28.11.2024
Нар.арт.РФ Людмила Дмитриева - гость программы Татьяны Устиновой "Мой герой"
Телеканал "ТВЦ"
29.10.2024
Александр Калягин: Заставляйте себя делать добро!
Карлыгаш Нуралиева ,
Комсомольская правда (Казахстан)
23.10.2024
Здравствуйте, я ваш Калягин
Надежда Пляскина ,
Аргументы и факты (Казахстан)
15.10.2024
Александр Калягин: «Приемлю всё, кроме пошлости и скуки»
"Комсомольская правда" (Казахстан)
28.08.2024
"Хочется побыстрее нашей победы…": Александр Калягин рассказал о новом сезоне «Et Cetera» и переживаниях за бойцов
Анастасия Плешакова ,
Комсомольская правда
10.06.2024
«В театре возможно все, кроме пошлости и скуки»
Дарья Долинина ,
"Комсомольская правда. Самара"
01.03.2024
Наталья Баландина: "Каждая роль - это подарок"
Татьяна Алексеева ,
Театральная афиша столицы
21.01.2024
Новости культуры с Владиславом Флярковским: режиссер Ичэнь Лю о премьере "Чайной"
Телеканал "Россия-Культура"
13.01.2024
Программа "Слушаем! Мужской разговор" на "Радио России" с участием Александра Калягина
Радио России
Пресса
2024
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2002
2001
2000
1999
Наталья Баландина: "Мой путь от Вильянди до Москвы".
Наталья Колобова
Журнал "Красивая жизнь", Эстония ,
01.05.2019
Недавно актриса Наталья Баландина отметила день рождения – ей исполнилось 38 лет. Наталья – наша землячка, уроженка Вильянди, родилась она накануне Дня независимости Эстонской Республики, и именно в Эстонии определился её жизненный путь: она решила, что будет актрисой, а судьба привела её в Москву, на большую театральную сцену. Наша героиня уже 12-й год служит в московском театре «Et Cetera» под руководством Александра Калягина – актёра, любимого не одним поколением зрителей, режиссёра, народного артиста РСФСР. Наталье удаются совершенно разные роли: она и 15-летняя Науаль из «Пожаров», и пенсионерка Зина из «Земли Эльзы», и нищенка из «Бориса Годунова», а ещё экстравагантная и яркая, интеллигентная и интеллектуальная, даже поющая и танцующая «Королевская корова». В конце прошлого года в «Et Cetera» состоялась премьера спектакля «В зоне доступа» по пьесе Полины Бабушкиной, где у Натальи очень яркий образ девушки лёгкого поведения.
Актриса занята и в других постановках театра Александра Калягина, в настоящее время она играет в десяти спектаклях «Et Cetera», кроме того, участвовала в знаменитом мюзикле «Продюсеры», который несколько лет назад произвёл настоящий фурор в театральном мире Москвы. Незадолго до наступления марта – месяца, который театралы считают своим, Наталья рассказала нам о своём непростом пути в актёрскую профессию.
«Москва? Это не для меня!..»
Была уверена Наталья, но всё сложилось иначе. И ведь действительно, ничего не предвещало того, что она станет актрисой, а свой талант будет дарить многочисленным зрителям с одной из лучших театральных сцен Москвы. Заниматься Наталья планировала совсем другим, а её родители – простые люди, как она сама о них говорит:
– Они из украинского села Высоцк, что в нескольких километрах от белорусской границы. В Эстонию папа приехал 40 лет назад: его призвали в армию, в Таллинн. Сослуживцы подбили остаться, мол, работа, да и всё остальное тут есть. Он согласился, перевёз из Харькова мою маму, где она к тому времени училась
(они тогда ещё не были расписаны, но очень дружили со школьной скамьи). В Таллинне же посоветовали моим родителям город Вильянди – небольшой, но уютный и ухоженный. Они и перебрались туда. Мама устроилась на Вильяндискую спичечную фабрику, где, кроме спичек, делали и свечи, там проработала всю жизнь, ушла по состоянию здоровья. Папа тоже начинал на этой фабрике, но он – и профессиональный сварщик, и слесарь, много где ещё трудился, даже в Сибирь на заработки уезжал. Уже длительное время он работает на фабрике в Вильянди, которая выпускает гранулированный корм для животных. Папа настраивает на компьютере специальную программу, запускает производство и следит, чтобы миллионы маленьких фигурок сухого корма изготавливались как надо. А ещё у меня есть младшая сестра Виктория. Она замужем, у неё двое детей, сын серьёзно занимается футболом. Она осталась в Вильянди, там и работает.
Как творческую личность Наталью открыли школьные учителя.
– Благодаря Хильме Матвеевне Вихвиляйнен, преподавателю русского языка и литературы, я научилась самостоятельно принимать решения и отстаивать их, – говорит актриса. – Мне рассказывали, что она уехала жить в Финляндию, я очень хочу её найти, пообщаться. Хотя и другие мои школьные педагоги были замечательными. А ещё мне очень помогала Салима Хамидовна – учитель физики. В физике я полный ноль, но она всем говорила: «Не трогайте Наташу, она – творческая личность, она и не должна это понимать». А мне всегда шла навстречу: «Ты к завтрашнему дню этот параграф, пожалуйста, выучи, я тебя спрошу». И она верила в меня, откуда-то знала, что я буду актрисой. Именно Салима Хамидовна передала моей сестре для меня, когда та ещё училась в школе, а я уже её окончила, маленькую бумажку, которой я не придала значения. На ней было написано, что Школа-студия МХАТ набирает студентов в Эстонии, курс будут вести декан актёрского факультета Сергей Земцов и доцент Игорь Золотовицкий. Я прочитала и выбросила бумажку, я же не сумасшедшая, чтобы ехать в Москву... Но получилось, что этот клочок бумажки определил мой жизненный путь. Я уже была студенткой Академии культуры Вильянди Тартуского университета, куда поступила на педагога-организатора досуговой деятельности, оканчивала третий курс, успела поработать и с проблемными детьми, и с колясочниками.
После школы хотела пойти в полицейскую академию, физически была к этому готова – очень любила спорт, но на поступление туда не дошла. Были и мысли профессионально заняться танцами – я была тренером по фитнес-аэробике, но самоучкой, хотя успешно преподавала, знала своё тело, как себя размять, умела в прямом смысле закручиваться в узел, но когда пришла поступать в танцевальное учебное заведение, поняла, что мне до этих абитуриентов далеко. Они все уже были настоящими звёздами танцпола, шикарно владели разными танцевальными техниками. Так – методом исключения – я сделала выбор в пользу Академии культуры в моём родном городе. Меня привлекала творческая стезя, переплетение культурной и социальных сфер, работа по интересам, причём с разными людьми – не только с детьми, но и с пенсионерами, инвалидами. А ещё к окончанию этого вуза можно было овладеть каким-то музыкальным инструментом. Это мне тоже понравилось. И вдруг, а дело было поздней весной, моя однокурсница Оля говорит, что она собралась поступать на тот самый курс, который в Эстонии набирают для Школы-студии МХАТ. Первый тур состоится в Нарве. А я говорю другой девушке с курса – Дине (она сейчас работает на одной из радиостанций в Таллинне): «А мы что сидим? И мы поедем на этот тур!» Но ближе к отъезду я дала задний ход – надо же знать стихи, прозу, какой-то номер показать, а времени на подготовку нет... И тут процесс стала двигать Дина: «Выучим за ночь!» Приехали в Нарву, я остановилась у Дины (она и Оля – нарвитянки). Ночь действительно готовились, я выучила песню Боярского «Всё пройдёт», в качестве прозы – что-то из Трушкина. А когда пришли на место, я поняла, что на нервной почве выученное забыла... Первый, кого я увидела из приёмной комиссии, был Эдуард Томан, в то время художественный руководитель Русского драмтеатра Эстонии (это ведь был совместный проект Школы студии МХАТ и нашего Русского театра – обучить в Москве молодых людей из Эстонии). Но показались мы ужасно! Все ребята вокруг были такими подготовленными, наизусть знали много стихов, литературных произведений, такими музыкальными – на чём-то играли, пели. Да к тому же все девочки пришли в платьицах, а мы были одеты не пойми во что... Приёмной комиссии в конце нашего выступления я сказала: «Ну, посмеялись-пошутили, на талантливых людей я посмотрела, вас увидела. Спасибо, что уделили время! Извините!» Развернулась и пошла к вы- ходу. Мне: «Стоять! Пойте...» Почему они меня удерживали? Мы с Диной тур в Нарве прошли, Оля нет.
Потом нас с Диной комиссия вызвала на серьёзный разговор, посоветовали выучить классику, ведь во втором туре смотреть нас будут педагоги из Москвы. Второй тур, уже в Таллинне, я прошла, чего совсем не ожидала, а Дина нет, хотя возможность побороться у неё была, но она выбрала другой путь. И тут я поняла, что дошутилась... После второго тура поехала в детский лагерь отдыха, где тем же летом проходила практику, ведь в Школу-студию МХАТ поступала в шутку да за компанию.
Приехала, дети из моего отряда меня встречают, а я села перед ними на корточки и зарыдала. А они знали об этой моей афере, окружили меня: «Неужели ты не прошла?..»
Впереди был ещё третий тур, но я и его прошла. И когда стало окончательно ясно, что меня приняли в актрисы, я уехала из Таллинна. Вернее – сбежала. Я так всего испугалась. Какая Москва?! Я – девочка из Вильянди, даже Таллинна боюсь. И как же теперь мой колледж, моя дипломная работа? Как же дети из лагеря? Как раз в лагерь я и поехала... Еду в автобусе, Томан звонит: «Куда вы пропали? В Русском театре Олег Павлович Табаков собирает всех, кто прошёл на учебу в Москву». Я отвечаю: «В Москву не поеду, не смогу!.. Просто шутя ввязалась в эту авантюру. Есть же ребята талантливее меня из тех, кто не прошёл, возьмите на моё место кого-то из них». Я и впрямь верила в свои слова, у меня уже нарисовался какой-то жизненный путь, я же только-только стала что-то понимать в профессии, на которую училась, отлично знала эстонский язык, а тут – Москва, актриса, ни с того ни с сего, я же ничего в этом не смыслю... Но то был мой страх, с которым я борюсь всю жизнь. А Томан мне спокойно сказал: «Возвращайтесь. Ваше «нет» не принимается. Приезжайте, мы вас ждём!» А я же еду в автобусе, попросила водителя остановить, он согласился, я побежала по обочине шоссе обратно, до ближайшей остановки, чтобы сесть на любой проходящий автобус и вернуться в Таллинн. В это же время мне звонит папа: «Ты где? До тебя не дозвониться!» Я ему кричу в трубку, что прошла, только не понимаю, когда нас увезут в Москву. «Что ты прошла? Куда прошла?» – не понял папа. А когда понял, был просто в шоке. «Это же подзаборная профессия, даже вообще не профессия», – громко возмущался он. Мама молчала. А сестра радовалась за меня: «Натусик, круто! Москва!» Даже сейчас нервничаю, когда вспоминаю тот момент. Ну а тогда от всего
этого – на меня свалившегося – я просто задыхалась...
Поезд ушел?
Но страсти улеглись, и настало время ехать в Москву.
– Это был конец августа 2002 года, – вспоминает Наталья. – Отправлялись мы из Таллинна, куда мне предстояло ещё добраться из Вильянди. И это стало отдельной историей. Отвезти меня к поезду на своей машине вызвался мой бывший молодой человек. С нами поехал мой папа. По дороге в Таллинн мы заехали перекусить, а когда вышли из кафе, машины не было... Её угнали! Это уже потом я поняла, что никакого угона не было, парень всё это подстроил, решил так отомстить мне. Я звоню Томану, чтобы сообщить о злоключении, но уже боюсь – он же подумает, что это моя очередная выходка, что я опять не могу решить: ехать – не ехать... Кричу в трубку: «У нас машину угнали, на которой мы ехали к поезду. Клянусь! Угнали – со всеми вещами, деньгами...» Хорошо, что папа не оставил в машине своё портмоне с документами, а мой паспорт был уже у организаторов нашего отъезда в Москву. Я в джинсиках, лёгкой кофточке... Сразу дали объявление на радио об угоне. И тут папа говорит: «Я буду не я, если теперь ты в Москву не уедешь!» Вызвали такси, но... всё равно опоздали на поезд! И мне снова повезло, будто что-то всё время вело меня в эту профессию. На перроне вокзала, проводив взглядом ушедший без меня поезд, мы с папой увидели Светлану Янчек, которая была завлитом Русского театра Эстонии и руководителем этого проекта (в нашей стране Светлану многие знают как директора театрального фестиваля «Золотая Маска в Эстонии». – Н.К.). Она стала нас успокаивать: «Наташа, всё хорошо! Ваш паспорт у меня, следующим поездом – завтра – вы поедете в Москву, вас там встретят». К вечеру якобы вернули машину Славику, тому молодому человеку, он принёс мои вещи, правда, не все. На следующий день я поехала в Москву – учиться в Школе-студии МХАТ.
Это судьба!
– После учёбы, как того и требовали условия этого образовательного проекта, мы вернулись в Эстонию: проработать в Русском театре я должна была два года, – продолжает рассказ Наталья. – Нет, в Москве я тогда оставаться не планировала, думала: «Кому я нужна? Здесь таких – пруд пруди. А у меня нет ни зубов (не умею я за себя рвать), ни денег, чтобы тут жить». Но получилось, что в труппе Русского драмтеатра Эстонии я проработала меньше года. В этом виноваты (улыбается) моя однокурсница, тоже уроженка Эстонии, Ника Исаева и Антон Шагин, теперь уже хорошо известный актёр, на то время Никин молодой человек, ставший потом её мужем. Все полгода, что после окончания Школы-студии МХАТ я жила и работала в Таллинне, они меня звали обратно, в Москву, и просто все уши прожужжали мне про одного молодого актёра, говорили, что мы с ним пара, что я это сразу пойму, как только его увижу, что он мне идеально подходит, а я ему. Они не скрывали, кого мне сватают: Денис Баландин – актёр Российского академического Молодёжного театра. Когда я училась на первом курсе в Школе-студии МХАТ, Денис был уже студентом выпускного курса, но мы не были знакомы лично. И ведь эти сводники – Антон с Никой – говорили мне про него, а ему про меня. Так заочно нас друг другу сватали.
Но я и мысли не могла допустить, что мы с ним станем парой, а потом – мужем и женой. Денис – худой и высокий интеллигентный юноша с большими голубыми глазами, кудрями, длинными музыкальными пальцами, а я была полной, весила 70 килограмм, курила «Беломор» и ругалась матом. Какая же мы пара? Так что я просто поддалась на уговоры друзей встретить в Москве 2007 год, а не познакомиться с Денисом. И тогда мы с Денисом действительно не встретились, он на праздники уехал в родной Нижний Новгород. Но Ника с Антоном уговорили меня приехать в Москву ещё и весной, и 10 апреля 2007 года Денис встретил меня (это Антон с Никой так
подстроили), а когда заговорил со мной своим низким ровным голосом, мне показалось, что задрожали стены. А оттуда мне нужно было успеть в Ригу – играть в спектакле Романа Козака «Русский смех» по Достоевскому, в котором были заняты актёры из Эстонии, Латвии и Литвы. Денис пошёл меня провожать и на перроне Рижского вокзала в Москве на прощание взял меня за руку и сказал: «Я тебя буду ждать! Ты только не волнуйся! Сейчас поедешь, всё решишь по работе...» У меня слёзы в глазах, проводница кричит: «Заходите в вагон!» А Денис машет и говорит: «Я буду тебе писать». Словом, идеальная женская мечта!.. Я отыграла спектакль в Риге, поехала в Таллинн – увольняться из театра. Папа снова в моей жизни ничего не понял: «Как увольняешься? Ты же так хотела быть актрисой...» Хотя, в отличие от меня, папа всегда очень хотел, чтобы я удачно вышла замуж. Я его и заверяла, что встретила в Москве человека, с которым, чувствую, будет и пол подо мной. И тогда в Москве я осталась дольше, чем планировала. семья. Я же как только Дениса при
нашей первой встрече увидела, сразу представила наших с ним детей (сейчас у Натальи и Дениса двое детей: восьмилетняя дочка Александра и трёхлетний сын Иван. – Н.К.), то, какими мы с ним будем в старости, и это мне показалось таким прекрасным. К тому же я чётко поняла, что расти и развиваться как личность, как актриса я смогу только рядом с Денисом. И в этих ощущениях я не ошиблась. Говорят, двум актёрам сложно быть супружеской парой, но нам с Денисом общая профессия и её перипетии только помогают, потому мы не только муж и жена, но и большие друзья – всегда можем спокойно выслушать друг друга, понять, что-то друг другу подсказать. И нам такой уклад жизни очень помогает и в профессии, и в быту.
Когда в личной жизни Натальи произошла судьбоносная встреча, которая потребовала переезда в Москву, Русский драмтеатр Эстонии отпустил молодую актрису:
– Очень я театру за это благодарна! Ведь его руководство имело право заставить меня отработать ровно два года, я же была плотно занята в репертуаре, но меня отпустили, хотя в театре не поверили, что жизнь мою перевернула личная встреча, там были уверены, что я нашла какое-то хорошее место работы в Москве. А я тогда совершенно не представляла, как в российской столице смогу проявить себя в актёрской профессии. Да, когда я уезжала после окончания учёбы из Москвы в Таллинн, видные театральные деятели – и режиссёры, и художественные руководители – были ко мне
расположены. И наш руководитель курса Игорь Яковлевич Золотовицкий говорил мне: «Попенко (девичья фамилия Натальи. – Н.К.), решишь вернуться в Москву, тут двери для тебя открыты!» Но по возвращении в Москву мне надо было с нуля показываться в театры, и проблема была даже не в этом, с моим эстонским паспортом московские театры не могли оформить меня в штат. А когда я пришла показываться в театр «Et Cetera», Александр Александрович Калягин сказал, что вопрос с гражданством решаемый. Так 1 декабря 2007 года я стала актрисой московского театра «Et Cetera», а актёрская профессия – моей судьбой.
Актриса занята и в других постановках театра Александра Калягина, в настоящее время она играет в десяти спектаклях «Et Cetera», кроме того, участвовала в знаменитом мюзикле «Продюсеры», который несколько лет назад произвёл настоящий фурор в театральном мире Москвы. Незадолго до наступления марта – месяца, который театралы считают своим, Наталья рассказала нам о своём непростом пути в актёрскую профессию.
«Москва? Это не для меня!..»
Была уверена Наталья, но всё сложилось иначе. И ведь действительно, ничего не предвещало того, что она станет актрисой, а свой талант будет дарить многочисленным зрителям с одной из лучших театральных сцен Москвы. Заниматься Наталья планировала совсем другим, а её родители – простые люди, как она сама о них говорит:
– Они из украинского села Высоцк, что в нескольких километрах от белорусской границы. В Эстонию папа приехал 40 лет назад: его призвали в армию, в Таллинн. Сослуживцы подбили остаться, мол, работа, да и всё остальное тут есть. Он согласился, перевёз из Харькова мою маму, где она к тому времени училась
(они тогда ещё не были расписаны, но очень дружили со школьной скамьи). В Таллинне же посоветовали моим родителям город Вильянди – небольшой, но уютный и ухоженный. Они и перебрались туда. Мама устроилась на Вильяндискую спичечную фабрику, где, кроме спичек, делали и свечи, там проработала всю жизнь, ушла по состоянию здоровья. Папа тоже начинал на этой фабрике, но он – и профессиональный сварщик, и слесарь, много где ещё трудился, даже в Сибирь на заработки уезжал. Уже длительное время он работает на фабрике в Вильянди, которая выпускает гранулированный корм для животных. Папа настраивает на компьютере специальную программу, запускает производство и следит, чтобы миллионы маленьких фигурок сухого корма изготавливались как надо. А ещё у меня есть младшая сестра Виктория. Она замужем, у неё двое детей, сын серьёзно занимается футболом. Она осталась в Вильянди, там и работает.
Как творческую личность Наталью открыли школьные учителя.
– Благодаря Хильме Матвеевне Вихвиляйнен, преподавателю русского языка и литературы, я научилась самостоятельно принимать решения и отстаивать их, – говорит актриса. – Мне рассказывали, что она уехала жить в Финляндию, я очень хочу её найти, пообщаться. Хотя и другие мои школьные педагоги были замечательными. А ещё мне очень помогала Салима Хамидовна – учитель физики. В физике я полный ноль, но она всем говорила: «Не трогайте Наташу, она – творческая личность, она и не должна это понимать». А мне всегда шла навстречу: «Ты к завтрашнему дню этот параграф, пожалуйста, выучи, я тебя спрошу». И она верила в меня, откуда-то знала, что я буду актрисой. Именно Салима Хамидовна передала моей сестре для меня, когда та ещё училась в школе, а я уже её окончила, маленькую бумажку, которой я не придала значения. На ней было написано, что Школа-студия МХАТ набирает студентов в Эстонии, курс будут вести декан актёрского факультета Сергей Земцов и доцент Игорь Золотовицкий. Я прочитала и выбросила бумажку, я же не сумасшедшая, чтобы ехать в Москву... Но получилось, что этот клочок бумажки определил мой жизненный путь. Я уже была студенткой Академии культуры Вильянди Тартуского университета, куда поступила на педагога-организатора досуговой деятельности, оканчивала третий курс, успела поработать и с проблемными детьми, и с колясочниками.
После школы хотела пойти в полицейскую академию, физически была к этому готова – очень любила спорт, но на поступление туда не дошла. Были и мысли профессионально заняться танцами – я была тренером по фитнес-аэробике, но самоучкой, хотя успешно преподавала, знала своё тело, как себя размять, умела в прямом смысле закручиваться в узел, но когда пришла поступать в танцевальное учебное заведение, поняла, что мне до этих абитуриентов далеко. Они все уже были настоящими звёздами танцпола, шикарно владели разными танцевальными техниками. Так – методом исключения – я сделала выбор в пользу Академии культуры в моём родном городе. Меня привлекала творческая стезя, переплетение культурной и социальных сфер, работа по интересам, причём с разными людьми – не только с детьми, но и с пенсионерами, инвалидами. А ещё к окончанию этого вуза можно было овладеть каким-то музыкальным инструментом. Это мне тоже понравилось. И вдруг, а дело было поздней весной, моя однокурсница Оля говорит, что она собралась поступать на тот самый курс, который в Эстонии набирают для Школы-студии МХАТ. Первый тур состоится в Нарве. А я говорю другой девушке с курса – Дине (она сейчас работает на одной из радиостанций в Таллинне): «А мы что сидим? И мы поедем на этот тур!» Но ближе к отъезду я дала задний ход – надо же знать стихи, прозу, какой-то номер показать, а времени на подготовку нет... И тут процесс стала двигать Дина: «Выучим за ночь!» Приехали в Нарву, я остановилась у Дины (она и Оля – нарвитянки). Ночь действительно готовились, я выучила песню Боярского «Всё пройдёт», в качестве прозы – что-то из Трушкина. А когда пришли на место, я поняла, что на нервной почве выученное забыла... Первый, кого я увидела из приёмной комиссии, был Эдуард Томан, в то время художественный руководитель Русского драмтеатра Эстонии (это ведь был совместный проект Школы студии МХАТ и нашего Русского театра – обучить в Москве молодых людей из Эстонии). Но показались мы ужасно! Все ребята вокруг были такими подготовленными, наизусть знали много стихов, литературных произведений, такими музыкальными – на чём-то играли, пели. Да к тому же все девочки пришли в платьицах, а мы были одеты не пойми во что... Приёмной комиссии в конце нашего выступления я сказала: «Ну, посмеялись-пошутили, на талантливых людей я посмотрела, вас увидела. Спасибо, что уделили время! Извините!» Развернулась и пошла к вы- ходу. Мне: «Стоять! Пойте...» Почему они меня удерживали? Мы с Диной тур в Нарве прошли, Оля нет.
Потом нас с Диной комиссия вызвала на серьёзный разговор, посоветовали выучить классику, ведь во втором туре смотреть нас будут педагоги из Москвы. Второй тур, уже в Таллинне, я прошла, чего совсем не ожидала, а Дина нет, хотя возможность побороться у неё была, но она выбрала другой путь. И тут я поняла, что дошутилась... После второго тура поехала в детский лагерь отдыха, где тем же летом проходила практику, ведь в Школу-студию МХАТ поступала в шутку да за компанию.
Приехала, дети из моего отряда меня встречают, а я села перед ними на корточки и зарыдала. А они знали об этой моей афере, окружили меня: «Неужели ты не прошла?..»
Впереди был ещё третий тур, но я и его прошла. И когда стало окончательно ясно, что меня приняли в актрисы, я уехала из Таллинна. Вернее – сбежала. Я так всего испугалась. Какая Москва?! Я – девочка из Вильянди, даже Таллинна боюсь. И как же теперь мой колледж, моя дипломная работа? Как же дети из лагеря? Как раз в лагерь я и поехала... Еду в автобусе, Томан звонит: «Куда вы пропали? В Русском театре Олег Павлович Табаков собирает всех, кто прошёл на учебу в Москву». Я отвечаю: «В Москву не поеду, не смогу!.. Просто шутя ввязалась в эту авантюру. Есть же ребята талантливее меня из тех, кто не прошёл, возьмите на моё место кого-то из них». Я и впрямь верила в свои слова, у меня уже нарисовался какой-то жизненный путь, я же только-только стала что-то понимать в профессии, на которую училась, отлично знала эстонский язык, а тут – Москва, актриса, ни с того ни с сего, я же ничего в этом не смыслю... Но то был мой страх, с которым я борюсь всю жизнь. А Томан мне спокойно сказал: «Возвращайтесь. Ваше «нет» не принимается. Приезжайте, мы вас ждём!» А я же еду в автобусе, попросила водителя остановить, он согласился, я побежала по обочине шоссе обратно, до ближайшей остановки, чтобы сесть на любой проходящий автобус и вернуться в Таллинн. В это же время мне звонит папа: «Ты где? До тебя не дозвониться!» Я ему кричу в трубку, что прошла, только не понимаю, когда нас увезут в Москву. «Что ты прошла? Куда прошла?» – не понял папа. А когда понял, был просто в шоке. «Это же подзаборная профессия, даже вообще не профессия», – громко возмущался он. Мама молчала. А сестра радовалась за меня: «Натусик, круто! Москва!» Даже сейчас нервничаю, когда вспоминаю тот момент. Ну а тогда от всего
этого – на меня свалившегося – я просто задыхалась...
Поезд ушел?
Но страсти улеглись, и настало время ехать в Москву.
– Это был конец августа 2002 года, – вспоминает Наталья. – Отправлялись мы из Таллинна, куда мне предстояло ещё добраться из Вильянди. И это стало отдельной историей. Отвезти меня к поезду на своей машине вызвался мой бывший молодой человек. С нами поехал мой папа. По дороге в Таллинн мы заехали перекусить, а когда вышли из кафе, машины не было... Её угнали! Это уже потом я поняла, что никакого угона не было, парень всё это подстроил, решил так отомстить мне. Я звоню Томану, чтобы сообщить о злоключении, но уже боюсь – он же подумает, что это моя очередная выходка, что я опять не могу решить: ехать – не ехать... Кричу в трубку: «У нас машину угнали, на которой мы ехали к поезду. Клянусь! Угнали – со всеми вещами, деньгами...» Хорошо, что папа не оставил в машине своё портмоне с документами, а мой паспорт был уже у организаторов нашего отъезда в Москву. Я в джинсиках, лёгкой кофточке... Сразу дали объявление на радио об угоне. И тут папа говорит: «Я буду не я, если теперь ты в Москву не уедешь!» Вызвали такси, но... всё равно опоздали на поезд! И мне снова повезло, будто что-то всё время вело меня в эту профессию. На перроне вокзала, проводив взглядом ушедший без меня поезд, мы с папой увидели Светлану Янчек, которая была завлитом Русского театра Эстонии и руководителем этого проекта (в нашей стране Светлану многие знают как директора театрального фестиваля «Золотая Маска в Эстонии». – Н.К.). Она стала нас успокаивать: «Наташа, всё хорошо! Ваш паспорт у меня, следующим поездом – завтра – вы поедете в Москву, вас там встретят». К вечеру якобы вернули машину Славику, тому молодому человеку, он принёс мои вещи, правда, не все. На следующий день я поехала в Москву – учиться в Школе-студии МХАТ.
Это судьба!
– После учёбы, как того и требовали условия этого образовательного проекта, мы вернулись в Эстонию: проработать в Русском театре я должна была два года, – продолжает рассказ Наталья. – Нет, в Москве я тогда оставаться не планировала, думала: «Кому я нужна? Здесь таких – пруд пруди. А у меня нет ни зубов (не умею я за себя рвать), ни денег, чтобы тут жить». Но получилось, что в труппе Русского драмтеатра Эстонии я проработала меньше года. В этом виноваты (улыбается) моя однокурсница, тоже уроженка Эстонии, Ника Исаева и Антон Шагин, теперь уже хорошо известный актёр, на то время Никин молодой человек, ставший потом её мужем. Все полгода, что после окончания Школы-студии МХАТ я жила и работала в Таллинне, они меня звали обратно, в Москву, и просто все уши прожужжали мне про одного молодого актёра, говорили, что мы с ним пара, что я это сразу пойму, как только его увижу, что он мне идеально подходит, а я ему. Они не скрывали, кого мне сватают: Денис Баландин – актёр Российского академического Молодёжного театра. Когда я училась на первом курсе в Школе-студии МХАТ, Денис был уже студентом выпускного курса, но мы не были знакомы лично. И ведь эти сводники – Антон с Никой – говорили мне про него, а ему про меня. Так заочно нас друг другу сватали.
Но я и мысли не могла допустить, что мы с ним станем парой, а потом – мужем и женой. Денис – худой и высокий интеллигентный юноша с большими голубыми глазами, кудрями, длинными музыкальными пальцами, а я была полной, весила 70 килограмм, курила «Беломор» и ругалась матом. Какая же мы пара? Так что я просто поддалась на уговоры друзей встретить в Москве 2007 год, а не познакомиться с Денисом. И тогда мы с Денисом действительно не встретились, он на праздники уехал в родной Нижний Новгород. Но Ника с Антоном уговорили меня приехать в Москву ещё и весной, и 10 апреля 2007 года Денис встретил меня (это Антон с Никой так
подстроили), а когда заговорил со мной своим низким ровным голосом, мне показалось, что задрожали стены. А оттуда мне нужно было успеть в Ригу – играть в спектакле Романа Козака «Русский смех» по Достоевскому, в котором были заняты актёры из Эстонии, Латвии и Литвы. Денис пошёл меня провожать и на перроне Рижского вокзала в Москве на прощание взял меня за руку и сказал: «Я тебя буду ждать! Ты только не волнуйся! Сейчас поедешь, всё решишь по работе...» У меня слёзы в глазах, проводница кричит: «Заходите в вагон!» А Денис машет и говорит: «Я буду тебе писать». Словом, идеальная женская мечта!.. Я отыграла спектакль в Риге, поехала в Таллинн – увольняться из театра. Папа снова в моей жизни ничего не понял: «Как увольняешься? Ты же так хотела быть актрисой...» Хотя, в отличие от меня, папа всегда очень хотел, чтобы я удачно вышла замуж. Я его и заверяла, что встретила в Москве человека, с которым, чувствую, будет и пол подо мной. И тогда в Москве я осталась дольше, чем планировала. семья. Я же как только Дениса при
нашей первой встрече увидела, сразу представила наших с ним детей (сейчас у Натальи и Дениса двое детей: восьмилетняя дочка Александра и трёхлетний сын Иван. – Н.К.), то, какими мы с ним будем в старости, и это мне показалось таким прекрасным. К тому же я чётко поняла, что расти и развиваться как личность, как актриса я смогу только рядом с Денисом. И в этих ощущениях я не ошиблась. Говорят, двум актёрам сложно быть супружеской парой, но нам с Денисом общая профессия и её перипетии только помогают, потому мы не только муж и жена, но и большие друзья – всегда можем спокойно выслушать друг друга, понять, что-то друг другу подсказать. И нам такой уклад жизни очень помогает и в профессии, и в быту.
Когда в личной жизни Натальи произошла судьбоносная встреча, которая потребовала переезда в Москву, Русский драмтеатр Эстонии отпустил молодую актрису:
– Очень я театру за это благодарна! Ведь его руководство имело право заставить меня отработать ровно два года, я же была плотно занята в репертуаре, но меня отпустили, хотя в театре не поверили, что жизнь мою перевернула личная встреча, там были уверены, что я нашла какое-то хорошее место работы в Москве. А я тогда совершенно не представляла, как в российской столице смогу проявить себя в актёрской профессии. Да, когда я уезжала после окончания учёбы из Москвы в Таллинн, видные театральные деятели – и режиссёры, и художественные руководители – были ко мне
расположены. И наш руководитель курса Игорь Яковлевич Золотовицкий говорил мне: «Попенко (девичья фамилия Натальи. – Н.К.), решишь вернуться в Москву, тут двери для тебя открыты!» Но по возвращении в Москву мне надо было с нуля показываться в театры, и проблема была даже не в этом, с моим эстонским паспортом московские театры не могли оформить меня в штат. А когда я пришла показываться в театр «Et Cetera», Александр Александрович Калягин сказал, что вопрос с гражданством решаемый. Так 1 декабря 2007 года я стала актрисой московского театра «Et Cetera», а актёрская профессия – моей судьбой.