Пресса
Немного позитива Et Cetera
Елена Орлова
"Областная газета" ,
16.09.2015
Спектакли легендарного режиссера Роберта Стуруа «Шейлок» и «Комедию ошибок» московского театра Et Cetera увидели иркутяне в рамках программы «Большие гастроли» Министерства культуры РФ. Они состоялись в столице Приангарья при поддержке регионального правительства на сцене драмтеатра им. Н.П. Охлопкова. Коллектив также показал постановку для детей «Тайна тетушки Мэлкин». Все спектакли прошли в Иркутске с аншлагами.
– Et Cetera – один из лучших театров страны, и для нас эти гастроли – большое событие, – отметил и.о. министра культуры и архивов Иркутской области Виталий Барышников. – Напомним, что Иркутская область была одним из первых регионов, где в рамках программы «Большие гастроли» в 2014 году состоялись полномасштабные показы спектаклей МХТ им. А.П. Чехова. Мы также планируем в рамках этой программы в следующем году, но уже с обменными гастролями наших театров.
Вместе с коллективом Et Cetera в Иркутск приехал его художественный руководитель, председатель Союза театральных деятелей (СТД) России Александр Калягин, который также встретился с местным активом организации.
– Положение культуры сегодня тяжелое, на это есть объективные причины, в том числе и внешнеэкономические, поэтому средства, выделяемые на эту сферу, будут сокращаться, – отметил он. – В этой связи хочется поблагодарить директоров театров, которые сегодня несут непосильную ношу, с одной стороны, стараясь сохранить уровень зарплат, приглашают режиссеров, ищут современные пьесы. Самая большая проблема у театра сегодня именно с поиском хороших режиссеров и стоящих пьес.
Иркутские коллеги высоко оценили деятельность СТД, общее мнение на этот счет выразил директор Иркутского драмтеатра Анатолий Стрельцов:
– Наш творческий Союз постоянно поддерживает своих членов, проводит мастер-классы для молодежи и конкурсы, в том числе по поиску современной драматургии, а также не оставляет без внимания наших ветеранов. Отдельная благодарность от тех наших артистов, которые живут в Петербурге в недавно отремонтированном доме ветеранов сцены. Они очень довольны условиями, и такая поддержка для них неоценима.
Отдельную благодарность Александр Калягин выразил тем, кто организовал и поддержал на местах «Большие гастроли».
– Антреприза – это далеко не признак полноценной театральной деятельности, все-таки когда приезжает театр – это внушает уважение. Поэтому честь и хвала проекту «Большие гастроли», в рамках которого по стране ездят великие театры, – подчеркнул он. – Для нас очень ответственно представлять наше творчество в Иркутске – городе с высочайшей культурой и богатой историей.
Приехал в Иркутск и главный режиссер театра, легендарный Роберт Стуруа. Его не случайно называют одним из самых известных интерпретаторов Шекспира, ведь судя по количеству поставленных им пьес драматурга, это его любимый автор. Вот и на этих гастролях зрители увидели два спектакля по произведениям английского классика – в свое время наделавший шуму в столице спектакль «Шейлок» по пьесе «Венецианский купец» и постановку его ранней пьесы «Комедия ошибок».
«Шейлок», по признанию самого автора, это спектакль о ксенофобии в разных ее проявлениях. Роберт Стуруа даже изменил название, чтобы увести на второй план любовную коллизию, благодаря которой завязалась фабула спектакля. Напомним, что венецианский купец Антонио (народный артист России Виктор Вержбицкий) приходит к преуспевающему еврею Шейлоку (народный артист России Александр Калягин) одолжить денег для сватовства друга Бассанио (заслуженный артист России Алексей Осипов) к богатой наследнице Порции (Анастасия Кормилицына), так как все его капиталы вложены в корабли, в данный момент плавающие по морям. Ростовщик денег ему одалживает, но терзаемый обидой на Антонио, за то, что тот поносит его на каждом углу, требует в случае просрочки долга фунт его живого мяса поближе к сердцу.
И вроде бы в привычной трактовке сюжета все ясно, один – герой, другой – злодей, но не тут-то было: на этой сцене за несколько часов все смешается воедино – добро и зло, жадность и щедрость, жалось и беспощадность. И прямо как в жизни все это неотделимо одно от другого. Но это начинаешь понимать только после спектакля, очистив свое восприятие от нагромождения несочетаемых деталей, смешавших разные эпохи и культуры, от ошеломляющих метафор декораций Георгия Алекси-Месхишвили, где сошлись и современный офис, и скотный двор, и цветущий сад, от прекрасной музыки Гия Канчелли, которая довершает иллюзию происходящего. В одном человеке перемешано и плохое, и хорошее, так что он сам порой не в силах отделить одно от другого. И люди не только разных национальностей, живущие бок о бок, но и те, в которых течет смешанная кровь, в критической ситуации легко опускаются до банальной ксенофобии. А умные и интеллигентные личности, ослепленные эмоцией, вдруг превращаются в толпу, одержимую низменными инстинктами.
В спектаклях Роберта Стуруа зритель никаких готовых ответов на мучительные вопросы современности не получает. Так происходит и в «Комедии ошибок», где фарсовый сюжет в один прекрасный момент перестает смешить и начинает пугать, напоминая о зыбкости нашей жизни, где ты сегодня «пан», а завтра «пропал». При этом в его спектаклях традиционно присутствует постоянное напоминание зрителям, что они находятся в театре – артисты вдруг закрывают занавес, выключается свет. Сразу вспоминается шекспировское «весь мир театр, в нем женщины, мужчины, все актеры».
Кстати, через два года иркутяне возможно смогут посмотреть еще один спектакль Et Cetera, не выезжая в столицу – руководство театра пообещало привезти на очередной Вампиловский фестиваль новый спектакль «Утиная охота».