Заказ билетов:
+7 (495) 781 781 1
Подписка на новости
Поиск по сайту
Обычная версия сайта

МОСКОВСКИЙ ТЕАТР «Et Cetera»

Et Cetera

художественный руководитель александр калягин

главный режиссер Роберт Стуруа

04.12.2020 Театр "Et Cetera" под руководством Калягина покажет премьеру спектакля "#Осторожнобасни" ТАСС 03.12.2020 Гламурная креветка и ондатра обнажили человеческие пороки Ирина Ковган , Вечерняя Москва 29.09.2020 Калягин: отсутствие работы навредит пожилым артистам больше, чем COVID РИА Новости, радио SPUTNIK 11.09.2020 Театральный сезон открыли мемуарами Смоктуновского Юлия Панова , Вечерняя Москва 11.09.2020 Худрук Et Cetera открыл сезон в окружении труппы и картонных драматургов МК.RU 11.09.2020 Театр "Et Cetera" открывает сезон премьерой по мемуарам Смоктуновского РИА Новости "Культура" 26.08.2020 В "Et Cetera" сразу две премьеры Евгений Герасимов , Литературная газета 17.06.2020 Et Cetera откроет сезон премьерой спектакля по мемуарам Смоктуновского Варвара Карпеева , Российская газета 27.01.2020 Театр Александра Калягина отметит 20-летие спектакля «Тайна тетушки Мэлкин» 7дней.ru
Пресса

В зоне доступа

Владислав Можайский
10.01.2019
В ЗОНЕ ДОСТУПА
Стыдно признаться, но до этого спектакля я не был в театре лет эдак уже пять. Дела семейные, заботы, работа, в общем, не до театров как-то было. Да и чего греха таить, из того, что в окружающем информационно-рекламном пространстве попадалось на глаза про идущие сегодня спектакли ничего не цепляло. А возможно, я уже избалован в прошлом регулярным посещением, в течение нескольких лет, театра-студии Петра Фоменко с его волшебными и гениальными постановками. В общем не знаю, в чем тут дело и вот вдруг, что называется, «здрасьте я ваша тетя»… Моя знакомая рекомендует мне посмотреть в Et Cetera, что под управлением замечательного русского актера и режиссера Александра Калягина одну интересную постановку «В зоне доступа», где в добавок ко всему, один из главных персонажей спектакля – моя коллега по цеху – психолог и психотерапевт, зачем-то затеявшая игру с мобильными телефонами, сообщениями и звонками, приходящими во время дружеского застолья. Ну как тут не возбудиться моему театрально-потребительскому интересу?! Да и живое сарафанное радио, с опциями подробного описания увиденного и пережитого, с ответами на вопросы, признаться, для меня куда важнее любых, пусть самых ярких, креативных, но все-таки неживых афиш-картинок, анонсов и, тем более, других форм современной навязчивой и потому отталкивающей рекламы. Особенно в сфере искусства. Талантливо, красиво и умно сделанное, дающее возможность в этом творении уловить какую-то новую правду о жизни и себе, всегда вызывает отклик у воспринимающего это творение. Оно уже, само по себе, обладает волшебной притягательностью, передаваемой в данном случае из уст в уста, а возможно и какими-то другими космическими проводами, соединяющими людей между собой. Афиши и другая реклама, на мой взгляд в данном случае, вторичны.

Вполне себе бытовая сцена несколько нервного разговора жены (она же психолог-психотерапевт) с мужем (пластическим хирургом) по поводу презервативов, обнаруженных матерью в рюкзаке их взрослеющей дочери-подростка, сразу же цепляет и надежно погружает тебя в разворачивающееся на сцене действо и уже с первых его нот невольно побуждает размышлять на одну из самых пикантных тем детско-родительских отношений. Но, при этом, с каким-то добрым и немного грустным смехом. До ностальгической боли знакомые декорации современной среднестатистической квартиры, с балконом и видом из окна на такие же точно невзрачные известково-белые многоэтажки, изрезанные правильными геометрическими линиями межпанельной гидроизоляции, с настоящим кухонным гарнитуром, праздничным столом, оливье и прочей традиционной кулинарией, уже на каком-то визуально-физиологическом уровне располагают тебя к привычному, но приятному времяпрепровождению в этот вечер.

Собирающиеся к столу старые друзья со своими половинками, искренне радующиеся друг другу, вместе и поочередно подхватывающие брошенную кем-то фразу, весело обыгрывающие ее в дружеской доброй пикировке, сочными мазками дорисовывают этот застольный натюрморт, обволакивая зрителя уютной атмосферой домашнего праздника. Вот оно счастье – здесь и теперь, так просто и так убедительно заискрившееся на сцене! И даже минутная мизансцена с довольно откровенными объятиями на кухне мужа и жены из разных супружеских пар (пока все тусят на балконе), вызывая в общем-то некоторое недоумение, не портит этой атмосферы. Ну, мало ли чего там у них – давно не виделись, соскучились, а чего бы и не пофлиртовать, пусть и в таком современном раскованном стиле - даже забавно. Хочется всем им крикнуть – хорошего вечера, ребята!

Но все же сложно было поначалу предвидеть, что именно это «смысловое ружье», повешенное авторами спектакля в мимолетной, как бы ни к чему не обязывающей мизансцене игривого флирта, в итоге и выстрелит в теплых декорациях чудесного домашнего праздника, обдавая зрителя контрастным душем разворачивающихся на сцене трагических событий. Звенящий и счастливый бурлеск дружеской встречи вдруг окажется в общем то лишь ярким тоненьким, но легко сползающим покрывальцем, маскирующим ту реальную жизнь, которую прячет за ним каждый из присутствующих. Ружье выстрелит и совсем не по воробьям. По-разному, но по полной программе достанется каждому из пришедших на эту вечеринку, включая хозяев, срывая в зале уже не только смех, но и другие реакции. Отчаянное «ну зачем же!», испуганное «нет-нет, только не это!», и печально-задумчивые «эхехе» и «да уж..»… Многие в зале давно уже сроднились с происходящим, сопереживая персонажам и, вероятно, узнавая где-то в них их поступках себя.


То, что развернулось на сцене единым «непрерывным кадром», выразительными средствами странной застольной игры и конечно благодаря талантливой игре актеров, нельзя отнести к какому-то одному жанру и приему. «Все промелькнули перед нами, все побывали тут…». И жанрово, и содержательно, и даже декорационно. Тут тебе и шекспировская комедия положений, или скорее трагикомедия положений, и смысловая отсылка к фильму Г.Данелии «Осенний марафон», а к фильму В.Мережко «Ночные забавы» еще отсылка и декорационным решением (все действие происходит практически в стенах одной квартиры). И вероятно, еще ко многим другим театральным и кинопостановкам, не говоря уже о литературных произведениях самых разных времен и культур, активно пытавшихся осмыслить эту тему. Но к чести молодых создателей спектакля, они не только не потерялись и не растворились в обилии уже давно существующих на сей счет авторитетных художественных высказываний, но и нашли, похоже, какие-то свои уникальные современные живые нотки и способы их сценического выражения таким разножанровым языком. Чему, по большому счету, я в общем-то не очень удивлен – есть у кого учиться. Чего только стоят, к примеру, Бабс Баберлей, Эзоп, Платонов, Чичиков, Ихарев и многие другие, неповторимые и часто по характеру противоположные друг другу образы, потрясающе сыгранные, в свое время, руководителем театра, в стенах которого и творят молодые режиссеры и актеры.


Возможно именно эти живые, разножанровые и также талантливо переданные актерами нотки предложенной сценической истории и являются залогом того, что по ее ходу зритель лицом к лицу сталкивается с трагическими смыслами и «теневой» стороной человеческой жизни и отношений, будучи внутренне подготовленным к этой встрече. И это мне, как профессиональному психологу и психотерапевту, по роду своей деятельности часто имеющему дело с этой теневой стороной или «вторым дном», очень близко и важно. Именно это второе дно, образующееся день за днем из наших внутренних пустот и деформаций, своевременно не заполненных и не отрихтованных, - универсальный знак нашего времени в разных его проявлениях, становится часто основным предметом психологической работы. Именно это второе дно своей потаенной жизни, тщательно маскируемое человеком и от самых близких людей, во многом лишает эти отношения самоценности, уникальности, искренности, сокровенности, доверия, возможности узнать себя и родного тебе человека глубже, найти решение возникшим в отношениях трудностям и неудовлетворенностям и, наконец стать, благодаря этому более зрелым и целостным. Именно эта вторая скрытая сторона жизни, в итоге, отчуждает людей друг от друга в иллюзорных поисках быстрого счастья на стороне, в тайне от партнера, друзей, близких.


Да и близкие зачастую не готовы ни понять, ни принять все это, а тем более помочь заполнить эти зияющие пустоты души и тела, ведь они сами страдают тем же. И стоят перед этой двойной реальностью и взаимным отчуждением очень многие обладатели такой внутренней пустоты, очень разные в своих характерах и возрастах, в своих социальных статусах, в своих половых принадлежностях и сексуальных пристрастиях, дружно растопырившись перед этой реальностью, уже как перед само собой разумеющейся неизбежностью, вкушая ее вновь и вновь то ли, как щекочущий нервы запретный плод, то ли как привычную сладкую разлагающую душу и тело отраву, от которой уже невозможно отказаться.

И только несколько искренних и сокровенных слов, которыми обменялись два, по сути, главных персонажа спектакля – отец (хозяин дома) и его дочь, роль которой лишь легким пунктиром дана на сцене, звучат в финале целительным и сверяющим биение сердец камертоном - сердец, находящихся в «зоне взаимного доступа». Спасибо тебе, папа, я очень люблю тебя, - почти шепчет в телефонную трубку дочь, сбежавшая из дома к своему парню с ведома папы, но в тайне от мамы-психолога. И я очень тебя люблю, - немного неуверенно, но нежно отвечает понимающий и доверяющий своей дочери отец. И этот финал, огорчающий меня, как профессионала, чья коллега убедительно показана в постановке в непривлекательном свете, очень радует и греет меня по-человечески.


© 2007–2021, Театр Et Cetera

Официальный сайт Александра Калягина
www.kalyagin.ru

E-mail: theatre@et-cetera.ru

Адрес: 101000, Москва, Фролов пер., 2
Проезд: Метро «Тургеневская», «Чистые пруды», «Сретенский бульвар»

Схема проезда
Справки и заказ билетов
по телефонам:

+7 (495) 781-781-1
+7 (495) 625-48-47