улика"; кухарка Настя (остроумная Екатерина Егорова), облаченная в платье императрицы, благодаря чему получившая от скрытых монархистов полномочия «управлять государством»; «пролетарий на прокат», которого необходимо предоставить в качестве приданого Вареньки (блестящая актерская работа Натальи Благих); появившийся по воле режиссера Следователь, дополняющий общую картину пластически выразительной пантомимой (выразительная Елизавета Рыжих) — весь этот бедлам не только безумно смешон, но и трагически неотвратим. Это часть нашей жизни, доводящая ее до адского карнавала, в котором блестяще отражен булгаковский стиль.
Эрдман, Булгаков, Зощенко, Маяковский блистательно продолженные Довлатовым, Гориным и Жванецким, создали литературную Вселенную, населенную отвратительными гулячкиными, широнкиными, шариковыми и пупкиными, для которых пустота — естественное состояние, а хамство — естественная среда. Они заполняют собой все жизненное пространство, не оставляя ни малейшего шанса живому и настоящему. Великолепный спектакль, раскрывающий современному зрителю глубины и высоты советской драматургии, внося в него уточняющие приметы времени, обостряющий контраст легкой, искристой формы праздничного мюзикла и глубокой трагической составляющей этого «праздника» заставляет по-новому взглянуть в себя и свое время. Наконец мы видим на сцене мощное художественное осмысление происходящего, дополненное яркими артистическими решениями и подчеркнутое живой музыкой. Постановка Владимира Панкова, сделанная в традициях артистического кабаре, в эстетике которого начинал Эрдман, - яркий живой звук, отражающий нашу реальность, осмысляющий ее и запечатлевший навсегда образ нашего времени.