23.10.2024
Александр Калягин и его театр очаровали алматинцев
Московский комсомолец (Казахстан)
22.10.2024
Будем дружить театрами
Елена Брусиловская ,
Казахстанская правда
18.10.2024
На сцене Театра Лермонтова - гастроли Театра Et Cetera
Ассоциация деятелей русских театров зарубежья
15.10.2024
Театр Et Cetera выступит в Казахстане
Редакция портала «Русский мир»
13.10.2024
Театр "Et Cetera" повезет два спектакля в Алматы
Театрал
03.10.2024
Московский театр Et Cetera проведет "Большие гастроли" в Алматы
Sputnik Казахстан
28.08.2024
Дюрренматт, Бергман и сказки для детей. Et Cetera открыл 32-й театральный сезон
Театральный журнал
28.08.2024
В Et Cetera объявили планы на сезон
Нина Дымченко ,
Театрал
28.08.2024
Сезон с охотой: Малый театр и Et Cetera ищут молодых режиссеров
Зоя Игумнова ,
Известия
20.06.2024
Александр Калягин: «КЛАССИКА НАС СПАСАЕТ». Большие гастроли» театра Et Cetera
Маргарита Петрова ,
Самарская газета
19.06.2024
Ревизор Александр Калягин приехал в Самарскую драму
Ирина Чечурина
12.06.2024
Александру Калягину в Самаре вручили «Жигулевское» и волжского леща
Россия-Самара
14.05.2024
"Мы не играем китайцев, мы рассказываем общечеловеческую историю"
СИНЬХУА Новости
07.05.2024
В "Et Cetera" исполнят "Музыку Победы"
Театрал
29.03.2024
«Любовная досада» в театре Et Cetera
Story
26.03.2024
«Любовная досада»: дарит только положительные эмоции и восторг
Ирина Аренкова ,
Musecube
01.03.2024
Маленький человек остается крошечным даже в увеличительное стекло
Софья Малинникова ,
Театрал
14.02.2024
Не дай вам Бог жить во время перемен: спектакль «Чайная» в Et Cetera
Татьяна Филиппова ,
Газета "Культура"
25.01.2024
«Чайная»: Год Китая в России. Китайская пьеса, китайский драматург и китайский режиссер в Театре Et Cetera
Наталья Анисимова ,
Musecube
25.01.2024
«Чайная» в театре Et Cetera: «Мы не говорим о государственных делах»
Оксана Есипова ,
Musecube
23.01.2024
«Чайная» в театре Et Cetera
Story
19.01.2024
Премьера спектакля "Чайная" прошла в столичном театре Et Cetera
Лидия Широнина ,
Москва 24
19.01.2024
Время пить чай. Премьера спектакля режиссера Ичэнь Лю в театре «Et Cetera»
Театр To Go
17.01.2024
Знать о жизни самое простое
Марианна Власова ,
Независимая газета
16.01.2024
В Москве театр Et Cetera покажет спектакль "Чайная"
ТАСС
Пресса
2024
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2000
1999
1998
1997
1996
1995
Опасные дилетанты
Александр Калягин
Театрал ,
03.06.2013
Тема этого номера – «Театральное наследие». Вроде все понятно. Речь пойдет о документах, по которым пишется история театра. В каждом театре мы стараемся создать свой музей, в котором любовно собираем все фотографии, афиши, программки, буклеты, эскизы костюмов, макеты декораций, а теперь и заснятые на видео спектакли. А еще печемся о мемориальных музеях и квартирах, старинных театральных зданиях, которые мы сохраняем и даже вывешиваем на фасаде каждого из них табличку «Охраняется государством». Наконец, у нас есть великолепное хранилище театральных реликвий – наш уникальный Бахрушинский музей. Есть письма и дневники, по которым мы изучаем исторические эпохи. И еще мы храним то, что не имеет материального воплощения, – театральные легенды, рождающиеся из историй, разговоров, закулисных сюжетов, которые передаются из уст в уста, от поколения к поколению. Все это – театральное наследие, которое важно хранить и охранять от посягательств невежд и дилетантов. А их много, они размножаются с огромной скоростью – этакий муравейник на благодатной почве культуры. Они очень любят делать телевизионные передачи, писать для широкого читателя в самых разных изданиях статьи о русском театре, рассказывать о Станиславском или Вахтангове, рассуждать об Островском, не вникая в факты, иногда просто искажая их. Но это материалы, которые публикуются хотя бы в непрофессиональных изданиях. Каково же было мое удивление, когда в энциклопедии русского драматического театра я не нашел главы о Всеволоде Вишневском, которому 50 лет назад посвящали не одну страницу текста. Это же очень интересная и трагическая фигура в театральной истории, требующая сегодня переосмысления. И я подумал, а кого мы потеряем в следующем выпуске энциклопедии, по каким принципам будет произведен новый отбор? Какие имена исчезнут вовсе? Можно про это не думать, но так недолго по миру пустить все свое наследство. Я вспомнил про недавние баталии вокруг Института искусствознания. После публикации о «неэффективности» гуманитарных НИИ театральные ученые написали петицию президенту страны: «Остановите разгром гуманитарной науки!» Сегодня удалось его остановить, но что будет дальше? Неужели о нынешнем дне будут судить по материалам глянцевых журналов? Или еще более фантасмагорическая картинка – каким-то чудом зафиксированное общение в фейсбуке станет документом, свидетельствующим о нашем времени. Для сравнения – переписка Станиславского и Немировича-Данченко и «обмен мнениями» в виртуальном пространстве сегодняшних известных деятелей театра, некоего господина X c госпожой Y. Мог бы назвать имена и процитировать, но делать это, признаюсь, как-то неловко. Хорошо, что дуэли отменены, к барьеру пришлось бы вызывать через одного. Или же артист, который, не стесняясь в выражениях, делится своими впечатлениями с широкой аудиторией о работе с режиссером. Режиссер отвечает, тоже не сильно себя сдерживая в оценках. Какая прекрасная иллюстрация творческого процесса, не правда ли? Хочу, чтобы меня правильно поняли: на репетициях возможны ссоры, конфликты, но почему они должны быть обнародованы? Это та кухня, в которую не пускают посторонних, посторонним показывают то, что вместе приготовили и уже готово. Мне мой коллега все время повторяет: «Берегите нервы, не заходите на фейсбук, все равно у вас не хватит времени все читать и отвечать каждому». Я и не участвую, не читаю. Но иногда все же приходится, обязан быть в курсе, приносят мне распечатку со всей этой вакханалией, и я поражаюсь, как часто многие высказывания безграмотны, как позорят себя их авторы. И действительно, приходит мысль, а зачем это все читать? В театральное наследие это точно не войдет.