27.11.2023
В Тамбове проходит 16-й театральный фестиваль «Виват, театр!»
Притамбовье
27.11.2023
Московский театр «ET CETERA» шокировал тамбовского зрителя спектаклем «Циники»
Виталий Полозов ,
Тамбовская жизнь
26.09.2023
"Московский театр «ET CETERA» показывает на Камчатке свои лучшие спектакли"
АиФ-Камчатка
04.09.2023
Магаданцы первыми на Дальнем Востоке оценили спектакль «Лодочник» московского театра «Et Cetera»
Марина Праскова ,
Магаданская правда
03.09.2023
Проект "Большие гастроли" стартовал в Магадане спектаклем "Лодочник"
Magadanmedia.ru
03.09.2023
На сегодняшний спектакль театра "Et Cetera" все билеты проданы
Магаданский государственный музыкальный и драматический театр
03.09.2023
В Магадане стартовали Большие гастроли Московского театра «Et Cetera»
Колыма.ru
24.08.2023
Театр "Et Cetera" объявил планы на 31-й сезон
Наталья Коняхина ,
Театральный журнал
24.08.2023
Калягин планирует поставить в театре Et Cetera спектакль по сказкам народов мира
ТАСС
03.07.2023
Александр Калягин: «Будем переосмысливать..»
Вести Москвы
29.06.2023
"Et Cetera" закроет юбилейный сезон и вручит премию года
"Театрал"
13.06.2023
В Казани завершился театральный фестиваль тюркских народов "Науруз"
Олег Корякин ,
Российская газета
13.06.2023
В Казани завершился XVI Международный театральный фестиваль «Науруз»
Министерство культуры Республики Татарстан
19.05.2023
Калягин, вишня, ‘Et Cetera’
Елена Мильчановска ,
Light press
19.05.2023
Москва 24: Вишневую аллею театра "Et Cetera" посадили в парке Лужкова
Никита Симонов ,
Москва 24
19.05.2023
Посадка вишневых деревьев актерами и худруком Московского театра "Et Cetera"
Мария Девахина ,
РИА-Новости, Медиабанк
17.04.2023
Кабы замужем не пропасть
Полина Куревлева ,
ОколоТеатр
04.04.2023
Артисты московского театра «Et Cetera» представили комедию «Три плюс кот» в Луганске
Город 24, ГТРК ЛНР
01.04.2023
Мужское — женское — мужское
Роман Бардаков, Екатерина Данилова ,
Театральный журнал
30.03.2023
Спектакли и концерты программ «Большие гастроли» и «Мы — Россия» покажут в ЛНР
Lenta.ru
27.03.2023
Путин присвоил звания народных артистов актерам театра и кино
smotrim.ru
21.03.2023
Творческая встреча в театре «Et Cetera»
Сергей Щенников ,
Вести Москвы
20.03.2023
«Мандат» Эрдмана 98 лет спустя
Валерия Вербинина
01.03.2023
Куда ж нам плыть?
Ольга Игнатюк ,
Театральная афиша столицы
28.02.2023
Липовый мандат не гарантирует свободы
Полина Виноградова ,
газета "Metro"
26.02.2023
Постановка Панкова пьесы "Мандат" - это поиск новых форм в драматургии
Андрей Максимов ,
Российская газета
21.02.2023
«Мандат» на юбилей: премьера пьесы Николая Эрдмана на день рождения Московского театра «Et Cetera»
Виктор Авдеев ,
News of Russia
05.02.2023
«Мандат». Театр Et Cetera
Алена Ярославцева ,
ОКОЛОТЕАТР
05.02.2023
Александр Калягин: "Сегодня многих людей охватил страх. Герои "Мандата" тоже в панике". Театр Et Cetera отметил 30 лет
Наталья Соколова ,
"Российская газета"
02.02.2023
Театр Et Cetera представит премьеру комедии "Мандат" в день своего юбилея
ТАСС
12.01.2023
Брусникина поставила пьесу о домашнем насилии
Татьяна Власова ,
Театрал
Пресса
2024
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2000
1999
1998
1997
1996
1995
Мужское — женское — мужское
Роман Бардаков, Екатерина Данилова
Театральный журнал ,
01.04.2023
В этом сезоне, в юбилейный год Островского и в год 30-летия театра «Et Cetera», свою интерпретацию пьесы представляет режиссёр Марина Брусникина. Мотивируя этот выбор, Брусникина называет пьесу удивительной и формулирует её главную мысль: пьеса-де про «столкновение правд и прав людей» и про «невозможность жить, как хочется». На классическом материале Марина Брусникина делает спектакль о хрупкости семейных отношений и опасности провинциального невежества и домашнего насилия.
В соавторы режиссёр пригласила художницу Нану Абдрашитову. Это не первая их совместная работа: Абдрашитова уже работала с Брусникиной над спектаклями «Офелия боится воды» (МХТ, 2018 год) и «Обращение в слух» («Сфера», сезон 2015-го). Задача художницы в этом спектакле — придумать город Калинов, тот самый, в котором жила и умерла Катерина Кабанова. Абдрашитова наполняет спектакль элементами с лубочных картинок и загоняет драму под резную рамку-крышу, которая вроде бы призвана украшать непритязательную картину провинциальной семейной жизни, но на деле, покосившись, лишь лицемерно символизирует идиллию и обозначает границы предрассудков, из которых герои не могут выбраться.
Никакой идиллии в доме Красновых нет. Маленький город, где обитает семья Льва и Татьяны, — это мир несчастливых людей, привыкших жить традиционно, по писаному.
Это мир провинциальный, примитивный, мир мужской агрессии и женской покорности. Этот мир был всегда: он существовал в XIX веке, современном Островскому, продолжает процветать и в наши дни, оставаясь почти неизменным, прячась от посторонних взглядов где-то за стенкой, за закрытыми дверями домов и квартир.
Сценография выстраивает его по-вертикали. Внизу, на авансцене, кипят самые низменные страсти, герои говорят на арго, курят вейпы, отправляют целковые через телефонное приложение банка, выражают эмоции через слезливые клипы 20-летней давности, коротают время за просмотром футбольных матчей и за провинциальными сплетнями. Поднимаясь на среднюю площадку, под скошенную рамку, герои переходят на замоскворечное «да-с» и «конечно-с», за их спинами, на заднике, транслируются традиционные лубочные картинки бытовых сцен, они рядятся в белое, надевают кружева и цилиндры. На самом высшем уровне — только любовь и смерть. Главная героиня Татьяна (Ольга Котельникова / Елизавета Рыжих) не играет в игры с переодеванием, она скользит в неизменном белом платье между пространствами и временами, объединяя миры, оставаясь героиней драмы и прошлого, и настоящего.
В её истории нет ничего принципиально нового: спасаясь от нищеты, девушка с дворянским воспитанием выходит замуж за простого, быстро разбогатевшего лавочника. В основе сюжета — клубок противоречий: с одной стороны — желание и недоступность свободной любви, с другой — собственническая преданность, а в итоге — семья, в которой нет взаимности и согласия. Казалось бы, мало ли семей так живёт годами: под скошенной рамкой придуманной идиллии, а на деле — в параллельных мирах? Но беда в том, что Лев Краснов не хочет жить в параллелях: он любит свою жену и любит слишком неистово.
В интерпретации Брусникиной Краснов не превращается в уездного Отелло на глазах зрителей — режиссёр изначально наделяет его яркими маскулинными чертами. Лев Краснов (Андрей Кондаков / Антон Пахомов) выглядит авторитетным, ведёт себя властно, резко, демонстрирует безобразные мужицкие манеры, грызя семечки и шумно выплёвывая шелуху на пол. Он старается быть учтивым к жене, в чьём образе видит некую вершину, которой хотел бы достигнуть, ради которой готов преодолеть самого себя, побороть свою грубость и внутреннюю агрессию. «Душа есть, воспитания нет», — говорит он о себе.
Любовь к Татьяне становится для него серьёзным испытанием, и он выбирает его осознанно. Но эта любовь остается без ответа. За вульгарной простотой мужа Татьяна не пытается и не способна разглядеть человека с глубокими чувствами и пылким сердцем.
Грубые ласки Краснова неизменно заставляют её сторониться его общества, а дворянское воспитание делает её изначально чужой в
среде этих простых провинциальных людей, среди диких нравов города. Втайне мечтая вернуться в прошлое, Татьяна мгновенно увлекается своей первой любовью, приезжим барином Бабаевым, в чьей усадьбе «Заветное» она провела счастливое детство.
С приездом Бабаева (Артём Блинов / Фёдор Бавтриков) — помещика с говорящей фамилией, отсылающей к славянскому фольклору — несчастливая, но сносная жизнь семейства Красновых даёт трещину, для её разрушения хватает одного слабого толчка. Слабым и бестолковым рисует приезжего Бабаева Марина Брусникина. Бабаев в модных кроссовках, Бабаев с услужливым лакеем Карпом, Бабаев, изнывающий от скуки в маленьком городке, готовый от той же скуки на любую подлую шалость, — это эдакий мажор, герой подросткового сериала о золотой молодёжи. Он выглядит избалованным ребёнком, и подсолнухи, которые он дарит Татьяне, кажутся смешными в сравнении со множеством белых роз, что приносит ей муж. Татьяна не замечает ничего; Бабаев — это её символ свободы, символ желания любить по собственному выбору. Такова уж женщина Островского: им «горька неволя, ох как горька!».
Интересно, что сама Татьяна является точно таким же символом для своего мужа, но, как и Островский, Брусникина встаёт на сторону женщины, делая основной темой спектакля проблему домашнего насилия. Город Калинов — мужской мир: здесь мужчины привыкли закидывать ноги на жён, как на стол, приучать их к порядку ремнём, ругать и прилюдно высмеивать. В перформансе, следующим за сценой свидания Татьяны с Бабаевым, метафорично показана жизнь женщин города за закрытыми дверями домов с резными ставенками: мужчины точат ножи, женщины с заклеенными крестнакрест ртами сметают оставленную ими шелуху от семечек, все чётко выполняют предписанные обществом роли. А завершается перфоманс условными похоронами: под трек Евгении Смольяниновой «Ах, что делает любовь» (музыкальное оформление Алёны Хованской) Татьяну кладут на стол, её тело засыпают семечками, а мужчины грызут их, словно едят её плоть, будто используют красоту и жизнь молодой девушки, а насытившись, сбрасывают на пол.
За минуту до этого страшного действа под ту же песню зритель получает возможность увидеть идеальный женский мир Калинова: мечту о любви и согласии, которой в этом царстве не суждено сбываться. «Ах, боже мой, что делает привычка! Ай, боже мой, что делает любовь»: женщины Калинова привыкают жить в условиях постоянного насилия, как Курицына (Марина Скосырева), или довольствуются случайными и всем известными связями, как Зайчиха (Ольга Белова). Внешняя любовная идиллия с изнанки оказывается совсем непохожей на идеал.
Женившись на Татьяне, Лев Краснов честно пытается преодолеть свою природу, вырваться из привычной среды и для этого готов даже поссориться с собственной роднёй. Да хоть со всем городом, в котором мужчины не вызывают никаких симпатий.
Они либо похожи на Курицына (Александр Жоголь) — олицетворение собственной фамилии. Либо на больного душой Афоню Краснова (Павел Суханов / Владимир Урм), которого Брусникина наделяет пресловутой токсичной маскулинностью, тем более отвратительной, чем более бессильной она является на деле. Есть ещё дед Архип (Сергей Плотников) — старый и слепой местный авторитет с чертами бывшего сидельца, скучающий по человеческому лицу и существующий нажитой мудростью. Архип, как и Татьяна, не меняет одежд, передвигается между уровнями — в отличие от неё — в чёрном, словно прожитые годы дают ему возможность принимать себя таким, какой он есть, без лицемерия.
Являясь двумя противоположными началами, дед и брат Краснова остаются такими же представителями мужского мира, как и остальные мужчины, только бессилие и страх Афони порождает в нём жестокость, которой он упивается, а жизненный опыт и немощь деда Архипа заставляют его стремиться к семейной гармонии.
Именно поэтому Архип пытается восстановить отношения супругов, а Афоня впадает в истерику, требуя, чтобы ему подчинились. Именно Афоня первым обнаруживает, что Татьяна ушла к Бабаеву. И именно фразой Архипа «Что же ты наделал?» кончается спектакль.
Старшая сестра Татьяны Лукерья (Наталия Житкова / Наталья Баландина) раскручивает маховик драмы. Она плетёт интригу, желая с помощью Татьяны и Бабаева вернуть сословный статус, вернуться в «Заветное». А ещё — выбраться из дома Краснова, из атмосферы дикости и невежества. Она пользуется первой же возможностью, но делает ставку не на того и, сводя сестру с Бабаевым, подталкивает её к измене, за которую Татьяна расплачивается жизнью.
В финальной сцене, когда Татьяна целует Льву руки, просит прощения и предлагает разойтись после её измены с Бабаевым, а муж обнимает её, кажется, что Брусникина изменила конец пьесы. На несколько вязких секунд зал накрывает тишина, а потом Татьяна обмякает в руках убийцы. Да, Брусникина и впрямь меняет концовку: Краснов в пароксизме ревности задушил жену, а не зарезал. Островский заканчивает пьесу кровью (отсюда и говорящая фамилия Льва, намекающая на её цвет); Брусникина же превращает смерть героини в метафору. Татьяна умирает в объятиях Краснова, который, проиграв её, чувствует себя ничтожным, а потому перекрывает ей кислород, душит её своей любовью и смертельной обидой.
Он не проходит свой путь героя, обнуляет этим убийством попытки превозмочь себя. Понимая это, финальную фразу «Вяжите меня! Я убил её» Лев Краснов произносит тихо и потерянно. Обыкновенная драма обыкновенного провинциального города, которых сотни в стране, оказывается глубокой, страшной и вневременной. Но глубина раскаяния убийцы в финале спектакля выносится за скобки: в самом конце Брусникина выводит на экран ужасающую российскую статистику жертв домашнего насилия, которое никогда не имеет отношения к любви.
В соавторы режиссёр пригласила художницу Нану Абдрашитову. Это не первая их совместная работа: Абдрашитова уже работала с Брусникиной над спектаклями «Офелия боится воды» (МХТ, 2018 год) и «Обращение в слух» («Сфера», сезон 2015-го). Задача художницы в этом спектакле — придумать город Калинов, тот самый, в котором жила и умерла Катерина Кабанова. Абдрашитова наполняет спектакль элементами с лубочных картинок и загоняет драму под резную рамку-крышу, которая вроде бы призвана украшать непритязательную картину провинциальной семейной жизни, но на деле, покосившись, лишь лицемерно символизирует идиллию и обозначает границы предрассудков, из которых герои не могут выбраться.
Никакой идиллии в доме Красновых нет. Маленький город, где обитает семья Льва и Татьяны, — это мир несчастливых людей, привыкших жить традиционно, по писаному.
Это мир провинциальный, примитивный, мир мужской агрессии и женской покорности. Этот мир был всегда: он существовал в XIX веке, современном Островскому, продолжает процветать и в наши дни, оставаясь почти неизменным, прячась от посторонних взглядов где-то за стенкой, за закрытыми дверями домов и квартир.
Сценография выстраивает его по-вертикали. Внизу, на авансцене, кипят самые низменные страсти, герои говорят на арго, курят вейпы, отправляют целковые через телефонное приложение банка, выражают эмоции через слезливые клипы 20-летней давности, коротают время за просмотром футбольных матчей и за провинциальными сплетнями. Поднимаясь на среднюю площадку, под скошенную рамку, герои переходят на замоскворечное «да-с» и «конечно-с», за их спинами, на заднике, транслируются традиционные лубочные картинки бытовых сцен, они рядятся в белое, надевают кружева и цилиндры. На самом высшем уровне — только любовь и смерть. Главная героиня Татьяна (Ольга Котельникова / Елизавета Рыжих) не играет в игры с переодеванием, она скользит в неизменном белом платье между пространствами и временами, объединяя миры, оставаясь героиней драмы и прошлого, и настоящего.
В её истории нет ничего принципиально нового: спасаясь от нищеты, девушка с дворянским воспитанием выходит замуж за простого, быстро разбогатевшего лавочника. В основе сюжета — клубок противоречий: с одной стороны — желание и недоступность свободной любви, с другой — собственническая преданность, а в итоге — семья, в которой нет взаимности и согласия. Казалось бы, мало ли семей так живёт годами: под скошенной рамкой придуманной идиллии, а на деле — в параллельных мирах? Но беда в том, что Лев Краснов не хочет жить в параллелях: он любит свою жену и любит слишком неистово.
В интерпретации Брусникиной Краснов не превращается в уездного Отелло на глазах зрителей — режиссёр изначально наделяет его яркими маскулинными чертами. Лев Краснов (Андрей Кондаков / Антон Пахомов) выглядит авторитетным, ведёт себя властно, резко, демонстрирует безобразные мужицкие манеры, грызя семечки и шумно выплёвывая шелуху на пол. Он старается быть учтивым к жене, в чьём образе видит некую вершину, которой хотел бы достигнуть, ради которой готов преодолеть самого себя, побороть свою грубость и внутреннюю агрессию. «Душа есть, воспитания нет», — говорит он о себе.
Любовь к Татьяне становится для него серьёзным испытанием, и он выбирает его осознанно. Но эта любовь остается без ответа. За вульгарной простотой мужа Татьяна не пытается и не способна разглядеть человека с глубокими чувствами и пылким сердцем.
Грубые ласки Краснова неизменно заставляют её сторониться его общества, а дворянское воспитание делает её изначально чужой в
среде этих простых провинциальных людей, среди диких нравов города. Втайне мечтая вернуться в прошлое, Татьяна мгновенно увлекается своей первой любовью, приезжим барином Бабаевым, в чьей усадьбе «Заветное» она провела счастливое детство.
С приездом Бабаева (Артём Блинов / Фёдор Бавтриков) — помещика с говорящей фамилией, отсылающей к славянскому фольклору — несчастливая, но сносная жизнь семейства Красновых даёт трещину, для её разрушения хватает одного слабого толчка. Слабым и бестолковым рисует приезжего Бабаева Марина Брусникина. Бабаев в модных кроссовках, Бабаев с услужливым лакеем Карпом, Бабаев, изнывающий от скуки в маленьком городке, готовый от той же скуки на любую подлую шалость, — это эдакий мажор, герой подросткового сериала о золотой молодёжи. Он выглядит избалованным ребёнком, и подсолнухи, которые он дарит Татьяне, кажутся смешными в сравнении со множеством белых роз, что приносит ей муж. Татьяна не замечает ничего; Бабаев — это её символ свободы, символ желания любить по собственному выбору. Такова уж женщина Островского: им «горька неволя, ох как горька!».
Интересно, что сама Татьяна является точно таким же символом для своего мужа, но, как и Островский, Брусникина встаёт на сторону женщины, делая основной темой спектакля проблему домашнего насилия. Город Калинов — мужской мир: здесь мужчины привыкли закидывать ноги на жён, как на стол, приучать их к порядку ремнём, ругать и прилюдно высмеивать. В перформансе, следующим за сценой свидания Татьяны с Бабаевым, метафорично показана жизнь женщин города за закрытыми дверями домов с резными ставенками: мужчины точат ножи, женщины с заклеенными крестнакрест ртами сметают оставленную ими шелуху от семечек, все чётко выполняют предписанные обществом роли. А завершается перфоманс условными похоронами: под трек Евгении Смольяниновой «Ах, что делает любовь» (музыкальное оформление Алёны Хованской) Татьяну кладут на стол, её тело засыпают семечками, а мужчины грызут их, словно едят её плоть, будто используют красоту и жизнь молодой девушки, а насытившись, сбрасывают на пол.
За минуту до этого страшного действа под ту же песню зритель получает возможность увидеть идеальный женский мир Калинова: мечту о любви и согласии, которой в этом царстве не суждено сбываться. «Ах, боже мой, что делает привычка! Ай, боже мой, что делает любовь»: женщины Калинова привыкают жить в условиях постоянного насилия, как Курицына (Марина Скосырева), или довольствуются случайными и всем известными связями, как Зайчиха (Ольга Белова). Внешняя любовная идиллия с изнанки оказывается совсем непохожей на идеал.
Женившись на Татьяне, Лев Краснов честно пытается преодолеть свою природу, вырваться из привычной среды и для этого готов даже поссориться с собственной роднёй. Да хоть со всем городом, в котором мужчины не вызывают никаких симпатий.
Они либо похожи на Курицына (Александр Жоголь) — олицетворение собственной фамилии. Либо на больного душой Афоню Краснова (Павел Суханов / Владимир Урм), которого Брусникина наделяет пресловутой токсичной маскулинностью, тем более отвратительной, чем более бессильной она является на деле. Есть ещё дед Архип (Сергей Плотников) — старый и слепой местный авторитет с чертами бывшего сидельца, скучающий по человеческому лицу и существующий нажитой мудростью. Архип, как и Татьяна, не меняет одежд, передвигается между уровнями — в отличие от неё — в чёрном, словно прожитые годы дают ему возможность принимать себя таким, какой он есть, без лицемерия.
Являясь двумя противоположными началами, дед и брат Краснова остаются такими же представителями мужского мира, как и остальные мужчины, только бессилие и страх Афони порождает в нём жестокость, которой он упивается, а жизненный опыт и немощь деда Архипа заставляют его стремиться к семейной гармонии.
Именно поэтому Архип пытается восстановить отношения супругов, а Афоня впадает в истерику, требуя, чтобы ему подчинились. Именно Афоня первым обнаруживает, что Татьяна ушла к Бабаеву. И именно фразой Архипа «Что же ты наделал?» кончается спектакль.
Старшая сестра Татьяны Лукерья (Наталия Житкова / Наталья Баландина) раскручивает маховик драмы. Она плетёт интригу, желая с помощью Татьяны и Бабаева вернуть сословный статус, вернуться в «Заветное». А ещё — выбраться из дома Краснова, из атмосферы дикости и невежества. Она пользуется первой же возможностью, но делает ставку не на того и, сводя сестру с Бабаевым, подталкивает её к измене, за которую Татьяна расплачивается жизнью.
В финальной сцене, когда Татьяна целует Льву руки, просит прощения и предлагает разойтись после её измены с Бабаевым, а муж обнимает её, кажется, что Брусникина изменила конец пьесы. На несколько вязких секунд зал накрывает тишина, а потом Татьяна обмякает в руках убийцы. Да, Брусникина и впрямь меняет концовку: Краснов в пароксизме ревности задушил жену, а не зарезал. Островский заканчивает пьесу кровью (отсюда и говорящая фамилия Льва, намекающая на её цвет); Брусникина же превращает смерть героини в метафору. Татьяна умирает в объятиях Краснова, который, проиграв её, чувствует себя ничтожным, а потому перекрывает ей кислород, душит её своей любовью и смертельной обидой.
Он не проходит свой путь героя, обнуляет этим убийством попытки превозмочь себя. Понимая это, финальную фразу «Вяжите меня! Я убил её» Лев Краснов произносит тихо и потерянно. Обыкновенная драма обыкновенного провинциального города, которых сотни в стране, оказывается глубокой, страшной и вневременной. Но глубина раскаяния убийцы в финале спектакля выносится за скобки: в самом конце Брусникина выводит на экран ужасающую российскую статистику жертв домашнего насилия, которое никогда не имеет отношения к любви.