29.10.2024
Александр Калягин: Заставляйте себя делать добро!
Карлыгаш Нуралиева ,
Комсомольская правда (Казахстан)
23.10.2024
Здравствуйте, я ваш Калягин
Надежда Пляскина ,
Аргументы и факты (Казахстан)
15.10.2024
Александр Калягин: «Приемлю всё, кроме пошлости и скуки»
"Комсомольская правда" (Казахстан)
28.08.2024
"Хочется побыстрее нашей победы…": Александр Калягин рассказал о новом сезоне «Et Cetera» и переживаниях за бойцов
Анастасия Плешакова ,
Комсомольская правда
10.06.2024
«В театре возможно все, кроме пошлости и скуки»
Дарья Долинина ,
"Комсомольская правда. Самара"
01.03.2024
Наталья Баландина: "Каждая роль - это подарок"
Татьяна Алексеева ,
Театральная афиша столицы
21.01.2024
Новости культуры с Владиславом Флярковским: режиссер Ичэнь Лю о премьере "Чайной"
Телеканал "Россия-Культура"
13.01.2024
Программа "Слушаем! Мужской разговор" на "Радио России" с участием Александра Калягина
Радио России
Пресса
2024
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2002
2001
2000
1999
Александр Калягин: Заставляйте себя делать добро!
Карлыгаш Нуралиева
Комсомольская правда (Казахстан) ,
29.10.2024
В Алматы в рамках проекта «Большие гастроли» по городам СНГ приехал московский театр «Et Cetera».
Приехал всего на два дня и дал два спектакля, которые благодарные зрители встретили на «ура», скандируя артистам стоя. Особым подарком для алматинских артистов стал мастер-класс от основателя и художественного руководителя театра, народного артиста РСФСР Александра Калягина. На нем побывала и наш корреспондент и угостила Сан Саныча алматинскими яблоками и баурсаками.
Назвать эту встречу «мастер-классом» в привычном смысле слова сложно. Скорее, это было сокровенное рандеву, дружеское общение, где маэстро делился своим богатым опытом и как истинный учитель ссылался на своих наставников. Было удивительно и трогательно наблюдать, как именитые алматинские артисты на встрече с Сан Санычем ловили каждое слово, словно школьники, которые внимательно слушают любимого педагога. Предлагаем вашему вниманию отрывки из этой беседы, за которой стоит мудрость и большой жизненный опыт 82-летнего Александра Калягина…
Успех - лишь часть жизни
Кстати, в актерскую среду Сан Саныч попал не сразу. Мама очень хотела, чтобы у сына было стабильное финансовое будущее, и уговорила, чтобы, еще учась в школе, он осваивал профессию фельдшера. Уже тогда Саша пропадал в актерских кружках в Доме пионеров и различных студиях. Однако после школы он решил пройти производственную фельдшерскую практику, немного поработал и окончательно понял, что это не есть его призвание по жизни.
К огромной популярности после съемок фильма «Здравствуйте, я ваша тетя!» Калягин всегда относился спокойно.
- Успех - это лишь часть жизни, на котором не стоит зацикливаться. Бывало, что бегали за мной и письмами заваливали, но каждому овощу и фрукту свое время. Жизнь сама подпирает, и, если не добиваться мастерства, все временно. Мастерству нужно учиться постоянно. Вся русская театральная школа славилась тем, что молодой, начинающий, жаждущий сцены парень или девушка смотрели за кулисами, как играют актеры на сцене, и так постигали профессию, а если на сцене истинный мастер, то им крупно повезло.
У актера должно быть сумасшедшее любопытство
- Учитывая ваш богатый опыт на сцене и на съемочной площадке, как вы считаете, есть ли отличие между режиссерами и актерами театра и кино?
- Если вы владеете профессией, то, на мой взгляд, разницы никакой. Всему можно научиться и на съемочной площадке, и на репетициях. Единственная разница, что театр - это вечная школа, где всегда будут учить. В кино некогда и некому вас учить, ведь время измеряется в метражах. Редко кто из современных режиссеров умеет по-настоящему работать с актерами. Это искусство уходит из киношной профессии. Когда порой устаешь читать и включаешь телевизор, то все актеры фильмов одинаково органичны, милы, хороши, обаятельны. Хотя актеру 20, потом 40, а у него ничего не меняется в работе. Поэтому лучше иметь школу, которая все время, как тренировочный зал, не дает спуска и ставит все новые задачи для самовыражения. Это мое мнение, возможно, киноактер скажет по-другому. Надеяться на свою молодость бессмысленно.
- Что бы вы пожелали молодым актерам?
- Всегда расширять свой кругозор знаний. Актеру это жизненно необходимо. Слушайте, смотрите, читайте, будьте любознательны! Учитесь на примерах спектаклей, как хороших, так и плохих. Если режиссер приводит примеры великих классиков, они должны знать, о ком или о чем идет речь. К сожалению, это не анекдот, когда на вступительных экзаменах молодые люди говорят, что МХАТ основали трое - Станиславский, Немирович и Данченко. Как врач по анализу крови может определить состояние пациента, так и вы, читая, размышляя,
осмысливая, будете чувствовать авторов, пьесы и саму жизнь. А для этого должно быть сумасшедшее любопытство, даже если жизнь вас бьет и не хочется никого и ничего видеть. Развивайте в себе любопытство, вкус к этому любопытству, даже через «не могу» и «не хочу». Есть одна шикарная фраза: «Если вы из тех, кто считает, что современное искусство превзошло Рафаэля, то продолжайте пребывать в этом блаженном идиотизме».
Убивают скука и пошлость
- Каким вам видится будущее театра в эпоху искусственного интеллекта? Живой, думающий, чувствующий зритель не канет в Лету?
- Думаешь об этом и понимаешь, что все может быть. Гена Хазанов сказал гениальную с моей точки зрения фразу: «Успех театра в сущности зависит от зрителя». Зритель может и «наклонить», и возвеличить так, что актер может быстро деградировать. Что делать театру? Не скатываться и делать все, чтобы зритель ходил не только на комедии и водевили (хотя, конечно, в театре все жанры важны).
Приведу пример. Мы вложили колоссальную сумму, чтобы поставить на сцене пьесу француза ливанского происхождения «Пожар». Это настоящая трагедия. И поначалу долгое время не могли собрать полный зал, максимум 70 процентов. Однако последние три года это самый аншлаговый спектакль. Видимо, пришло время переосмысления. А мы играли, играем и будем играть. Поэтому не стоит ориентироваться только на аплодисменты и на потребу дня. Со временем каждый театр формирует своего зрителя. Я часто говорю, что в театре возможно все, кроме скуки и пошлости. И то, и другое убивает.
- Как родилось название вашего театра «Et Cetera»?
- Нашему театру более тридцати лет. И в то время было модно называть по месту нахождения или по имени основателя. Например, Театр на Малой Бронной, у Никитских ворот и так далее. У нас не было тогда точного адреса, а своим именем называть не хотел. «Et Cetera» - это латинское выражение, означающее «и так далее, и тому подобное, и другое». Что может быть лучше для названия театра?
- Что помогало и помогает в трудных ситуациях не терять опору под ногами и продолжать творить?
- Моя внешняя полнота скрывает много острых шипов (улыбается). Но тем, кто меня хорошо знает, нравится, что я не просто милый и добрый. Наверное, просто привык разбираться с вещами сам. Терпеть не могу, когда меня жалеют. Не люблю, когда хвалят, так как это далеко не так. Как говорил Сальвадор Дали: «Не бойся совершенства, ты его никогда не достигнешь». Любой успех - это лишь эпизод. Терпеть не могу, когда меня зажимают, когда не свободен в самовыражении, и тогда я ухожу из этого коллектива. Разбираться сам с собой я умею. И это всегда помогало мне быть в контакте с собой.
Сан Саныч часто во время встречи обращался именно к молодым артистам. Также он то и дело листал свой массивный блокнот и щедро делился мудрыми фразами своих учителей, которые записывает от руки, а не на компьютере. Некоторые листочки уже потрепанные, но тем еще более дороги и раритетны.
- Я не веду дневник, записываю от случая к случаю. Но профессия артиста, режиссера - все это чувствовать, знать, понимать. Например, Михаил Швейцер, кинорежиссер, был просто ходячей энциклопедией по Чехову, Толстому, Гоголю и Маяковскому. А чего стоят слова моего учителя Олега Ефремова! Хотите приведу некоторые из них?
Сан Саныч неспешно перебирает листочки с записями. И оказываешься в другой настоящей реальности …
Мудрость учителей
Из книжки Сан Саныча
От Михаила Швейцера:
- Говорят, что несчастны были Булгаков, Мандельштам, Пастернак. Но ведь все же самовыразились. Это самое главное для художника - выразить себя. Жизнь должна быть трудной по идее, по заповедям, нужно в поте лица зарабатывать хлеб свой. Иначе скурвитесь.
- Соблюдать заповеди - это все равно, что соблюдать правила дорожного движения. А следовать им непросто, потому жизнь человека задумана как некое длинное, трудное мероприятие. Но в ней есть свет и некое человеческое начало и идеи, которые стоят того, чтобы трудиться.
- Если вы не можете делать добро естественно, то делайте его насильно, против своей натуры. Потом привыкнете. Это станет постепенно вашей натурой.
- Грустно и гневно становится, когда думаешь, какие люди занимаются политикой. Люди, которые не представляют последствия своей деятельности. Истинная власть - это служение, отдающее себя в добровольное рабство для того, чтобы жизнь стала лучше. А если они с того имеют хоть копейку, то все пропало.
От Олега Ефремова:
- Надо научиться жить без счастья, но с радостью. Всем суждено выстрадать свою судьбу, а быть счастливым - нет такого права.
- Лучше ничего не сказать, чем сказать ничего.
- Задача актера - довести до предельной очевидности, наглядности человеческую логику.
- Пауза должна быть эмоциональней, чем фраза. Тогда не нужно будет думать, как ее сказать.
- Если одно действие может вызвать два разных взрыва смеха, то оно гораздо ценнее, чем два отдельных действия, ведущих к тому же результату.
Источник: https://www.kp.kz/daily/27653/5004166/
Приехал всего на два дня и дал два спектакля, которые благодарные зрители встретили на «ура», скандируя артистам стоя. Особым подарком для алматинских артистов стал мастер-класс от основателя и художественного руководителя театра, народного артиста РСФСР Александра Калягина. На нем побывала и наш корреспондент и угостила Сан Саныча алматинскими яблоками и баурсаками.
Назвать эту встречу «мастер-классом» в привычном смысле слова сложно. Скорее, это было сокровенное рандеву, дружеское общение, где маэстро делился своим богатым опытом и как истинный учитель ссылался на своих наставников. Было удивительно и трогательно наблюдать, как именитые алматинские артисты на встрече с Сан Санычем ловили каждое слово, словно школьники, которые внимательно слушают любимого педагога. Предлагаем вашему вниманию отрывки из этой беседы, за которой стоит мудрость и большой жизненный опыт 82-летнего Александра Калягина…
Успех - лишь часть жизни
Кстати, в актерскую среду Сан Саныч попал не сразу. Мама очень хотела, чтобы у сына было стабильное финансовое будущее, и уговорила, чтобы, еще учась в школе, он осваивал профессию фельдшера. Уже тогда Саша пропадал в актерских кружках в Доме пионеров и различных студиях. Однако после школы он решил пройти производственную фельдшерскую практику, немного поработал и окончательно понял, что это не есть его призвание по жизни.
К огромной популярности после съемок фильма «Здравствуйте, я ваша тетя!» Калягин всегда относился спокойно.
- Успех - это лишь часть жизни, на котором не стоит зацикливаться. Бывало, что бегали за мной и письмами заваливали, но каждому овощу и фрукту свое время. Жизнь сама подпирает, и, если не добиваться мастерства, все временно. Мастерству нужно учиться постоянно. Вся русская театральная школа славилась тем, что молодой, начинающий, жаждущий сцены парень или девушка смотрели за кулисами, как играют актеры на сцене, и так постигали профессию, а если на сцене истинный мастер, то им крупно повезло.
У актера должно быть сумасшедшее любопытство
- Учитывая ваш богатый опыт на сцене и на съемочной площадке, как вы считаете, есть ли отличие между режиссерами и актерами театра и кино?
- Если вы владеете профессией, то, на мой взгляд, разницы никакой. Всему можно научиться и на съемочной площадке, и на репетициях. Единственная разница, что театр - это вечная школа, где всегда будут учить. В кино некогда и некому вас учить, ведь время измеряется в метражах. Редко кто из современных режиссеров умеет по-настоящему работать с актерами. Это искусство уходит из киношной профессии. Когда порой устаешь читать и включаешь телевизор, то все актеры фильмов одинаково органичны, милы, хороши, обаятельны. Хотя актеру 20, потом 40, а у него ничего не меняется в работе. Поэтому лучше иметь школу, которая все время, как тренировочный зал, не дает спуска и ставит все новые задачи для самовыражения. Это мое мнение, возможно, киноактер скажет по-другому. Надеяться на свою молодость бессмысленно.
- Что бы вы пожелали молодым актерам?
- Всегда расширять свой кругозор знаний. Актеру это жизненно необходимо. Слушайте, смотрите, читайте, будьте любознательны! Учитесь на примерах спектаклей, как хороших, так и плохих. Если режиссер приводит примеры великих классиков, они должны знать, о ком или о чем идет речь. К сожалению, это не анекдот, когда на вступительных экзаменах молодые люди говорят, что МХАТ основали трое - Станиславский, Немирович и Данченко. Как врач по анализу крови может определить состояние пациента, так и вы, читая, размышляя,
осмысливая, будете чувствовать авторов, пьесы и саму жизнь. А для этого должно быть сумасшедшее любопытство, даже если жизнь вас бьет и не хочется никого и ничего видеть. Развивайте в себе любопытство, вкус к этому любопытству, даже через «не могу» и «не хочу». Есть одна шикарная фраза: «Если вы из тех, кто считает, что современное искусство превзошло Рафаэля, то продолжайте пребывать в этом блаженном идиотизме».
Убивают скука и пошлость
- Каким вам видится будущее театра в эпоху искусственного интеллекта? Живой, думающий, чувствующий зритель не канет в Лету?
- Думаешь об этом и понимаешь, что все может быть. Гена Хазанов сказал гениальную с моей точки зрения фразу: «Успех театра в сущности зависит от зрителя». Зритель может и «наклонить», и возвеличить так, что актер может быстро деградировать. Что делать театру? Не скатываться и делать все, чтобы зритель ходил не только на комедии и водевили (хотя, конечно, в театре все жанры важны).
Приведу пример. Мы вложили колоссальную сумму, чтобы поставить на сцене пьесу француза ливанского происхождения «Пожар». Это настоящая трагедия. И поначалу долгое время не могли собрать полный зал, максимум 70 процентов. Однако последние три года это самый аншлаговый спектакль. Видимо, пришло время переосмысления. А мы играли, играем и будем играть. Поэтому не стоит ориентироваться только на аплодисменты и на потребу дня. Со временем каждый театр формирует своего зрителя. Я часто говорю, что в театре возможно все, кроме скуки и пошлости. И то, и другое убивает.
- Как родилось название вашего театра «Et Cetera»?
- Нашему театру более тридцати лет. И в то время было модно называть по месту нахождения или по имени основателя. Например, Театр на Малой Бронной, у Никитских ворот и так далее. У нас не было тогда точного адреса, а своим именем называть не хотел. «Et Cetera» - это латинское выражение, означающее «и так далее, и тому подобное, и другое». Что может быть лучше для названия театра?
- Что помогало и помогает в трудных ситуациях не терять опору под ногами и продолжать творить?
- Моя внешняя полнота скрывает много острых шипов (улыбается). Но тем, кто меня хорошо знает, нравится, что я не просто милый и добрый. Наверное, просто привык разбираться с вещами сам. Терпеть не могу, когда меня жалеют. Не люблю, когда хвалят, так как это далеко не так. Как говорил Сальвадор Дали: «Не бойся совершенства, ты его никогда не достигнешь». Любой успех - это лишь эпизод. Терпеть не могу, когда меня зажимают, когда не свободен в самовыражении, и тогда я ухожу из этого коллектива. Разбираться сам с собой я умею. И это всегда помогало мне быть в контакте с собой.
Сан Саныч часто во время встречи обращался именно к молодым артистам. Также он то и дело листал свой массивный блокнот и щедро делился мудрыми фразами своих учителей, которые записывает от руки, а не на компьютере. Некоторые листочки уже потрепанные, но тем еще более дороги и раритетны.
- Я не веду дневник, записываю от случая к случаю. Но профессия артиста, режиссера - все это чувствовать, знать, понимать. Например, Михаил Швейцер, кинорежиссер, был просто ходячей энциклопедией по Чехову, Толстому, Гоголю и Маяковскому. А чего стоят слова моего учителя Олега Ефремова! Хотите приведу некоторые из них?
Сан Саныч неспешно перебирает листочки с записями. И оказываешься в другой настоящей реальности …
Мудрость учителей
Из книжки Сан Саныча
От Михаила Швейцера:
- Говорят, что несчастны были Булгаков, Мандельштам, Пастернак. Но ведь все же самовыразились. Это самое главное для художника - выразить себя. Жизнь должна быть трудной по идее, по заповедям, нужно в поте лица зарабатывать хлеб свой. Иначе скурвитесь.
- Соблюдать заповеди - это все равно, что соблюдать правила дорожного движения. А следовать им непросто, потому жизнь человека задумана как некое длинное, трудное мероприятие. Но в ней есть свет и некое человеческое начало и идеи, которые стоят того, чтобы трудиться.
- Если вы не можете делать добро естественно, то делайте его насильно, против своей натуры. Потом привыкнете. Это станет постепенно вашей натурой.
- Грустно и гневно становится, когда думаешь, какие люди занимаются политикой. Люди, которые не представляют последствия своей деятельности. Истинная власть - это служение, отдающее себя в добровольное рабство для того, чтобы жизнь стала лучше. А если они с того имеют хоть копейку, то все пропало.
От Олега Ефремова:
- Надо научиться жить без счастья, но с радостью. Всем суждено выстрадать свою судьбу, а быть счастливым - нет такого права.
- Лучше ничего не сказать, чем сказать ничего.
- Задача актера - довести до предельной очевидности, наглядности человеческую логику.
- Пауза должна быть эмоциональней, чем фраза. Тогда не нужно будет думать, как ее сказать.
- Если одно действие может вызвать два разных взрыва смеха, то оно гораздо ценнее, чем два отдельных действия, ведущих к тому же результату.
Источник: https://www.kp.kz/daily/27653/5004166/