Пресса
2025
2024
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2000
1999
1998
1997
1996
1995
Очарованный странник на берегу утопии
Алена Карась
"Российская газета" ,
10.01.2008
Старый год оказался удивительно богатым на культурные события.Сегодня можно определенно сказать, что Россия миновала эпоху "межсезонья", когда деятели культуры и искусства стонали от отсутствия денег и невозможности развивать новые проекты. В прошлом году всевозможных проектов и фестивалей было пруд пруди. Премии сыпались золотым дождем. За книгами, фильмами, театральными премьерами, музыкальными конкурсами было невозможно уследить. Тем не менее мы старались это сделать. И вот сегодня подводим итоги по трем позициям: 1. Удача года2. Разочарование года3. Сюрприз года.ТЕАТР1. Среди безусловных достижений года стоит назвать два самых ярких театральных полотна по произведениям русской классики: одно, "Чайка", было создано на берегах Невы, в Александринке, польским режиссером Кристианом Лупой, а другое - "Горе от ума", литовцем Римасом Туминасом в "Современнике". Оба показали класс большой, лирически-откровенной, острой и полнокровной режиссерской мысли, по которой скучаешь, как по празднику и на которую едва ли способны в последние годы наши соотечественники. К этой блистательной компании иностранцев стоит добавить Тома Стоппарда, чья трилогия "Берег Утопии" в РАМТе рассказала нам (и во многом - за нас) о судьбе либеральной идеи в России и мире. Актеры Сергей Дрейден и Эльмо Нюганен, сыгравшие в великолепном спектакле Адольфа Шапиро "451 градус по Фаренгейту" в театре "Et cetera" - тоже иностранцы, эстонец Нюганен - в прямом смысле, а питерец Дрейден, не приемлющий официозной бульварной сцены и неприемлемый ею - в переносном. Да и сам Шапиро - вечный скиталец русского театра - смотрит на него как бы со стороны, и чаще всего на стороне (например, в Таллине, у Нюганена, ставит пронзительные психологические сочинения). 2. Опасное сближение художников и власти, рьяность, с которой многие деятели отечественного театра присягали в уходящем году на верность цесарю. 3. Полным сюрпризом и неожиданностью для меня явилась энергия радикального художественного жеста, которая все еще существует в театральной среде - например, актер и талантливый перформер Филипп Григорьян сделал отличный альтернативный проект на "Фабрике" (само это здание бывшей бумажной фабрики на Бауманской - тоже обнадеживающее явление в альтернативном художественном пространстве) под названием "Новый год" (его показали на фестивале "NET").