28.08.2024
Дюрренматт, Бергман и сказки для детей. Et Cetera открыл 32-й театральный сезон
Театральный журнал
28.08.2024
В Et Cetera объявили планы на сезон
Нина Дымченко ,
Театрал
28.08.2024
Сезон с охотой: Малый театр и Et Cetera ищут молодых режиссеров
Зоя Игумнова ,
Известия
20.06.2024
Александр Калягин: «КЛАССИКА НАС СПАСАЕТ». Большие гастроли» театра Et Cetera
Маргарита Петрова ,
Самарская газета
19.06.2024
Ревизор Александр Калягин приехал в Самарскую драму
Ирина Чечурина
12.06.2024
Александру Калягину в Самаре вручили «Жигулевское» и волжского леща
Россия-Самара
14.05.2024
"Мы не играем китайцев, мы рассказываем общечеловеческую историю"
СИНЬХУА Новости
07.05.2024
В "Et Cetera" исполнят "Музыку Победы"
Театрал
29.03.2024
«Любовная досада» в театре Et Cetera
Story
26.03.2024
«Любовная досада»: дарит только положительные эмоции и восторг
Ирина Аренкова ,
Musecube
01.03.2024
Маленький человек остается крошечным даже в увеличительное стекло
Софья Малинникова ,
Театрал
14.02.2024
Не дай вам Бог жить во время перемен: спектакль «Чайная» в Et Cetera
Татьяна Филиппова ,
Газета "Культура"
25.01.2024
«Чайная»: Год Китая в России. Китайская пьеса, китайский драматург и китайский режиссер в Театре Et Cetera
Наталья Анисимова ,
Musecube
25.01.2024
«Чайная» в театре Et Cetera: «Мы не говорим о государственных делах»
Оксана Есипова ,
Musecube
23.01.2024
«Чайная» в театре Et Cetera
Story
19.01.2024
Премьера спектакля "Чайная" прошла в столичном театре Et Cetera
Лидия Широнина ,
Москва 24
19.01.2024
Время пить чай. Премьера спектакля режиссера Ичэнь Лю в театре «Et Cetera»
Театр To Go
17.01.2024
Знать о жизни самое простое
Марианна Власова ,
Независимая газета
16.01.2024
В Москве театр Et Cetera покажет спектакль "Чайная"
ТАСС
Пресса
2024
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2000
1999
1998
1997
1996
1995
В "МК" вручили театральную премию - 2017
Ян Смирницкий, Екатерина Писарева
Московский комсомолец ,
27.10.2017
Подумать страшно — в 22‑й раз мы вручаем Театральную премию «МК», иным — не то что актерам, молодым театрам — столько еще не исполнилось, а премия (некогда задуманная главредом Павлом Гусевым и редактором отдела культуры Мариной Райкиной) живее всех живых, и по накалу страстей на нашей суперкороткой церемонии — а в этот раз мы уложились в полчаса — понятно, насколько театр актуален, силен и многогранен, несмотря на конкуренцию кино, ТВ и новых медиа. Как все это было — читайте в нашем репортаже.
...Первым — о, это самые дисциплинированные! — прибыла делегация из Театра им. Вахтангова: режиссер Римас Туминас, директор Кирилл Крок (они тут же отправились на экскурсию по коридорам «МК»), ну и очаровательная Людмила Максакова — ей-то получать самую весомую тарелочку (именные тарелки мы заказываем на Ломоносовском фарфоровом заводе) за нашумевшую роль Иокасты в «Царе Эдипе».
— Ой, я уж не помню — за что я получала в прошлый раз? — кокетничает Людмила Васильевна.
— Ну как же, за «Пиковую даму»!
— Ой, и правда. А вот по поводу «Царя Эдипа» да и вообще Римаса Туминаса могу сказать одно: это выигрышный билет для меня, для всех нас, артистов. Повезло. Я считаю, что наш театр — лучший не только в стране, но и в мире. Это доказано гастролями. Мы очень много ездим по миру, по стране — сейчас были в Петрозаводске, Благовещенске, Уфе... Я давно в театре служу, но сейчас как никогда очень горячая реакция зрителя!
— Но «Царь Эдип» был, по сути, поставлен дважды — сначала в естественных «декорациях» греческого Эпидавра и потом уже на родной вахтанговской сцене. Не сложно было входить в столь разную воду?
— А это как щенка бросили — и он плавает. Актер уже не думает об этом, нам сказали: мы должны моментально сориентироваться в любых условиях. Понятно, что, когда играли в Эпидавре на 15 000 человек, — колени дрожали. Но это бывает раз в жизни! Мы с Женей Мироновым это обсуждали, он тоже там спектакль свой играл. Что такое Эпидавр? Это одно из тех мест, где зародился вообще театр! Оттуда пошло это сказочное явление... Римас никогда не расскажет, как он продумывает роль, это не поддается никакому анализу.
— Вы-то как входили в свою Иокасту?
— Ой, да это всё чисто случайно, как и всё, что происходит в жизни. Я случайно зашла в кабинет, потому что мне было предложение в театре, которое я сочла не совсем моим... зашла об этом сказать. А Римас спросил: «А вы летом, в отпуск, что делаете?». Я: «Ну в Латвию, наверное, к себе поеду». А мне: «А вот у нас будет проект «Эдип-царь», не хотите ли вы поучаствовать?». И вот «поучаствовала», судьба улыбнулась.
— Ну что ж, Людмила Васильевна, вам можно только пособолезновать, что этот спектакль вы не видите из зала!
...Впрочем, наш конференц-зал уже полон — большие делегации из Вахтанговского, «Ленкома», театра «Школа современной пьесы», много ребят из ГИТИСа. Наверное, впервые за 22 года не хватило не то что стульев, а места в зале. И пока Людмила Васильевна спускалась под ручку с Иосифом Райхельгаузом, рассуждая, сколько у кого уже «тарелок» от «МК», они придумали кричалку в духе происходящего: «Не валяйте дурака, а читайте все «МК». Мы уже успели перекинуться парой слов с другой «главной женской ролью» в категории «мэтры» — Верой Алентовой:
— Театр сейчас, конечно, меняется, — говорит она, — актеры очень много заняты, впрочем, и многое успевают в разных местах. И зритель меняется, ничто не стоит на месте. Но тем не менее остаются рыцари театра, для которых театр всегда остается на первом месте. И я себя причисляю к этим рыцарям. А что до зрителя — он сильно помолодел, что меня очень радует. Смех молодой! И пока слышишь этот смех — театр не умрет. Хотя не всегда понятны реакции: ждешь на комедии смех — и вдруг молчание! И думаешь: а туда ли мы пошли? А потом раздаются аплодисменты. И понимаешь, что мы на правильном пути.
* * *
Замглавного Петр Спектор открывает скоростную церемонию награждения:
— Хочу заметить, что нашей газете через два года уже сто лет. Мы умеем отстаивать свои позиции — вам-то должно это быть близко: вы тоже в тот или иной момент привыкли отстаивать свои. Вот, кстати, и наши авторы на первых рядах сидят — Марк Захаров, Иосиф Райхельгауз, познакомьтесь (в зале аплодисменты, ведь многие знают, что и худруки неоднократно писали острые колонки в нашу топовую рубрику — «Свободную тему». — Авт.).
Кстати, все сидящие одеты кто во что горазд, никакого дресс-кода, политеса у нас нет — все свободны в своих проявлениях. Марина Райкина — идеолог премии и ведущая церемонии — не забыла рассказать, что случилось в этот день, 26 октября, в разные годы: и Малый театр основали, и фразу Сталин сказал про «инженеров душ человеческих», и нейлон изобрели. Нейлон особенно вызвал в народе бурление, кто-то даже крикнул: «Приз Нейлону!». Но — поехали! Первыми высыпают на сцену студенты из ГИТИСа (кстати, они позже всех задержались в «МК», особенно курилка пришлась по вкусу): ребята со своим режиссером Егором Перегудовым получили приз за спектакль «Сто лет одиночества».
Чуть позже Дмитрий Певцов (получил за лучшую мужскую второго плана в ленкомовском «Дне опричника») скажет, обращаясь к студентам:
— Ребята, ГИТИС! Запомните: вы никому не нужны! Я серьезно. Я как человек, который только что выпустил курс молодых актеров, знаю это точно. Если даже кто-то попал из вас в театр — это еще ничего не значит. Поэтому деритесь за себя зубами, когтями, тогда что-то будет.
Однако Певцову закричали с разных концов:
— Все у ребят будет в порядке!
— Я буду только рад! — парировал артист. — А еще хочу напомнить известные слова, что театр не приносит ни вреда, ни пользы, поэтому давайте заниматься нашим делом радостно, независимо от чего бы то ни было. А у вас в «МК» (обращается к Марине Райкиной) есть где поиграть?
— Найдем!
— Тогда мы к вам придем!
...Дальше пошли — по нашей древней традиции — начинающие, полумэтры, мэтры, все уж за столько лет к названию номинаций привыкли, но в этот раз слово «мэтры» вызвало почему-то взрыв хохота, что говорит о серьезном молодом поступлении в рядах. И невероятно громкие аплодисменты заработал Виктор Добронравов, зал прямо-таки скандировал, узнав, что он получает за лучшую мужскую роль царя Эдипа в одноименном вахтанговском спектакле (правда, в «начинающих»). Но это же условности, не более, зависящие от возраста и объема роли. Лучшую женскую взяла Анна Сенина за роль Инкен («Перед заходом солнца» в Электротеатре):
— Знаете, мы живем в век страстей, — заявила она, — а такие спектакли побуждают подумать о чем-то несуетном и высоком, и если таких спектаклей будет больше — есть шанс, что мы снова попадем в Золотой век.
И звездные имена побежали задорной цепочкой — Иван Янковский (поэт Бездомный в «Мастере» у Женовача) и Евгений Павлов (Долорес в «Амстердаме» театра «Современник») взяли лучшую мужскую второго плана в начинающих, в той же категории (только женской) берет Екатерина Симонова за Лену в «Бенефисе» Театра Вахтангова. На имени Никиты Кобелева (его лучший спектакль в Маяковке — «Человек, который принял жену за шляпу») зал опять разрывает овацией.
— Этот спектакль для меня важен тем, что нашлась компания в Театре Маяковского, которая была готова вместе со мной изучать изучать книгу о нейропсихологии. Это редкая форма работы, которая может быть в репертуарном театре. А вообще современный театр для меня — это тот, который говорит о человеке и его трудностях. Человек меняется, меняется восприятие театра, очень важно для режиссера найти звучание, которое будет соответствовать новому дню.
Директором года становится Марк Варшавер, который скромно поклонился:
— Тронут.
В оригинальном жанре победил режиссер Андрей Щукин со своим «Саундтреком», ансамбль взяли сразу два коллектива — и «Наш класс» в Театре Вахтангова (режиссер Наталия Ковалева), и «Гардения» в Театре Пушкина (поставил Семен Серзин).
Чтобы Сан Саныч Калягин не скучал, мы спросили у него про строительство второй очереди Et Cetera:
— Вас можно поздравить с завершением?
— Пока нельзя. Должны были закончить еще при Лужкове, но возникла пауза. Надеюсь, откроем осенью — через год. Но бетон, кирпичи — уже сделали. Там будет большой репетиционный зал, а главное — музей...
— Музей, простите, чего?
— Музей театра. Ну как Вахтанговский музей при театре. А главное, там будет место работы для молодых. Я объявил по русской классике самостоятельные работы — посмотрим, как справятся. Сейчас они могут пригласить любого режиссера. И для них в будущем эта площадка не помешает.
Ба-бам: наступает время тяжелой артиллерии, но перед этим разминка — на сцену выходят полумэтры: Ольга Прокофьева берет лучшую женскую за роль Кэт Келлер во «Всех моих сыновьях» Театра Маяковского:
— Современный театр — это то, что современно, не пошло, самое главное. Не трогайте, пожалуйста, нашу классику, оставьте ее святой!
Ирина Коренева — лучшую женскую второго плана за Беттину Клаузен в Электротеатре:
— Это было так неожиданно, — иронизирует она, — играть дочь собственного отца (а Владимир Коренев сидит тут же в зале. — Авт.). Признаюсь, я долго репетировала! (Смех в зале.)
Мужскую второго плана, как уже было сказано, взял Певцов, сразивший наповал своими откровениями в этот вечер:
— Настроение у меня с каждым днем все лучше и лучше, наверное, закончится психиатрической клиникой, — говорит он «по секрету», — проблема современного театра в том, что цензуры на него нет. Туда вылезают очень талантливые люди, которые несут со сцены грязь, ненависть, зло и негатив, — это проблема, в том, что все можно и никто ни за что не отвечает!
Совершенно предсказуемо за лучший спектакль в полумэтрах берет «тарелку» Сергей Женовач за триумфального «Мастера и Маргариту». Ну а в новой номинации «спектакль-импровизация» похвалы заслужил Иосиф Райхельгауз, который поставил «Пока наливается пиво»:
— Вот вы не заметили, а мы между тем не соблюли старинную традицию, то есть не сказали «спасибо» нашему дорогому Олегу Павловичу Табакову. Его нет здесь, но от души скажу: спасибо вам, Олег Павлович!
* * *
Итак, мэтры!
— Мы решили не отказывать себе в удовольствии и наградить всех мэтров парами, — уточняет Марина Райкина.
Впрочем, получать за лучшую мужскую второго плана Евгений Князев (понятно, за Тиресия в «Царе Эдипе) выходит один:
— Как приятно, что на эту сцену уже поднималось так много вахтанговцев!
Лучшую женскую второго плана берут Нина Марушина (Театр им. Пушкина) и Марина Хазова («Современник»). Г‑жа Марушина тонко заметила:
— Радостно очень пожившей комсомолке получить премию от «Московского комсомольца».
Лучшие художники — Адомас Яцовскис и Юрий Хариков, взяв призы и цветы, решили не произносить ни слова.
Лучшую мужскую по очереди вышли получать Александр Калягин (Хлестаков в «Ревизоре. Версии») и Владимир Коренев (Маттиас Клаузен в «Перед заходом солнца»):
— Что-то ничего глубокого мне в голову не приходит, — размышляет Владимир Борисович, — но я почему вспомнил «Гаргантюа и Пантагрюэля» Рабле, где есть замечательная фраза. Скажи, почему собака не отдает свою кость? А вот потому, что внутри этой косточки есть капелька мозга. И вот за этой капелькой мы все и гоняемся.
Лучшую женскую — опять же строго по очереди — взяли Вера Алентова (Джудит Блисс в «Апельсины&Лимоны» Театра им. Пушкина) и Людмила Максакова. Последняя между прочим призналась:
— Дело не в призах, премиях, тарелках. Важно — не что говорят, а кто говорит. Важно — не что берешь, а от кого берешь. Из чьих рук. И мне дорого то, что я беру это из рук Марины, от «Московского комсомольца». И не в плане намека, а так, к слову, хочу заметить: чайник, который вы мне ранее подарили, он на даче у меня, так вот он потек... Я очень уважаю вашу газету, вы всегда имеете свое мнение, что очень ценно.
Последние — самые жаркие аплодисменты — двум главным любимцам Москвы: Римасу Туминасу и Марку Захарову:
— Нравится мне ваша редакция «МК», — как всегда, с серьезным лицом шутит Марк Анатольевич, — за исключением лифтов (мэтр едва не застрял. — Авт.). Обратитесь к моему директору, он проконсультирует.
Тут-то церемония и завершилась: все пошли на сцену для общей фотографии.
...Первым — о, это самые дисциплинированные! — прибыла делегация из Театра им. Вахтангова: режиссер Римас Туминас, директор Кирилл Крок (они тут же отправились на экскурсию по коридорам «МК»), ну и очаровательная Людмила Максакова — ей-то получать самую весомую тарелочку (именные тарелки мы заказываем на Ломоносовском фарфоровом заводе) за нашумевшую роль Иокасты в «Царе Эдипе».
— Ой, я уж не помню — за что я получала в прошлый раз? — кокетничает Людмила Васильевна.
— Ну как же, за «Пиковую даму»!
— Ой, и правда. А вот по поводу «Царя Эдипа» да и вообще Римаса Туминаса могу сказать одно: это выигрышный билет для меня, для всех нас, артистов. Повезло. Я считаю, что наш театр — лучший не только в стране, но и в мире. Это доказано гастролями. Мы очень много ездим по миру, по стране — сейчас были в Петрозаводске, Благовещенске, Уфе... Я давно в театре служу, но сейчас как никогда очень горячая реакция зрителя!
— Но «Царь Эдип» был, по сути, поставлен дважды — сначала в естественных «декорациях» греческого Эпидавра и потом уже на родной вахтанговской сцене. Не сложно было входить в столь разную воду?
— А это как щенка бросили — и он плавает. Актер уже не думает об этом, нам сказали: мы должны моментально сориентироваться в любых условиях. Понятно, что, когда играли в Эпидавре на 15 000 человек, — колени дрожали. Но это бывает раз в жизни! Мы с Женей Мироновым это обсуждали, он тоже там спектакль свой играл. Что такое Эпидавр? Это одно из тех мест, где зародился вообще театр! Оттуда пошло это сказочное явление... Римас никогда не расскажет, как он продумывает роль, это не поддается никакому анализу.
— Вы-то как входили в свою Иокасту?
— Ой, да это всё чисто случайно, как и всё, что происходит в жизни. Я случайно зашла в кабинет, потому что мне было предложение в театре, которое я сочла не совсем моим... зашла об этом сказать. А Римас спросил: «А вы летом, в отпуск, что делаете?». Я: «Ну в Латвию, наверное, к себе поеду». А мне: «А вот у нас будет проект «Эдип-царь», не хотите ли вы поучаствовать?». И вот «поучаствовала», судьба улыбнулась.
— Ну что ж, Людмила Васильевна, вам можно только пособолезновать, что этот спектакль вы не видите из зала!
...Впрочем, наш конференц-зал уже полон — большие делегации из Вахтанговского, «Ленкома», театра «Школа современной пьесы», много ребят из ГИТИСа. Наверное, впервые за 22 года не хватило не то что стульев, а места в зале. И пока Людмила Васильевна спускалась под ручку с Иосифом Райхельгаузом, рассуждая, сколько у кого уже «тарелок» от «МК», они придумали кричалку в духе происходящего: «Не валяйте дурака, а читайте все «МК». Мы уже успели перекинуться парой слов с другой «главной женской ролью» в категории «мэтры» — Верой Алентовой:
— Театр сейчас, конечно, меняется, — говорит она, — актеры очень много заняты, впрочем, и многое успевают в разных местах. И зритель меняется, ничто не стоит на месте. Но тем не менее остаются рыцари театра, для которых театр всегда остается на первом месте. И я себя причисляю к этим рыцарям. А что до зрителя — он сильно помолодел, что меня очень радует. Смех молодой! И пока слышишь этот смех — театр не умрет. Хотя не всегда понятны реакции: ждешь на комедии смех — и вдруг молчание! И думаешь: а туда ли мы пошли? А потом раздаются аплодисменты. И понимаешь, что мы на правильном пути.
* * *
Замглавного Петр Спектор открывает скоростную церемонию награждения:
— Хочу заметить, что нашей газете через два года уже сто лет. Мы умеем отстаивать свои позиции — вам-то должно это быть близко: вы тоже в тот или иной момент привыкли отстаивать свои. Вот, кстати, и наши авторы на первых рядах сидят — Марк Захаров, Иосиф Райхельгауз, познакомьтесь (в зале аплодисменты, ведь многие знают, что и худруки неоднократно писали острые колонки в нашу топовую рубрику — «Свободную тему». — Авт.).
Кстати, все сидящие одеты кто во что горазд, никакого дресс-кода, политеса у нас нет — все свободны в своих проявлениях. Марина Райкина — идеолог премии и ведущая церемонии — не забыла рассказать, что случилось в этот день, 26 октября, в разные годы: и Малый театр основали, и фразу Сталин сказал про «инженеров душ человеческих», и нейлон изобрели. Нейлон особенно вызвал в народе бурление, кто-то даже крикнул: «Приз Нейлону!». Но — поехали! Первыми высыпают на сцену студенты из ГИТИСа (кстати, они позже всех задержались в «МК», особенно курилка пришлась по вкусу): ребята со своим режиссером Егором Перегудовым получили приз за спектакль «Сто лет одиночества».
Чуть позже Дмитрий Певцов (получил за лучшую мужскую второго плана в ленкомовском «Дне опричника») скажет, обращаясь к студентам:
— Ребята, ГИТИС! Запомните: вы никому не нужны! Я серьезно. Я как человек, который только что выпустил курс молодых актеров, знаю это точно. Если даже кто-то попал из вас в театр — это еще ничего не значит. Поэтому деритесь за себя зубами, когтями, тогда что-то будет.
Однако Певцову закричали с разных концов:
— Все у ребят будет в порядке!
— Я буду только рад! — парировал артист. — А еще хочу напомнить известные слова, что театр не приносит ни вреда, ни пользы, поэтому давайте заниматься нашим делом радостно, независимо от чего бы то ни было. А у вас в «МК» (обращается к Марине Райкиной) есть где поиграть?
— Найдем!
— Тогда мы к вам придем!
...Дальше пошли — по нашей древней традиции — начинающие, полумэтры, мэтры, все уж за столько лет к названию номинаций привыкли, но в этот раз слово «мэтры» вызвало почему-то взрыв хохота, что говорит о серьезном молодом поступлении в рядах. И невероятно громкие аплодисменты заработал Виктор Добронравов, зал прямо-таки скандировал, узнав, что он получает за лучшую мужскую роль царя Эдипа в одноименном вахтанговском спектакле (правда, в «начинающих»). Но это же условности, не более, зависящие от возраста и объема роли. Лучшую женскую взяла Анна Сенина за роль Инкен («Перед заходом солнца» в Электротеатре):
— Знаете, мы живем в век страстей, — заявила она, — а такие спектакли побуждают подумать о чем-то несуетном и высоком, и если таких спектаклей будет больше — есть шанс, что мы снова попадем в Золотой век.
И звездные имена побежали задорной цепочкой — Иван Янковский (поэт Бездомный в «Мастере» у Женовача) и Евгений Павлов (Долорес в «Амстердаме» театра «Современник») взяли лучшую мужскую второго плана в начинающих, в той же категории (только женской) берет Екатерина Симонова за Лену в «Бенефисе» Театра Вахтангова. На имени Никиты Кобелева (его лучший спектакль в Маяковке — «Человек, который принял жену за шляпу») зал опять разрывает овацией.
— Этот спектакль для меня важен тем, что нашлась компания в Театре Маяковского, которая была готова вместе со мной изучать изучать книгу о нейропсихологии. Это редкая форма работы, которая может быть в репертуарном театре. А вообще современный театр для меня — это тот, который говорит о человеке и его трудностях. Человек меняется, меняется восприятие театра, очень важно для режиссера найти звучание, которое будет соответствовать новому дню.
Директором года становится Марк Варшавер, который скромно поклонился:
— Тронут.
В оригинальном жанре победил режиссер Андрей Щукин со своим «Саундтреком», ансамбль взяли сразу два коллектива — и «Наш класс» в Театре Вахтангова (режиссер Наталия Ковалева), и «Гардения» в Театре Пушкина (поставил Семен Серзин).
Чтобы Сан Саныч Калягин не скучал, мы спросили у него про строительство второй очереди Et Cetera:
— Вас можно поздравить с завершением?
— Пока нельзя. Должны были закончить еще при Лужкове, но возникла пауза. Надеюсь, откроем осенью — через год. Но бетон, кирпичи — уже сделали. Там будет большой репетиционный зал, а главное — музей...
— Музей, простите, чего?
— Музей театра. Ну как Вахтанговский музей при театре. А главное, там будет место работы для молодых. Я объявил по русской классике самостоятельные работы — посмотрим, как справятся. Сейчас они могут пригласить любого режиссера. И для них в будущем эта площадка не помешает.
Ба-бам: наступает время тяжелой артиллерии, но перед этим разминка — на сцену выходят полумэтры: Ольга Прокофьева берет лучшую женскую за роль Кэт Келлер во «Всех моих сыновьях» Театра Маяковского:
— Современный театр — это то, что современно, не пошло, самое главное. Не трогайте, пожалуйста, нашу классику, оставьте ее святой!
Ирина Коренева — лучшую женскую второго плана за Беттину Клаузен в Электротеатре:
— Это было так неожиданно, — иронизирует она, — играть дочь собственного отца (а Владимир Коренев сидит тут же в зале. — Авт.). Признаюсь, я долго репетировала! (Смех в зале.)
Мужскую второго плана, как уже было сказано, взял Певцов, сразивший наповал своими откровениями в этот вечер:
— Настроение у меня с каждым днем все лучше и лучше, наверное, закончится психиатрической клиникой, — говорит он «по секрету», — проблема современного театра в том, что цензуры на него нет. Туда вылезают очень талантливые люди, которые несут со сцены грязь, ненависть, зло и негатив, — это проблема, в том, что все можно и никто ни за что не отвечает!
Совершенно предсказуемо за лучший спектакль в полумэтрах берет «тарелку» Сергей Женовач за триумфального «Мастера и Маргариту». Ну а в новой номинации «спектакль-импровизация» похвалы заслужил Иосиф Райхельгауз, который поставил «Пока наливается пиво»:
— Вот вы не заметили, а мы между тем не соблюли старинную традицию, то есть не сказали «спасибо» нашему дорогому Олегу Павловичу Табакову. Его нет здесь, но от души скажу: спасибо вам, Олег Павлович!
* * *
Итак, мэтры!
— Мы решили не отказывать себе в удовольствии и наградить всех мэтров парами, — уточняет Марина Райкина.
Впрочем, получать за лучшую мужскую второго плана Евгений Князев (понятно, за Тиресия в «Царе Эдипе) выходит один:
— Как приятно, что на эту сцену уже поднималось так много вахтанговцев!
Лучшую женскую второго плана берут Нина Марушина (Театр им. Пушкина) и Марина Хазова («Современник»). Г‑жа Марушина тонко заметила:
— Радостно очень пожившей комсомолке получить премию от «Московского комсомольца».
Лучшие художники — Адомас Яцовскис и Юрий Хариков, взяв призы и цветы, решили не произносить ни слова.
Лучшую мужскую по очереди вышли получать Александр Калягин (Хлестаков в «Ревизоре. Версии») и Владимир Коренев (Маттиас Клаузен в «Перед заходом солнца»):
— Что-то ничего глубокого мне в голову не приходит, — размышляет Владимир Борисович, — но я почему вспомнил «Гаргантюа и Пантагрюэля» Рабле, где есть замечательная фраза. Скажи, почему собака не отдает свою кость? А вот потому, что внутри этой косточки есть капелька мозга. И вот за этой капелькой мы все и гоняемся.
Лучшую женскую — опять же строго по очереди — взяли Вера Алентова (Джудит Блисс в «Апельсины&Лимоны» Театра им. Пушкина) и Людмила Максакова. Последняя между прочим призналась:
— Дело не в призах, премиях, тарелках. Важно — не что говорят, а кто говорит. Важно — не что берешь, а от кого берешь. Из чьих рук. И мне дорого то, что я беру это из рук Марины, от «Московского комсомольца». И не в плане намека, а так, к слову, хочу заметить: чайник, который вы мне ранее подарили, он на даче у меня, так вот он потек... Я очень уважаю вашу газету, вы всегда имеете свое мнение, что очень ценно.
Последние — самые жаркие аплодисменты — двум главным любимцам Москвы: Римасу Туминасу и Марку Захарову:
— Нравится мне ваша редакция «МК», — как всегда, с серьезным лицом шутит Марк Анатольевич, — за исключением лифтов (мэтр едва не застрял. — Авт.). Обратитесь к моему директору, он проконсультирует.
Тут-то церемония и завершилась: все пошли на сцену для общей фотографии.