Подписка на новости
Поиск по сайту
Версия для слабовидящих
Заказ билетов:
+7 (495) 781 781 1
Пушкинская карта

МОСКОВСКИЙ ТЕАТР «Et Cetera»

Et Cetera

художественный руководитель александр калягин

главный режиссер Роберт Стуруа

Пресса

По дороге с облаками

Алиса Никольская
Частный корреспондент , 07.09.2010
Планы на новый сезон. Музыкальные: Большой театр, Музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко, Камерный музыкальный театр им. Покровского, «Геликон-опера». Драматические: Вахтанговский, Et cetera, Театр Пушкина, МТЮЗ, драматический Станиславского, РАМТ, МХТ, ЦИМ, «Табакерка», «На Страстном». Наступающий сезон радостен в первую очередь тем, что над ним не довлеют никакие громкие юбилеи. Поэтому с Чеховым и Гоголем наблюдается долгожданный перерыв. Спектакли по их текстам ещё выходят, но как бы вдогонку. Зато общий разброс названий велик. Фаворитами будут Шекспир, советская драматургия и самый разный переводной материал. Весь Шекспир в одном обзоре. Он есть везде. И всегда. В крупных театрах, в антрепризе. Традиционный и осовремененный. Шекспир если и не наше всё, то весьма многое. И для творцов, и для зрителей. На первый взгляд Шекспир — драматург, наиболее прочно укоренившийся в русском и московском репертуаре авторов. А если приглядеться внимательно, то не так уж всё просто. О свойствах страстиВ сезоне ушедшем, после нескольких подряд провальных удачном, стало понятно, что получать качественные впечатления можно не только благодаря огромному количеству фестивалей и гастролей. Есть шанс, что эта ситуация сохранится. Главным образом из-за того, что свои работы выпустит целый ряд первоклассных режиссёров. Можно будет увидеть, что придумали Кама Гинкас и Юрий Бутусов, Генриетта Яновская и Миндаугас Карбаускис, Дмитрий Черняков и Адольф Шапиро. Не так уж мало. Будет и некоторое количество работ-сюрпризов: будут ли они досадными случайностями или чем-то любопытным и незаурядным, пока трудно сказать. Практически все театры активничают, заявляют много, и, если хотя бы часть озвученного выпустится, уже можно говорить о том, что сезон состоялся. Судьбы и иллюзии В Большом театре намечено три оперных премьеры и целых шесть балетных. В опере начало положит новый спектакль Дмитрия Чернякова — вместе с дирижёром Теодором Курентзисом в конце октября он выпускает «Дон Жуана» Моцарта. В декабре состоится концертное исполнение оперы Филиппа Фенелона «Вишнёвый сад», а на июнь будущего года намечен «Золотой петушок» Римского-Корсакова в постановке Кирилла Серебренникова. Балетная жизнь в Большом начнётся ещё раньше, уже в середине сентября: свой спектакль Creation 2010 на музыку Лорана Гарнье выпускает знаменитый французской хореограф Анжелен Прельжокаж. В декабре увидят свет два одноактных балета: «Рубины» Джорджа Баланчина на музыку Стравинского и Herman Schmerman Уильяма Форсайта на музыку его постоянного композитора Тома Виллемса. В апреле будущего года ожидается выпуск новой работы Леонида Десятникова «Утраченные иллюзии». А в июле, под занавес сезона, — ещё одна подборка одноактных балетов: «Симфония псалмов» Стравинского и Chroma Джоби Телбота и Джека Уайта. В октябре начнётся оперный сезон и в Музыкальном театре им. Станиславского и Немировича-Данченко: здесь выпускают «Силу судьбы» Верди. Постановщик — Георгий Исаакян, дирижёр — Феликс Коробов, художник — Сергей Бархин. А в начале ноября подоспеет и балетная премьера: впервые на российской сцене будет ставить финский хореограф Йорма Эло, постоянно работающий в Бостонском балете. Его одноактный спектакль Slice to sharp («Затачивая до остроты») на музыку Антонио Вивальди и Генриха Бибера — воплощение мира барокко через современный взгляд. В сентябре покажут свои премьеры сразу два театра: Камерный музыкальный театр им. Бориса Покровского и «Геликон-опера». В Камерном выпускают спектакль с оригинальным названием «Контракт для Пульчинеллы с оркестром, или Посторонним вход разрешён». В основе — три произведения: «Ливьетта и Траколло» и «Учитель музыки» Перголези и «Пульчинелла» Стравинского. Центральное же событие сезона в Камерном — Второй фестиваль спектаклей Бориса Покровского, специально для которого возобновляется опера «Похождение повесы» Стравинского. В «Геликоне» же идёт работа над спектаклем «Моцарт и Сальери. Реквием». Результат можно будет увидеть в конце месяца. Хочется верить, что это не единственная московская премьера в сезоне у «Геликона»: многое из запланированного состоится вне России. В сумраке страстей Постановками по Шекспиру открывают сезон сразу два драматических театра: Вахтанговский и Et cetera. Причём оба не самыми популярными пьесами. Юрий Бутусов в Вахтанговском делает трагикомическую «Меру за меру», а Роберт Стуруа в Etc — волшебную «Бурю». И Бутусов, и Стуруа, можно сказать, специалисты по Шекспиру, много его ставили, трактовали оригинально и точно. Поэтому есть шанс, что спектакли получатся. Да и подбор актёров и там и там сильный. В Вахтанговском предполагается ещё много интересного. Худрук театра Римас Туминас приступает к репетициям пьесы Сиблейраса «Ветер шумит в тополях», бенефисной истории для трёх актёров. Давно не появлявшийся в Вахтанговском Владимир Мирзоев поставит «Принцессу Бургундскую» Витольда Гомбровича. Думают над новыми работами Адольф Шапиро и Владимир Иванов. Вторая половина сезона тоже не обойдётся без Шекспира. В Театре Пушкина новый худрук Евгений Писарев планирует начать работу над «Много шума из ничего». Но вперёд пропустит две другие премьеры. Первая будет в октябре: знаменитую «Турандот» ставит Константин Богомолов. Автор обозначен как Фёдор Михайлович Гоцци. Соединение сказочного мира одного автора и завораживающей мрачности другого кажется любопытным. Будет ли спектакль весёлым — сложно сказать, но занимательным — наверняка. Одну из ролей играет Андрей Сиротин, выпускник блистательного курса Олега Кудряшова из ГИТИСа. А в январе планируется выпустить спектакль по самой известной детективной пьесе мирового репертуара — «Мышеловке» Агаты Кристи. Эту работу начал ещё Роман Козак, сейчас её выпустит Надежда Аракчеева. Оригинальную историю придумал Кама Гинкас — он репетирует в МТЮЗе спектакль под условным названием «Шуты Шекспировы». Но увидеть его можно будет не очень скоро. Худрук театра Генриетта Яновская продолжает работу над пьесой Кроммелинка «Жар и холод, или Идея господина Дома». Спектакль будет называться «Прощай, ты, ты, ты…», премьера назначена на 1 и 2 октября. А в Белой комнате на третьем этаже молодой режиссёр Дмитрий Егоров репетирует пьесу Александра Молчанова «Убийца». Эта работа создаётся в рамках проекта поддержки молодых режиссёров и художников. С современной пьесой много будут работать по соседству с ТЮЗом — в Драматическом театре Станиславского. Первая премьера уже состоялась: отложенная в минувшем сезоне работа «7 дней до потопа» братьев Пресняковых в постановке Владимира Петрова. В ноябре-декабре выйдет спектакль Марата Гацалова «Не верю» (пьеса Михаила Дурненкова по книге Станиславского «Моя жизнь в искусстве» пишется и одновременно репетируется). Во второй половине сезона Константин Богомолов выпустит «Славу» Виктора Гусева — это практически неизвестная сегодня советская пьеса. А худрук театра Александр Галибин начнёт репетировать текст Натальи Скороход «Дневник Анны К.» по роману Льва Толстого «Анна Каренина». Как всегда, много планов у Российского молодёжного театра. Здесь старательно выстраивают эксклюзивный репертуар, выбирая названия необычные, но не заумные. А хорошие режиссёры сюда идут сами. До конца этого года выйдут две премьеры на Маленькой сцене театра — «Соглядатай» Мориса Панича в постановке Антона Яковлева и «Сентиментальные повести» Михаила Зощенко в постановке Рустема Фесака. Начал репетировать новую работу Миндаугас Карбаускис — никогда не ставившийся роман «Будденброки» Томаса Манна. Актёрская команда — во многом та же, что и в его спектакле «Ничья длится мгновение», отлично прозвучавшем в минувшем сезоне. После успеха «Берега утопии» Том Стоппард передал в РАМТ свою пьесу «Рок-н-ролл», теперь для неё нашёлся постановщик — им станет Адольф Шапиро. Юрий Ерёмин выпустит «Дон Кихота» в версии Евгения Шварца. Александр Кузин будет ставить «Город мастеров» Тамары Габбе, возможно в версии Николая Эрдмана. Много внимания будет уделено молодым режиссёрам. Егор Перегудов после работы над современной пьесой возьмётся за классику — повести Льва Толстого «Детство» и «Отрочество», скомпонованные с дневниками, воспоминаниями и автобиографическими заметками писателя. Актёр РАМТа Александр Доронин делает свою композицию по «Бесам» Достоевского. Заявили свои работы Владимир Богатырёв, Валерий Саркисов, Нина Дворжецкая, Наталья Шумилкина. А худрук Алексей Бородин собственные замыслы пока держит в секрете. Никакого диалога быть не может ни с Чеховым, ни с Пушкиным, ни с Шекспиром. Мы делаем вид, что обращаемся со своими вопросами к людям, которые писали не для нас и не на нашем языке, а потом придумываем за них удобные и актуальные ответы на наши вопросы. Петушиный крик позитивизмаМного всего придумал на новый сезон и МХТ им. Чехова. Две премьеры выйдут уже в сентябре: «Прокляты и убиты» (роман Виктора Астафьева, режиссёр Виктор Рыжаков) и «Призраки», комедия Эдуардо де Филиппо в постановке Евгения Писарева. В первой половине сезона также обещаны спектакли «Моя дорогая Матильда» с Ириной Мирошниченко в главной роли (постановщик Николай Крутиков) и «Яйцо» (ставит начинающий режиссёр Магомед Чегер). Под Новый год Вениамин Фильштинский, специалист по красивым романтическим спектаклям, выпустит «Безымянную звезду» Михаила Себастьяна. Вторая половина сезона ожидается более сумрачная: Кирилл Серебренников покажет «В ожидании Годо» Беккета, а Юрий Бутусов — трилогию Сухово-Кобылина. Главная же новость для МХТ в том, что Олег Табаков, отметивший в августе юбилей, принял предложение министра культуры и остался на своём посту на следующие пять лет. В другом подведомственном Табакову театре,«Табакерке», или «подвале», тоже будет нескучно. Для пополнения репертуара выбраны истории страстные и чувствительные. Для начала Светлана Врагова поставит «Фантазии Фарятьева» Аллы Соколовой — пьесу, очень популярную в советские времена. Несколько позже Александр Мохов выпустит свою версию «Леди Макбет Мценского уезда», а молодой режиссёр Слава Тыщук возьмётся за другой сюжет Лескова — «Левшу». Ожидаются в «Табакерке» и два крупных спектакля, премьеру которых сыграют на сцене МХТ, — новый вариант чеховской «Чайки» в постановке Константина Богомолова и «Филумена Мартурано» Эдуардо де Филиппо, где сыграет сам Табаков. И наконец, увидит свет один из самых спорных и обсуждаемых проектов — «Околоноля» Натана Дубовицкого в постановке Кирилла Серебренникова. Кроме того, осуществилась давняя мечта Табакова — открылась его театральная школа (расположенная недалеко от театра, на улице Чаплыгина). Первого сентября 25 студентов-новобранцев приступили там к занятиям. Очень активная жизнь ожидает и открытые площадки. Центр им. Мейерхольда начнёт сезон с ежегодных Мейерхольдовских встреч. Традиционную награду на этот раз вручат известному прибалтийскому режиссёру Оскарасу Коршуновасу. Будет его мастер-класс, показы записей его спектаклей вместе с лекцией о его творчестве. В рамках Мейерхольдовских встреч пройдут также мастер-классы Жоэля Помра, Жоржа Лаводана, Рамина Грея и Николая Коляды и несколько премьер — «Сцены из «Ревизора» Алексея Левинского, работы режиссёров-магистрантов ЦИМа и Школы-студии МХАТ «Наташина мечта», «Пять подвигов» и «Мёртвые души. Том 1. Глава 3». Кроме того, ко дню рождения Мейерхольда готовится новый спектакль Дмитрия Крымова «Тёмные аллеи» (совместный проект ЦИМа и «Школы драматического искусства»). Будет много гастролей — от Оренбургского театра кукол до японского экспериментального коллектива Chiten. Кроме того, гостеприимный ЦИМ принимает у себя практически все основные фестивали — от NET до ЦЕХа. А театральный центр «На Страстном» проведёт за сезон несколько собственных фестивалей. Осенью — смотр моноспектаклей Solo с интересным списком участников со всего мира. В конце весны — «Твой шанс» продолжительностью почти в месяц, собирающий самое значимое из происходящего на студенческой сцене. Показ студенческих спектаклей — одно из основных направлений центра. В течение всего сезона здесь будут играться работы мастерской Олега Кудряшова «История мамонта» и «Печальная история одной пары. Истории, подслушанные в чужом iPod», спектакли Щепкинского училища «Лето и дым» и «В день свадьбы», премьера мастерской Евгения Каменьковича и Дмитрия Крымова «Урок французского». И ещё много всего увлекательного.