Пресса
Москва слезам не верит
Франк Падрон
RadioMetropolitana ,
15.10.2012
Гавана. Едкая ирония рассказчика Антона Чехова (одного из образцов современной литературы за пределами родной России) и Великая Отечественная Война, опустошившая европейские страны в первой половине ХХ века, подразумевают наличие очень разных возможностей для своего сценического воплощения.
Тем не менее, члены московского театрального коллектива Et Cétera, недавние гости, украсившие своим присутствием столичный театр Юбер де Бланк, среди прочих достоинств показали, что их возможности простираются от минимализма до большого музыкального спектакля.
Доказательством этого послужили их спектакли «Лица» и «Надежда, вера и любовь», взорвавшие аплодисментами и восторженными овациями переполненный театр.
«Лица», в постановке Александра Калягина (незабываемый Платонов в «Неоконченной пьесе для механического пианино», фильме Никиты Михалкова, тоже снятом по пьесе Чехова), здесь актёр делит подмостки с не менее известным Владимиром Симоновым, оба Народные артисты России, - представляют пять коротких произведений мастера рассказа.
Присущий ему сарказм, глубинное, единственное в своём роде обращение с абсурдом и некоторые из свойственных автору тем (отношения любви-ненависти между русскими и французами, человеческая глупость, чиновничья бессмыслица, чёрный юмор, недоговоренность и избыточность в общении) проявляются в этих коротких шедеврах, которые исполнители передали нам со всей энергией и мощью.
В скромном сценическом оформлении, сопровождающим простоту повествования, Калягин и Симонов расточали виртуозность и сосредоточенность, мастерство мимики и жестикуляции во всей полноте, использование точного тона для каждой ситуации и роли.
Начиная с противостояния персонажей внешне различных, по сути же - сторон одной и той же глупости, где каждый доказывает преимущества своей страны, актёры воплотили психопатов, бурно спорящих о чепухе; дьячка и старуху, путающих всё и вся; следователя обвинения и крестьянина, не понимающего сути своего преступления... И в самом, быть может, смешном и оригинальном из рассказов («Дипломат»), - человека, не знающего, как сообщить другу о смерти его жены.
Совсем другое дело — постановка Екатерины Гранитовой «Надежда, вера и любовь», по идее Юлия Кима, которая собрала всю труппу, довольно многочисленную, чтоб воссоздать посредством песен, танцев и историй из народного фольклора, «живой газеты» (представлений передвижных театров для солдат) и карикатур той поры — печальную и славную историю Великой Отечественной Войны, закончившейся победой над фашизмом в мае 1945.
Как считают сами артисты, если для историков великое событие может быть представлено в документах, цифрах, картах и датах, для самих же артистов война звучит в песнях и романсах, в рассказах дедов и выцветших фотографиях, в частушках, плакатах и рисунках... Что они и выразили в этом великолепном спектакле, которым нам повезло насладиться.
В «Надежде...» сразу же восхищает чувство слаженности: музыка и тексты, диалоги и танец замечательно переплетены; режиссёр максимально использовала возможности сценической площадки и технических ресурсов: экран служит для перевода (наряду с одновременным в микрофон), способствует быстрой перемене декораций, чудесно создаёт место действия и атмосферу; световые полутона отражают этапы военных подвигов; наличие «театра в театре» (не забудем, что так воссозданы представления для солдат во время отдыха), куклы, иллюстрации, стихи...
Музыкальное руководство и аранжировки (Григорий Ауэрбах) — необходимая составляющая в представлении такого рода; камерный ансамбль (фортепиано, гитара, аккордеон, контрабас и ударные) с точностью воспроизводят музыкальные мотивы времени, в то время, как актёры (некоторые больше других наделённые певческим даром) изящно и умело исполняют прекрасные (или иногда забавные) песни.
Здесь мы обнаружили ещё одно попадание: безупречное равновесие между трагическим и комическим, удачное чередование регистров: какой бы длинной и мучительной ни была война, полная тяжести смерти и страданий, в ней была солидарность, братство, чувство принадлежности...
Незамысловатая хореография (Анатолий Воинов) способствует динамике сценического действия, в то время как костюмы, причёски и грим (под руководством заслуженного художника Николая Максимова) усиливают историческую достоверность.
Объединив в себе певцов и танцоров, присваивая персонажей один за другим, актёры несут на своих плечах бремя спектакля, вот некоторые из них: Анжела Белянская, Наталья Благих, Андрей Кондаков, Никита Быченков, Марина Чуракова, Кирилл Лоскутов.
«Лица» и «Надежда, вера и любовь» познакомили нас с серьёзными театральными профессионалами. Et Cetera доказал и то, что связи, которые десятки лет назад скрепили русских и кубинцев, прочны до сих пор.