Подписка на новости
Поиск по сайту
Обычная версия сайта
Заказ билетов:
+7 (495) 781 781 1
Пушкинская карта

МОСКОВСКИЙ ТЕАТР «Et Cetera»

Et Cetera

художественный руководитель александр калягин

главный режиссер Роберт Стуруа

Пресса

Москва моя, ты самая…

Елена Дьякова
18.04.2010
XVI фестиваль окончен. Послевкусие у него двойственное и странное. Выбор лауреатов почти бесспорен. Но большинство из них — москвичи, реже петербуржцы. А вот «тело» фестиваля, довольно могучее по всем параметрам тело, полуторамесячное представление лучших спектаклей России в столице — не принесло открытий (а ведь какие бывали на «Маске» находки: то из Томска, то из Якутска). В 2010-м с этим фестивальному зрителю не свезло. Как и в 2009-м. Но — к итогам. В номинации «За честь и достоинство» награждены Владимир Зельдин, Вера Васильева и Иван Ромашко — дуайен Новосибирского театра музкомедии. Лучшим зарубежным спектаклем, показанным в России в 2009 году, справедливо признан девятичасовой «Липсинк» Робера Лепажа (Канада). Чуть не во всех номинациях «Оперетта» сорвал банк мюзикл театра Et cetera «Продюсеры»: за лучшие роли награждены Наталья Благих и Егор Дружинин (известный хореограф вернулся к «дипломной» актерской профессии). Лауреатом стал Дмитрий Белов, режиссер «Продюсеров». Премия «Лучший спектакль» — присуждена этой же постановке. В балете двумя премиями отмечен «Конек-Горбунок» Мариинского театра (хореограф Алексей Ратманский и Царь-девица Алина Сомова), но лучшим спектаклем названы «Русские сезоны» Леонида Десятникова и Алексея Ратманского в Большом театре. «Мужскую» балетную премию получил Владимир Варнава — Меркуцио в «Ромео и Джульетте» Кирилла Симонова в Петрозаводском театре оперы и балета. Лучший спектакль в современном танце — Casting off «Балета Евгения Панфилова» (Пермь). Среди оперных премьер прошлого сезона «Маска» выделила «Лючию ди Ламмермур» в Театре Станиславского и Немировича-Данченко («Лучший спектакль», премия Хибле Герзмава за партию Лючии, премия художнице Елене Степановой). Не менее весомы награды спектакля того же театра «Гамлет (датский) (российская) комедия»: в номинации «Композитор» награжден автор оперы — Владимир Кобекин, а «режиссерскую» «Маску» получил за «Гамлета» Александр Титель. «Мужскую» «Маску» оперного солиста получил Андрей Попов за партии в спектакле «Гоголиада» Мариинского театра. «Гоголиада» награждена и спецпризом музыкального жюри: из трех одноактных опер по Гоголю две («Тяжба» Светланы Нестеровой и «Шпонька и его тетушка» Анастасии Беспаловой) написаны молодыми композиторами специально для этого проекта; почти все участники «гоголевского» спектакля очень молоды, так что Мариинский театр награжден на сей раз за работу с новым поколением. Лучший «Эксперимент» — спектакль «Лаборатории Дмитрия Крымова» «Опус № 7», действительно замечательная притча о Шостаковиче с чудовищной куклой властной матери Софьи Власьевны, отличной игрой Анны Синякиной и воздушным боем роялей, обитых оплавленным авиационным алюминием, — под гром Седьмой симфонии. Маску «Художник в драме» получили сценографы этого спектакля — недавние выпускницы РАТИ Вера Мартынова и Мария Трегубова. «Лучший режиссер драмы» — Юрий Погребничко (и давно пора!). «Лучший спектакль малой формы» — камерная «Река Потудань» Сергея Женовача. Лучшая женская роль минувшего сезона — Молли Блум Полины Кутеповой в «Улиссе» Евгения Каменьковича («Мастерская Петра Фоменко»). Лучшая мужская роль — десять разноликих «чудиков», сыгранных Евгением Мироновым в спектакле Алвиса Херманиса «Рассказы Шукшина» (Театр Наций). «Лучший спектакль большой формы» — те же «Рассказы Шукшина» (вручалась «Маска» под одобрительные вопли зала). Спецпризом «драматического жюри» награжден достойнейший театр Сергея Федотова «У моста» (Пермь). Второй спецприз — у спектакля Михаила Угарова и Марата Гацалова (Театр.doc, Центр Рощина и Казанцева) «Жизнь удалась» по пьесе Павла Пряжко. Приз критики отдан нежному и совершенно не театральному по сути действу режиссера Дидье Руиса (Франция) «Я думаю о Вас», в котором десять седых людей рассказывают залу о своей жизни. Из двенадцати драматических «Масок-2010» одна уедет в Пермь, одна в Париж. Десять — останутся в Москве. Такой статистики еще не было. И главное: отсмотр огромной фестивальной программы показал, что ничего лучшего по всей Руси в сезоне 2009/2010 действительно не появилось. Или не было выявлено. …Это случайность сезона? Москва у нас — передовой отряд? Или, наоборот, — последний оплот? Ответ на эти риторические вопросы, как всегда, даст будущее.