Подписка на новости

Подписаться на новости театра

Поиск по сайту
Обычная версия сайта
Заказ билетов:
+7 (495) 781 781 1
Пушкинская карта

МОСКОВСКИЙ ТЕАТР «Et Cetera»

Et Cetera

художественный руководитель александр калягин

главный режиссер Роберт Стуруа

28.08.2024 Дюрренматт, Бергман и сказки для детей. Et Cetera открыл 32-й театральный сезон Театральный журнал 28.08.2024 В Et Cetera объявили планы на сезон Нина Дымченко , Театрал 28.08.2024 Сезон с охотой: Малый театр и Et Cetera ищут молодых режиссеров Зоя Игумнова , Известия 20.06.2024 Александр Калягин: «КЛАССИКА НАС СПАСАЕТ». Большие гастроли» театра Et Cetera Маргарита Петрова , Самарская газета 19.06.2024 Ревизор Александр Калягин приехал в Самарскую драму Ирина Чечурина 12.06.2024 Александру Калягину в Самаре вручили «Жигулевское» и волжского леща Россия-Самара 14.05.2024 "Мы не играем китайцев, мы рассказываем общечеловеческую историю" СИНЬХУА Новости 07.05.2024 В "Et Cetera" исполнят "Музыку Победы" Театрал 29.03.2024 «Любовная досада» в театре Et Cetera Story 26.03.2024 «Любовная досада»: дарит только положительные эмоции и восторг Ирина Аренкова , Musecube 01.03.2024 Маленький человек остается крошечным даже в увеличительное стекло Софья Малинникова , Театрал 14.02.2024 Не дай вам Бог жить во время перемен: спектакль «Чайная» в Et Cetera Татьяна Филиппова , Газета "Культура" 25.01.2024 «Чайная»: Год Китая в России. Китайская пьеса, китайский драматург и китайский режиссер в Театре Et Cetera Наталья Анисимова , Musecube 25.01.2024 «Чайная» в театре Et Cetera: «Мы не говорим о государственных делах» Оксана Есипова , Musecube 23.01.2024 «Чайная» в театре Et Cetera Story 19.01.2024 Премьера спектакля "Чайная" прошла в столичном театре Et Cetera Лидия Широнина , Москва 24 19.01.2024 Время пить чай. Премьера спектакля режиссера Ичэнь Лю в театре «Et Cetera» Театр To Go 17.01.2024 Знать о жизни самое простое Марианна Власова , Независимая газета 16.01.2024 В Москве театр Et Cetera покажет спектакль "Чайная" ТАСС
Пресса

Александр Калягин: Как нам обустроить театр

Александр Калягин
«Известия» , 09.09.2011
Народный артист СССР Александр Калягин прислал в редакцию «Известий» письмо. А точнее, манифест-прожект, посвященный реформированию российской театральной жизни, в последнее время омраченной громкими скандалами. Документ публикуется без сокращений. «Сменяют главных режиссеров, это теперь выборная должность. Может, оно и правильно, но хорошо режиссера скидывать, когда знаешь, кого хочешь вместо него. А режиссеров нет, кризисное положение в профессии. Ведь они все время были мальчики для битья, и профессию уничтожили». Это высказывание Георгия Александровича Товстоногова, сделанное в 1989-м — в год его смерти. Прошло более 20 лет, режиссеров продолжают «скидывать» с еще большей оголтелостью и с еще меньшим пониманием. Три шумных конфликта в прошлом сезоне в московских театрах завершились сменой руководства. Повторю за Товстоноговым — «может оно и правильно», но будущее этих театров видится очень туманно. Самый крупный скандал разгорелся в Театре на Таганке, став событием, как говорят, на первую полосу. На всех каналах телевидения, на радио, в газетах — комментарии, выступления, ток-шоу: вы за Любимова, значит, вы против артистов! За все происходящее, по-моему, всем нам должно быть стыдно. Убежден, что победителей в этой схватке нет, и я уже говорил, финал этой истории трагичен для всех. Всегда думал и продолжаю так думать, что, если артист не совпадает со своим художественным руководителем по эстетическим убеждениям, по каким-то моральным принципам, он должен уйти. Я в своей жизни поступал именно так: в свое время ушел из Таганки на самом пике ее славы, будучи практически никем, а уже позже по своим личным причинам покинул мой любимый МХАТ, где проработал с Ефремовым почти тридцать лет. Но речь не обо мне и даже не о Любимове и его артистах. Нам надо быть готовыми к тому, что может последовать цепная реакция — и театр захлестнет череда подобных скандалов. Конечно, случались они и раньше, СТД постоянно занимается решением конфликтных вопросов: мы пишем письма во все инстанции, от руководителей театров до губернаторов, в ряде случаев приходилось создавать комиссии, которые выезжали на места и разбирались в ситуации, возникшей в конкретном театре. Практически нам всякий раз удавалось добиться оптимального результата. Но что меня так насторожило в московских событиях прошедшего сезона? Это то, что во всех этих конфликтных ситуациях прослеживается очень опасная тенденция, которая набирает обороты. Смена руководства — процесс нормальный, естественный: одно поколение должно сменять другое. Но сегодня это не смена поколений и не продуманное назначение того, кто может повести театр дальше, а революционные перевороты, которые, как говорил Николай Бердяев, означают лишь «конец старой жизни, а не начало новой». Я не считаю, что артисты — бессловесные исполнители воли руководителя. Как известно, диктатура в театре — исключительно дело добровольное, основанное — снова хочу процитировать Товстоногова — «не на власти и страхе, а на доверии, авторитете и заразительности». Но, на мой взгляд, сейчас возникла порочная практика, когда инициативная группа по смещению руководства начинает диктовать учредителю, кого они хотят видеть на посту художественного руководителя в своем театре. Так не может быть! Мы гордо называли Театр своим Домом, вкладывая в это высокий смысл объединения творческих людей в одну семью, связанных единой театральной идеологией, но нынче Дом стал похож на приватизированную квартиру, где каждый, кто в нем давно и, видимо, пожизненно «прописан», считает себя собственником, имеющим права на все «имущество». Тогда как мы можем настаивать на особенном внимании к театру как «нравственному учреждению», если он перестал быть таковым. Нужно ввести контрактную систему! Это первое, что нужно сделать, чтобы оздоровить театр. Об этом я уже говорил не однажды, но наступил момент, когда это делать надо незамедлительно. Учредитель заключает контракт с художественным руководителем и директором, а художественный руководитель заключает контракты с труппой. И каждый контракт должен неукоснительно исполняться, и он может быть расторгнут, если на то есть основания: у руководителя — чтобы расстаться с артистом, у учредителя— чтобы сменить руководство в театре. И в этой связи очень важна компетентность и авторитет организации, являющейся учредителем театра. Второе. Не может происходить назначение нового руководителя кулуарно — ведущие артисты договорились с вышестоящей организацией, и появился новый художественный руководитель. Может быть, имеет смысл при учредительной организации создать независимый общественный совет, который будет участвовать в выборе руководства, рассматривать предложенные кандидатуры, высказывать свою позицию, и тогда не возникнет такого количества случайных решений. Третье, и самое главное. Необходимо создать Дирекцию российских театров. Я уже высказывался по этому поводу и вынужден вновь повторить: объединенная дирекция должна заняться реформированием театральной системы страны, пока она не развалилась окончательно. Знаменитое «кадры решают все» в сегодняшней театральной ситуации звучит как насмешка. Кто занимается всерьез кадровой политикой в области театра? К сожалению, уверен — никто. Невозможно заниматься кадрами, не зная расстановку сил по всем театрам страны. Не видя перед собой всей шахматной доски, нельзя сделать правильный ход, нельзя защитить короля, не зная, сколько у тебя осталось фигур. И я не в чей огород не бросаю камень, потому что не знаю, где находится этот самый «огород». К деятельности Министерства культуры я отношусь с огромным уважением. СТД РФ без поддержки министерства не решил бы ряд важнейших вопросов в театральном законодательстве, но Министерство культуры занимается исключительно проблемами федеральных театров. Департаменты культуры занимаются соответственно муниципальными театрами, но всеми театрами как единой системой, организованной по принципу сообщающихся сосудов, никто не управляет. Сейчас появилось несколько имен молодых талантливых режиссеров, им предоставили возможность поставить спектакли, многие работы получились. Дальше у них появятся еще предложения, и они будут ставить в других театрах. И слава Богу! Но меня пугает, что они будут использоваться театрами только как постановщики разовых спектаклей, пусть даже очень хороших, а я считаю, им важно дать возможность развивать свое авторское направление, естественно, тем, кто на это способен. Но чтобы такое стало возможным, безусловно, кто-то должен следить за их судьбой, некоторым из них надо предложить руководство театром, сначала небольшим, а может быть, театром в провинции. Кого-то определить в очередные режиссеры, чтобы человек окунулся в реальную сложную жизнь театра, где каждый день возникают проблемы, в том числе и финансовые, чтобы будущий руководитель понимал, что от замысла спектакля до его воплощения лежит огромный путь, который называется грубым словом — производство. Режиссеров надо пестовать, ими надо заниматься постоянно и серьезно. Наш Союз проводит режиссерские лаборатории Додина, Гинкаса, Шапиро, Фокина, Хейфеца, Туминаса, Исрафилова — это профессиональная учеба, которая очень важна, особенно для режиссеров из провинции. Более того, мы имеем огромный банк данных и можем дать свои рекомендации при подборе главных режиссеров в российских регионах — и к нам действительно часто обращаются за советом. Иногда что-то подсказываем, и случается, что нам удается помочь театру завязать «роман» с режиссером. Но надо быть честным: СТД, будучи общественной организацией, может только советовать, у нас нет административного ресурса для управления. И поэтому повторю еще раз — нужна организация, имеющая государственный статус, которая будет заниматься проблемами исключительно театров России. Такой организацией мне видится, повторяю, Дирекция российских театров. Проблем, которыми надо заниматься, масса. Одна из них, не менее серьезная, чем руководящие кадры, — это неукомплектованность трупп, с одной стороны, и актерская безработица — с другой. И особенно остро она стоит в провинции, ведь это очевидно, что в каком-то городе N, где есть только один театр, артист, покидая его по разным причинам, уходит в никуда. И этим тоже надо заниматься. Другая проблема. Объездив все российские регионы, я воочию убедился в том, что практически повсюду не хватает завпостов, специалистов по свету и звуку, гримеров, и потому чаще всего в театрах очень низкий уровень постановочной культуры. Наблюдать мне это было больно, и я невольно вспоминал, как была организована работа постановочной части во МХАТе еще в те годы, когда я там работал. Театрам нужны гастроли — эту фразу я тоже повторяю вновь и вновь, причем в самых высоких кабинетах, и даже нахожу поддержку. Но я считаю, что недостаточно выбить финансирование, скажем, на один год или два, нужна продуманная гастрольная политика. И опять же лучше иметь перед собой всю карту театров России, чтобы наметить и определить наиболее оптимальный гастрольный график, а не действовать по принципу, чтобы было близко, а значит, дешево, без учета художественных интересов и зрителей города, и театра. Я уверен, что идея создания Дирекции российских театров не из разряда маниловских прожектов, а вполне реальная. Необходимо в ближайшее время собрать группу разработчиков концепции такого объединения и предоставить свой проект власти. Мы сами должны предложить свой план реформирования и сохранения театральной системы России, не дожидаясь такого развития событий, когда делать это будет поздно и делать это будут совсем другие люди. Мои дорогие коллеги! У меня нет оснований для паники, и все мои сегодняшние размышления не призывают к горестным восклицаниям: ах, как у нас все плохо! Совсем нет, я уверен, что мы не только должны, но мы можем заняться обдуманным переустройством театральной жизни России. Для этого есть и воля, и наш опыт, и вера в театр как важнейший духовный институт общества. Я вас всех поздравляю с началом театрального сезона! Будьте здоровы, удачи вам и вдохновения!