29.10.2024
Александр Калягин: Заставляйте себя делать добро!
Карлыгаш Нуралиева ,
Комсомольская правда (Казахстан)
23.10.2024
Здравствуйте, я ваш Калягин
Надежда Пляскина ,
Аргументы и факты (Казахстан)
15.10.2024
Александр Калягин: «Приемлю всё, кроме пошлости и скуки»
"Комсомольская правда" (Казахстан)
28.08.2024
"Хочется побыстрее нашей победы…": Александр Калягин рассказал о новом сезоне «Et Cetera» и переживаниях за бойцов
Анастасия Плешакова ,
Комсомольская правда
10.06.2024
«В театре возможно все, кроме пошлости и скуки»
Дарья Долинина ,
"Комсомольская правда. Самара"
01.03.2024
Наталья Баландина: "Каждая роль - это подарок"
Татьяна Алексеева ,
Театральная афиша столицы
21.01.2024
Новости культуры с Владиславом Флярковским: режиссер Ичэнь Лю о премьере "Чайной"
Телеканал "Россия-Культура"
13.01.2024
Программа "Слушаем! Мужской разговор" на "Радио России" с участием Александра Калягина
Радио России
Пресса
2024
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2002
2001
2000
1999
Театр начинается с продюсера. Давид Смелянский
Валерия Селиванова
Газета «Россия» ,
18.09.2008
В свое время Мстислав Ростропович называл его Дягилевым наших дней. И был совершенно прав. Давид Смелянский - один из успешнейших театральных продюсеров нашей страны. Обозреватель газеты «Россия» встретился с Давидом Яковлевичем и расспросил о проблемах современного российского театра.— Интереснее всего поговорить о коммерческой составляющей театра. Или вы считаете, что он не может быть коммерческим? — Наоборот, театр не может быть некоммерческим. Если на спектакль продается хотя бы один билет, значит, коммерция уже есть. Другое дело, что театр не может быть самоокупаемым. Скажем, расходы на постановку составляют миллион долларов... — Вы называете эту цифру так буднично... Миллион – это обычная цена? — Нет, конечно. Но, она возможная. Самая скромная репертуарная пьеса стоит от $250 тыс. до $300 тыс. Как вы думаете, сколько раз этот спектакль должен быть показан и сколько будут стоить билеты, чтобы отбить деньги? Приведу яркий пример. Я являюсь продюсером фестиваля искусств Балтийские сезоны» в Калининграде. Он как раз сейчас в разгаре: мы начали в июле, а закончим только в ноябре. В сентябре, к примеру, мы привезем туда «Табакерку», Художественный театр, Мастерскую Фоменко, Александринку, «Сатирикон», два симфонических оркестра. Организуем выступления двадцати лучших российских молодых исполнителей классической музыки, покажем выпускные спектакли «Щепки» и Ленинградской театральной академии. Несмотря на грандиозность программы, бюджет фестиваля — всего тридцать дна миллиона рублей. Из них тридцать процентов выделяет федеральный бюджет, еще тридцать - областной, спонсорских денег всего три процента. Таким образом, для того чтобы фестиваль продолжался, а он существует уже пять лет, я должен заработать сам еще тридцать семь процентов. В этом году пришлось сделать билеты по две тысячи рублей; люди ропщут — это очень дорого для Калининграда да и для всего театра. Театр — это демократичное искусство, билет не может стоить дорого, иначе мы вернемся к тем временам, когда на лучших местах сидели «нужные» люди: врачи и завскладом, в современной же России — только состоятельные люди. Я считаю это неправильно. — Вы говорите о том, что театр не может заработать деньги, но ваш спектакль «...Sony» считается одним из успешнейших проектов в коммерческом плане. — Да, он успешен, но это единичный случай. Мы показали более пятисот спектаклей, и за это время «...Sorry» окупился пять раз. Он сошел со сцены только из-за болезни Николая Караченцова. Я считаю, что от дельный спектакль может заработать, но весь театр — нет. — Но вы же один из основателей антрепризы, уж куда более коммерческий театр придумать сложно. Неужели и она не окупается? — То, что я буду говорить дальше, касается большинства антрепризных спектаклей, но не всех. Я.как один из основателей антрепризы могу об этом говорить, хотя уже от нее отошел, неинтересно. Дело в том, что для ее развития не хватает площадок, причем и в Москве тоже. К примеру, два вечера спектакль играется на Таганке и один — в Театре имени Моссовета. Каждый раз актеру приходится настраиваться на новую сцену, если они часто меняются, он не справляется психологически и перестает это делать. А декорации? Площадки все разные по размеру, так что и внешне спектакль выглядит смешно, и качество игры невысокое. Такие получаются спектакли — летучие голландцы, невидимки. Так что естественно, что антреприза собирает все меньше и меньше людей, следовательно, и денег. В то же время театр не может быть бедным, он должен быть зрелищным, поскольку конкурирует за внимание зрителей с телевидением и художественными фильмами. — Значит ли это, что театр в России может быть только государственным? — Вовсе нет, я так не думаю. Театру могли бы помочь спонсорские деньги, для этого государству достаточно лишь принять законы о меценатстве. Но, к сожалению, все боятся, что бизнес кинется отмывать деньги. В стране достаточно богатых людей, мы покупаем за миллионы долларов футбольфутбольных тренеров и игроков, хотя от спортивных побед в обществе ничего кардинально не меняется. Ну какая разница, сколько медалей мы получили на Олимпиаде? Что нам от этого? Ведь важно участие, а не результат. Тогда как культура, художественная культура, определяет и формирует общество, по большому счету создает человека. Театр выполняет именно эту функцию, а не зарабатывает деньги. Причем культура гораздо эффективнее поддерживает имидж страны в мире. Сейчас, к примеру, совершенно феерически проходят гастроли Большого театра в Париже, но об этом почему-то никто не знает. Хотя я понимаю, чрезмерное увлечение спортом — это не чисто российское явление, общемировая тенденция. Эта истерия меня очень расстраивает, хотя я люблю спорт, сам был в молодости профессиональным спортсменом, кандидатом в мастера спорта по греко-римской борьбе. — Возможно, дело как раз в том, что спорт - коммерчески выгодное предприятие, поэтому в него и вкладывают деньги. Если театр не в состоянии заработать, может, он тогда и не нужен вовсе? — Театру то и дело предрекают смерть, однако он существует. У него всегда отрастает хвост, как у ящерицы, театр не убиваем. Причина? Просто живое человеческое слово, сказанное со сцены, необходимо человечеству, по крайней мере я сужу по себе, мне оно необходимо, как воздух. — Сложно ли работать продюсером в области, где невозможно заработать? — Профессия продюсера нездоровая: я ложусь и просыпаюсь с мыслями о деньгах, от этого нахожусь в постоянном скандале с самим собой. Иногда хочется натянуть одеяло до носа и не вставать. Но я счастлив, так как занимаюсь любимым делом. Моя деятельность — это ежедневное преодоление препятствий, если ты побеждаешь, это дает тебе драйв двигаться дальше. Особенно это чувствуется, когда на премьеру набивается полный зал. — После того как закончатся «Балтийские сезоны», чем вы планируете заниматься? — Планов на самом деле много. К примеру, со второго ноября начинаются репетиции в Et Cetera (Смелянский является также генеральным продюсером театра под художественным руководством А. Калягина. — Прим. ред.) лицензионного спектакля «Продюсеры». Мы вели переговоры два с половиной года, в результате удалось купить лицензию с хорошими условиями. Купили только текст и музыку с возможностью адаптации к России — это наша победа, обычно лицензии продаются с более жесткими требованиями и вместе со всей постановочной группой. Премьера спектакля состоится в феврале. Затем у меня в планах проведение Дня славянской письменности в Саратове. Наше агентство проводит его каждый год в разных городах. — Не было ли у вас мысли уехать из страны, в которой так не ценят ваш любимый театр? — Хотел, но не уехал, семья тогда не поддержала и правильно. Эмиграция — это всегда потеря внутреннего себя. Много моих друзей и знакомых уехали, я с ними встречаюсь и вижу потерянность в их глазах. И потом кто-то же должен заниматься театром в России.