04.09.2023
Магаданцы первыми на Дальнем Востоке оценили спектакль «Лодочник» московского театра «Et Cetera»
Марина Праскова ,
Магаданская правда
03.09.2023
Проект "Большие гастроли" стартовал в Магадане спектаклем "Лодочник"
Magadanmedia.ru
03.09.2023
На сегодняшний спектакль театра "Et Cetera" все билеты проданы
Магаданский государственный музыкальный и драматический театр
03.09.2023
В Магадане стартовали Большие гастроли Московского театра «Et Cetera»
Колыма.ru
24.08.2023
Театр "Et Cetera" объявил планы на 31-й сезон
Наталья Коняхина ,
Театральный журнал
24.08.2023
Калягин планирует поставить в театре Et Cetera спектакль по сказкам народов мира
ТАСС
03.07.2023
Александр Калягин: «Будем переосмысливать..»
Вести Москвы
29.06.2023
"Et Cetera" закроет юбилейный сезон и вручит премию года
"Театрал"
13.06.2023
В Казани завершился театральный фестиваль тюркских народов "Науруз"
Олег Корякин ,
Российская газета
13.06.2023
В Казани завершился XVI Международный театральный фестиваль «Науруз»
Министерство культуры Республики Татарстан
19.05.2023
Калягин, вишня, ‘Et Cetera’
Елена Мильчановска ,
Light press
19.05.2023
Москва 24: Вишневую аллею театра "Et Cetera" посадили в парке Лужкова
Никита Симонов ,
Москва 24
19.05.2023
Посадка вишневых деревьев актерами и худруком Московского театра "Et Cetera"
Мария Девахина ,
РИА-Новости, Медиабанк
17.04.2023
Кабы замужем не пропасть
Полина Куревлева ,
ОколоТеатр
04.04.2023
Артисты московского театра «Et Cetera» представили комедию «Три плюс кот» в Луганске
Город 24, ГТРК ЛНР
01.04.2023
Мужское — женское — мужское
Роман Бардаков, Екатерина Данилова ,
Театральный журнал
30.03.2023
Спектакли и концерты программ «Большие гастроли» и «Мы — Россия» покажут в ЛНР
Lenta.ru
27.03.2023
Путин присвоил звания народных артистов актерам театра и кино
smotrim.ru
21.03.2023
Творческая встреча в театре «Et Cetera»
Сергей Щенников ,
Вести Москвы
20.03.2023
«Мандат» Эрдмана 98 лет спустя
Валерия Вербинина
01.03.2023
Куда ж нам плыть?
Ольга Игнатюк ,
Театральная афиша столицы
28.02.2023
Липовый мандат не гарантирует свободы
Полина Виноградова ,
газета "Metro"
26.02.2023
Постановка Панкова пьесы "Мандат" - это поиск новых форм в драматургии
Андрей Максимов ,
Российская газета
21.02.2023
«Мандат» на юбилей: премьера пьесы Николая Эрдмана на день рождения Московского театра «Et Cetera»
Виктор Авдеев ,
News of Russia
05.02.2023
«Мандат». Театр Et Cetera
Алена Ярославцева ,
ОКОЛОТЕАТР
05.02.2023
Александр Калягин: "Сегодня многих людей охватил страх. Герои "Мандата" тоже в панике". Театр Et Cetera отметил 30 лет
Наталья Соколова ,
"Российская газета"
02.02.2023
Театр Et Cetera представит премьеру комедии "Мандат" в день своего юбилея
ТАСС
12.01.2023
Брусникина поставила пьесу о домашнем насилии
Татьяна Власова ,
Театрал
Пресса
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2000
1999
1998
1997
1996
1995
Кто такой сложный человек?
Александр Калягин
"Независимая газета" ,
09.11.2009
Вместо дискуссии вокруг статьи «Россия, вперед!», которую нам предложил президент России (в рамках нее я выступил в «Российской газете» со статьей «Воспитание чувств»), нас вовлекли в обсуждение публикации «В поисках сложного человека» Даниила Дондурея и Кирилла Серебренникова. Почему? Мне кажется, что и авторы, и многие их сторонники оказались во власти иллюзии, что будто бы найдена панацея от всех бед в отечественной культуре, что вот эта их программа может вывести из кризиса. На самом деле все их предложения, во-первых, стары как мир, во-вторых, по моему убеждению, кроме вреда, ничего принести не могут. Хотя некоторые позиции статьи абсолютно верны. Например, когда речь идет о кризисе понимания культуры, который грозит нам грядущими катастрофами, потерянными поколениями. Или когда они пишут о недопустимости ситуации, в которой культуре отведена зона досуга, что у правительства сегодня нет культурных обязательств перед своим народом, что исчезла концепция развития личности, что телевидение – это враг культуры… Но должен сказать, что эти все тезисы не раз и не сейчас, а уже давно высказаны многими, и мной в том числе. А в основном, мне кажется, весь пафос их сентенций – это пафос школьников, вдруг открывших для себя мир взрослых идей. Кто-то назвал уже их статью манифестом, а я вижу абсолютную сумятицу в мыслях. Так бывает у юношей, впервые прочитавших умные книжки, отсюда путаница в понятиях и рассуждениях. Не хочу называть их рассуждения глупыми, но по крайней мере они точно наивны. Кто такой сложный человек, на поиски которого мы должны сейчас все отправиться? Тот, который не «массовый человек» (Ортега-и-Гассет), или, по определению другого философа, – не «одномерный человек» (Маркузе)? По каким таким признакам мы определим, что перед нами сложный человек? Который думает и сомневается? Который креативно мыслит? Тот, который понимает и воспринимает новое искусство? А тот, кто по-прежнему читает Толстого или Достоевского, ставит Гоголя или Островского, уже не сложный человек? «Массовый человек» ведь их тоже читает и с огромным удовольствием смотрит хорошие, но традиционные спектакли, скажем, в Малом театре. Как тут быть? Дондурей и Серебренников считают, что мы храним старое, но не двигаемся вперед, потому что у нас в загоне инновационное искусство. Но я-то как раз уверен, что разрушительные процессы в культуре связаны с тем, что мы не «сберегаем» и не «сохраняем», поэтому прерваны традиции, поэтому нарушен нормальный поступательный процесс развития культуры. Почему в их рассуждениях отсутствует категория нравственности? Сложным человеком рассматриваются такие понятия или он выше их? Но как же без них можно говорить о концепции развития личности – это ведь абсурд! Вся статья дышит снобизмом – они поделили мир на белых и черных, на тех, кто смотрит телек, то есть на большинство, и на избранных тире продвинутых, которым и предназначено новое искусство. Но я настаиваю: необходима культурная стратегия общества, а ее цель, я повторюсь, – это формирование культурной среды для всех. Надо поднимать уровень культуры общества в целом, а не растить элиту сложных людей, создавая им специальные центры. Это идея, мне кажется, не только утопическая, но и антигуманная, антидемократическая. Фобская! В статье много умных слов, но немного смысла. Сплошь лозунги, причем какого-то революционного толка. Сейчас брошен лозунг ставить современные пьесы, в которых, как кажется Дондурею и Серебренникову, есть новое содержание, а очень скоро, как это уже было в истории, появится другой лозунг: «Назад к Островскому». Это же чистой воды РАБКРИН! Играть 30% современной музыки – обязательно! Из 10 премьер три премьеры по современным пьесам – и тоже обязательно! Друзья, так это советская директива, вы же помните, как раньше нам спускали установку – в репертуаре должны быть: одна пьеса зарубежная, одна – национального автора, одна – классическая и т.д. Это же абсолютно социалистический подход к делу. 20% бюджета авторы предлагают в обязательном порядке направлять на создание и демонстрацию нового. Что имеется в виду под «новым»? Кто определит, что именно это – «новое»? По какому признаку? По возрасту авторов? Сколько им должно быть лет? 50, может, 40 или 30? Мне попалось интервью Питера Брука, который очень хорошо высказался на эту тему. Он рассказывает, как когда-то, выступая против буржуазного театра, вывел в спектакле обнаженного человека. Тогда это было табу, и он его нарушил. Его примеру стал следовать один режиссер за другим, и продолжают это делать до сих пор, хотя голый человек на сцене уже давно – штамп. То, что сегодня новое, завтра уже штамп, сегодня – это искусство для элиты, или, как у них, – для сложных людей, а завтра – это уже культура для масс. Причем в наше время это процесс моментальный. Поэтому и идея центров инновационной культуры, мне кажется, надуманной. Какая странная возникает картина: здесь работают ЦИКи, здесь – традиционные театры, назовем их рутинными. Будет ли какое-то взаимодействие с ними? Мейерхольд был приглашен в Александринку, чтобы взорвать рутину. А что будет у нас? Молодые - отдельно, условно, старики или ретрограды - отдельно? Может быть, у них есть и такой лозунг – долой стариков! Простите меня, но я думаю, что главный посыл всей статьи – дайте денег, и мы вам построим новую культуру, на которой вырастим сложного человека.