27.11.2023
В Тамбове проходит 16-й театральный фестиваль «Виват, театр!»
Притамбовье
27.11.2023
Московский театр «ET CETERA» шокировал тамбовского зрителя спектаклем «Циники»
Виталий Полозов ,
Тамбовская жизнь
26.09.2023
"Московский театр «ET CETERA» показывает на Камчатке свои лучшие спектакли"
АиФ-Камчатка
04.09.2023
Магаданцы первыми на Дальнем Востоке оценили спектакль «Лодочник» московского театра «Et Cetera»
Марина Праскова ,
Магаданская правда
03.09.2023
Проект "Большие гастроли" стартовал в Магадане спектаклем "Лодочник"
Magadanmedia.ru
03.09.2023
На сегодняшний спектакль театра "Et Cetera" все билеты проданы
Магаданский государственный музыкальный и драматический театр
03.09.2023
В Магадане стартовали Большие гастроли Московского театра «Et Cetera»
Колыма.ru
24.08.2023
Театр "Et Cetera" объявил планы на 31-й сезон
Наталья Коняхина ,
Театральный журнал
24.08.2023
Калягин планирует поставить в театре Et Cetera спектакль по сказкам народов мира
ТАСС
03.07.2023
Александр Калягин: «Будем переосмысливать..»
Вести Москвы
29.06.2023
"Et Cetera" закроет юбилейный сезон и вручит премию года
"Театрал"
13.06.2023
В Казани завершился театральный фестиваль тюркских народов "Науруз"
Олег Корякин ,
Российская газета
13.06.2023
В Казани завершился XVI Международный театральный фестиваль «Науруз»
Министерство культуры Республики Татарстан
19.05.2023
Калягин, вишня, ‘Et Cetera’
Елена Мильчановска ,
Light press
19.05.2023
Москва 24: Вишневую аллею театра "Et Cetera" посадили в парке Лужкова
Никита Симонов ,
Москва 24
19.05.2023
Посадка вишневых деревьев актерами и худруком Московского театра "Et Cetera"
Мария Девахина ,
РИА-Новости, Медиабанк
17.04.2023
Кабы замужем не пропасть
Полина Куревлева ,
ОколоТеатр
04.04.2023
Артисты московского театра «Et Cetera» представили комедию «Три плюс кот» в Луганске
Город 24, ГТРК ЛНР
01.04.2023
Мужское — женское — мужское
Роман Бардаков, Екатерина Данилова ,
Театральный журнал
30.03.2023
Спектакли и концерты программ «Большие гастроли» и «Мы — Россия» покажут в ЛНР
Lenta.ru
27.03.2023
Путин присвоил звания народных артистов актерам театра и кино
smotrim.ru
21.03.2023
Творческая встреча в театре «Et Cetera»
Сергей Щенников ,
Вести Москвы
20.03.2023
«Мандат» Эрдмана 98 лет спустя
Валерия Вербинина
01.03.2023
Куда ж нам плыть?
Ольга Игнатюк ,
Театральная афиша столицы
28.02.2023
Липовый мандат не гарантирует свободы
Полина Виноградова ,
газета "Metro"
26.02.2023
Постановка Панкова пьесы "Мандат" - это поиск новых форм в драматургии
Андрей Максимов ,
Российская газета
21.02.2023
«Мандат» на юбилей: премьера пьесы Николая Эрдмана на день рождения Московского театра «Et Cetera»
Виктор Авдеев ,
News of Russia
05.02.2023
«Мандат». Театр Et Cetera
Алена Ярославцева ,
ОКОЛОТЕАТР
05.02.2023
Александр Калягин: "Сегодня многих людей охватил страх. Герои "Мандата" тоже в панике". Театр Et Cetera отметил 30 лет
Наталья Соколова ,
"Российская газета"
02.02.2023
Театр Et Cetera представит премьеру комедии "Мандат" в день своего юбилея
ТАСС
12.01.2023
Брусникина поставила пьесу о домашнем насилии
Татьяна Власова ,
Театрал
Пресса
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2000
1999
1998
1997
1996
1995
Театр шахматного короля: в "Et Cetera" завершается реконструкция
Анна Тимина
Театрал ,
07.01.2018
В нынешнем сезоне театр Et cetera отмечает 25-летие. Юбилейные торжества пройдут в феврале, а пока здесь готовятся к открытию нового здания и проводят перепланировку. Уже известно, что в пространстве Малой сцены будет располагаться репетиционный зал, а на месте гардероба появится музей (сам гардероб перенесут в новый просторный холл).
В преддверии перемен «Театрал» заглянул за кулисы. И, конечно, первым делом захотелось увидеть гримерку отца-основателя Et Cetera Александра Калягина, которую, как оказалось, невозможно представить без шахматной доски.
– А что тут удивительного, Александр Александрович знатный шахматист, – говорит наш проводник по закулисью, руководитель творческих проектов Алексей Никольский. – Это позволяет артисту сосредоточиться перед спектаклем.
Традиция давняя: она родилась еще во мхатовский период, когда Калягин, играя, например, Ленина (спектакль «Так победим!»), в ожидании выхода на сцену сидел, склонившись над шахматной доской.
Творческий инструментарий у каждого разный, но цель одна – настроиться на предстоящий спектакль, войти в нужный ритм. Причем в этом нелегком процессе Калягину помогают не только шахматы, но и эпистолярный труд:
«Во время работы на «Неоконченной пьесе...» я вёл дневник, – пишет артист о роли Платонова. – Никогда не вёл дневников, только в детстве, в школе писал всякую ерунду. А здесь записывал, как Платонов выстраивает отношения с женой, нужна ли ему жена... Купил трехкопеечную тетрадочку для записи слов, формулировал свои вопросы, пытался ответить на них, выстроил диаграмму роли».
Диаграмма роли – важный термин в арсенале Александра Александровича. Блокнотные листки с прочерченными от руки графиками не раз вызывали удивление коллег артиста, когда он, словно большой инженер, разрабатывал динамику своей работы.
«Завязка», «интрига», «развитие», «смехоточка», «кульминация», «ложный финал», «финал» – множество «предлагаемых обстоятельств» важно учесть для того, чтобы кривая нашла прямой путь к сердцу зрителя.
Сегодня в Et Cetera Александра Калягина нет. У него, как у председателя СТД, важная командировка. Так что, не у кого попросить и диаграммы роли (блокнотные листки артист никогда не оставляет на видном месте). Однако можно поговорить с его постоянным партнером по шахматам, заведующим гримировальным цехом Николаем Максимовым, с которым артист работал еще во МХАТе. Рассказывают, что однажды Олег Ефремов заглянул в гримерку к Калягину обсудить рабочие вопросы, но, увидев, что артист играет в шахматы, решил выждать паузу. Когда же пауза растянулась на несколько минут (артист – игрок страстный), Олег Николаевич в сердцах сказал Максимову:
– Коля, ну он – ладно (обреченный жест в сторону Калягина), но ты-то!
В театральном мире Николай Максимов человек легендарный. Свой творческий путь начинал в Художественном театре в 1943 году еще при Немировиче-Данченко. Традиции мхатовской школы перенес и в Et cetera. Его гримировальный цех забит коробками с красками, накладными носами, лысинами, париками, поэтому свободного места остается немного, но главное условие соблюдено – освещение здесь максимально приближено к сценическому, что дает понять, как будет выглядеть нанесенный тон в лучах софитов.
– Стиль нашего театра – бесконечное движение, – продолжает Алексей Никольский. – Само название Et cetera (дословно: и так далее) отсылает к этой мысли. Калягин хотел создать живой, открытый театр, существующий вне догматов и манифестов. Поэтому мы приглашаем артистов и режиссеров абсолютно разных творческих школ и эстетик. Например, в спектакле Адольфа Шапиро «451 по Фаренгейту» играет Игорь Яцко из «Школы драматического искусства». Роль Монтэга исполняет эстонский актер Эльмо Нюганен, а роль Фабера – Сергей Дрейден из Петербурга.
Тот же принцип открытости и разнообразия нашел отражение и во внешнем облике здания, сочетающего в себе несколько архитектурных стилей, и в нетипичной планировке Большой сцены, слева и справа которой расположены два игровых «кармана». Кроме того, зрительный зал встречает публику непохожими друг на друга итальянскими креслами и театральными ложами, названными в честь литературных персонажей (ложа Тартюфа, ложа Счастливцева, ложа Годо и т.д.).
Сегодня в Театре Калягина работают мастера с мировым именем. Помимо главного режиссера Роберта Стуруа («Ревизор. Версия», «Комедия ошибок», «Ничего себе местечко для кормления собак», «Последняя запись Крэппа», «Шейлок (Венецианский купец)»), это и Петер Штайн («Борис Годунов»), и Александр Морфов («Король Убю», «Дон Кихот»).
Кстати, в нынешнем сезоне Морфов ставит в Et cetera «Декамерон» по собственной инсценировке, а в бутафорской мастерской до сих пор хранятся маски из папье-маше к его «Дон Кихоту», которого режиссер выпускал еще на Новом Арбате – в здании, где временно размещался коллектив. Для того чтобы их увидеть, спускаемся в подземный этаж.
– Это чудища, которые представлялись Дон Кихоту в его фантазиях, – поясняет художник-бутафор Павел Ухлин. – В магазинах такое не купишь. Их изобрел известный соавтор Товстоногова Эдуард Кочергин (он же – автор занавеса Et cetera). Самое интересное в профессии бутафора то, что есть только идея и больше ничего. Поэтому в работу включаются самые неожиданные материалы.
Стеллажи забиты от пола до потолка – здесь макеты спектаклей, пластмассовые фрукты, сценические маски, скульптуры, чертежи, тысячи инструментов и материалов. Пока цех вынужден размещаться в нескольких разных помещениях, однако после завершения реконструкции он переместится в просторный зал.
По соседству располагается столярная мастерская. В ней обновляют лаковое покрытие мебели, чинят картинные рамы, а заодно – туфли, корзины, чемоданы и другой театральный скарб. Из мастерских попадаем на склад декораций.
– Раньше это место было мистическим: считалось, что здесь обитают духи ушедших актеров. Такие легенды есть во многих театрах. Например, старожилы Александринки рассказывали, что видели тень Каратыгина. С появлением электрического освещения страхов поубавилось. Система проста: по рельсам едет вагонетка, забирает все предназначенное для спектакля и на грузовом лифте поднимает на нужный этаж. Никакой мистики. Зато полный порядок.
Наше путешествие завершается в Эфросовском зале.
– В Москве, к сожалению, нет Театра Анатолия Эфроса, но для нас это имя имеет большое значение. Помимо мхатовской, у нас работала и эфросовская группа – это и начинавший с Анатолием Васильевичем художник Виктор Дургин, и актер Анатолий Грачев, игравший в знаменитых постановках Эфроса «Ромео и Джульетта», «Брат Алеша», «Дон Жуан» и других.
Изначально Эфросовский зал предназначался для репетиций, но из-за нехватки места его фактически превратили в Малую сцену. Сегодня здесь идут постановки Виктории Печерниковой, Рузанны Мовсесян, Михаила Угарова, Владимира Скворцова, Марины Брусникиной…
– На самом деле мы уже задыхаемся от нехватки пространства, а планов – множество. Поэтому с нетерпением ждем окончания реконструкции.
В преддверии перемен «Театрал» заглянул за кулисы. И, конечно, первым делом захотелось увидеть гримерку отца-основателя Et Cetera Александра Калягина, которую, как оказалось, невозможно представить без шахматной доски.
– А что тут удивительного, Александр Александрович знатный шахматист, – говорит наш проводник по закулисью, руководитель творческих проектов Алексей Никольский. – Это позволяет артисту сосредоточиться перед спектаклем.
Традиция давняя: она родилась еще во мхатовский период, когда Калягин, играя, например, Ленина (спектакль «Так победим!»), в ожидании выхода на сцену сидел, склонившись над шахматной доской.
Творческий инструментарий у каждого разный, но цель одна – настроиться на предстоящий спектакль, войти в нужный ритм. Причем в этом нелегком процессе Калягину помогают не только шахматы, но и эпистолярный труд:
«Во время работы на «Неоконченной пьесе...» я вёл дневник, – пишет артист о роли Платонова. – Никогда не вёл дневников, только в детстве, в школе писал всякую ерунду. А здесь записывал, как Платонов выстраивает отношения с женой, нужна ли ему жена... Купил трехкопеечную тетрадочку для записи слов, формулировал свои вопросы, пытался ответить на них, выстроил диаграмму роли».
Диаграмма роли – важный термин в арсенале Александра Александровича. Блокнотные листки с прочерченными от руки графиками не раз вызывали удивление коллег артиста, когда он, словно большой инженер, разрабатывал динамику своей работы.
«Завязка», «интрига», «развитие», «смехоточка», «кульминация», «ложный финал», «финал» – множество «предлагаемых обстоятельств» важно учесть для того, чтобы кривая нашла прямой путь к сердцу зрителя.
Сегодня в Et Cetera Александра Калягина нет. У него, как у председателя СТД, важная командировка. Так что, не у кого попросить и диаграммы роли (блокнотные листки артист никогда не оставляет на видном месте). Однако можно поговорить с его постоянным партнером по шахматам, заведующим гримировальным цехом Николаем Максимовым, с которым артист работал еще во МХАТе. Рассказывают, что однажды Олег Ефремов заглянул в гримерку к Калягину обсудить рабочие вопросы, но, увидев, что артист играет в шахматы, решил выждать паузу. Когда же пауза растянулась на несколько минут (артист – игрок страстный), Олег Николаевич в сердцах сказал Максимову:
– Коля, ну он – ладно (обреченный жест в сторону Калягина), но ты-то!
В театральном мире Николай Максимов человек легендарный. Свой творческий путь начинал в Художественном театре в 1943 году еще при Немировиче-Данченко. Традиции мхатовской школы перенес и в Et cetera. Его гримировальный цех забит коробками с красками, накладными носами, лысинами, париками, поэтому свободного места остается немного, но главное условие соблюдено – освещение здесь максимально приближено к сценическому, что дает понять, как будет выглядеть нанесенный тон в лучах софитов.
– Стиль нашего театра – бесконечное движение, – продолжает Алексей Никольский. – Само название Et cetera (дословно: и так далее) отсылает к этой мысли. Калягин хотел создать живой, открытый театр, существующий вне догматов и манифестов. Поэтому мы приглашаем артистов и режиссеров абсолютно разных творческих школ и эстетик. Например, в спектакле Адольфа Шапиро «451 по Фаренгейту» играет Игорь Яцко из «Школы драматического искусства». Роль Монтэга исполняет эстонский актер Эльмо Нюганен, а роль Фабера – Сергей Дрейден из Петербурга.
Тот же принцип открытости и разнообразия нашел отражение и во внешнем облике здания, сочетающего в себе несколько архитектурных стилей, и в нетипичной планировке Большой сцены, слева и справа которой расположены два игровых «кармана». Кроме того, зрительный зал встречает публику непохожими друг на друга итальянскими креслами и театральными ложами, названными в честь литературных персонажей (ложа Тартюфа, ложа Счастливцева, ложа Годо и т.д.).
Сегодня в Театре Калягина работают мастера с мировым именем. Помимо главного режиссера Роберта Стуруа («Ревизор. Версия», «Комедия ошибок», «Ничего себе местечко для кормления собак», «Последняя запись Крэппа», «Шейлок (Венецианский купец)»), это и Петер Штайн («Борис Годунов»), и Александр Морфов («Король Убю», «Дон Кихот»).
Кстати, в нынешнем сезоне Морфов ставит в Et cetera «Декамерон» по собственной инсценировке, а в бутафорской мастерской до сих пор хранятся маски из папье-маше к его «Дон Кихоту», которого режиссер выпускал еще на Новом Арбате – в здании, где временно размещался коллектив. Для того чтобы их увидеть, спускаемся в подземный этаж.
– Это чудища, которые представлялись Дон Кихоту в его фантазиях, – поясняет художник-бутафор Павел Ухлин. – В магазинах такое не купишь. Их изобрел известный соавтор Товстоногова Эдуард Кочергин (он же – автор занавеса Et cetera). Самое интересное в профессии бутафора то, что есть только идея и больше ничего. Поэтому в работу включаются самые неожиданные материалы.
Стеллажи забиты от пола до потолка – здесь макеты спектаклей, пластмассовые фрукты, сценические маски, скульптуры, чертежи, тысячи инструментов и материалов. Пока цех вынужден размещаться в нескольких разных помещениях, однако после завершения реконструкции он переместится в просторный зал.
По соседству располагается столярная мастерская. В ней обновляют лаковое покрытие мебели, чинят картинные рамы, а заодно – туфли, корзины, чемоданы и другой театральный скарб. Из мастерских попадаем на склад декораций.
– Раньше это место было мистическим: считалось, что здесь обитают духи ушедших актеров. Такие легенды есть во многих театрах. Например, старожилы Александринки рассказывали, что видели тень Каратыгина. С появлением электрического освещения страхов поубавилось. Система проста: по рельсам едет вагонетка, забирает все предназначенное для спектакля и на грузовом лифте поднимает на нужный этаж. Никакой мистики. Зато полный порядок.
Наше путешествие завершается в Эфросовском зале.
– В Москве, к сожалению, нет Театра Анатолия Эфроса, но для нас это имя имеет большое значение. Помимо мхатовской, у нас работала и эфросовская группа – это и начинавший с Анатолием Васильевичем художник Виктор Дургин, и актер Анатолий Грачев, игравший в знаменитых постановках Эфроса «Ромео и Джульетта», «Брат Алеша», «Дон Жуан» и других.
Изначально Эфросовский зал предназначался для репетиций, но из-за нехватки места его фактически превратили в Малую сцену. Сегодня здесь идут постановки Виктории Печерниковой, Рузанны Мовсесян, Михаила Угарова, Владимира Скворцова, Марины Брусникиной…
– На самом деле мы уже задыхаемся от нехватки пространства, а планов – множество. Поэтому с нетерпением ждем окончания реконструкции.