28.11.2024
Нар.арт.РФ Людмила Дмитриева - гость программы Татьяны Устиновой "Мой герой"
Телеканал "ТВЦ"
29.10.2024
Александр Калягин: Заставляйте себя делать добро!
Карлыгаш Нуралиева ,
Комсомольская правда (Казахстан)
23.10.2024
Здравствуйте, я ваш Калягин
Надежда Пляскина ,
Аргументы и факты (Казахстан)
15.10.2024
Александр Калягин: «Приемлю всё, кроме пошлости и скуки»
"Комсомольская правда" (Казахстан)
28.08.2024
"Хочется побыстрее нашей победы…": Александр Калягин рассказал о новом сезоне «Et Cetera» и переживаниях за бойцов
Анастасия Плешакова ,
Комсомольская правда
10.06.2024
«В театре возможно все, кроме пошлости и скуки»
Дарья Долинина ,
"Комсомольская правда. Самара"
01.03.2024
Наталья Баландина: "Каждая роль - это подарок"
Татьяна Алексеева ,
Театральная афиша столицы
21.01.2024
Новости культуры с Владиславом Флярковским: режиссер Ичэнь Лю о премьере "Чайной"
Телеканал "Россия-Культура"
13.01.2024
Программа "Слушаем! Мужской разговор" на "Радио России" с участием Александра Калягина
Радио России
Пресса
2024
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2002
2001
2000
1999
Наталья Баландина: "Меня уговорили стать актрисой!"
Наталья Колобова
еженедельник "Инфопресс" Балтийского издательского дома "Инфоринг" (Inforing, Inforing As) ,
01.12.2017
Она родилась в Вильянди и не думала связывать свою жизнь с театром, однако стала профессиональной актрисой. Сегодня, 1 декабря, исполняется ровно десять лет с того дня, как Наталья Баландина (в девичестве - Попенко) начала служить в московском театре «Et Cetera» под руководством народного артиста РСФСР, режиссера Александра Калягина и в настоящее время занята в десяти его спектаклях. Нам, в эксклюзивном интервью, она рассказала о неожиданных поворотах судьбы, которые привели ее на большую театральную сцену.
«Я же не сумасшедшая, чтобы ехать в Москву…»
- Наталья, во-первых, расскажите о ваших родителях.
- Они - простые люди из украинского села Высоцк. В Эстонию папа приехал почти 40 лет назад - его призвали в армию, в Таллинн. Сослуживцы подбили остаться - мол, работа, да и все остальное тут есть. Он согласился, перевез мою маму. В Таллинне же моим родителям посоветовали город Вильянди - небольшой, но уютный и ухоженный. Они и перебрались туда. Мама устроилась на Вильяндискую спичечную фабрику, где кроме спичек изготавливают еще и свечи, там проработала всю жизнь, ушла по состоянию здоровья. Папа тоже начинал на этой фабрике, но он - и профессиональный сварщик, и слесарь, много где еще поработал, даже в Сибирь на заработки уезжал. Уже длительное время он трудится на фабрике в Вильянди, которая изготавливает гранулированный корм для животных - папа настраивает на компьютере специальную программу, запускает производство и следит, чтобы миллионы маленьких фигурок сухого корма изготавливались как надо.
- У вас ведь еще и сестра есть?
- Да, младшая. Виктория. Она замужем, у нее двое детей, сын серьезно занимается футболом, надеюсь, в этом он добьется успехов. Она осталась в Вильянди, там и работает.
- А как проходило ваше детство?
- Ой, хорошо! (Улыбается). Каждое лето я гостила у бабушки на Украине, в том селе, откуда мои родители. Я до сих пор по-украински все понимаю, пою на украинском. К слову, я пела в нашем студенческом спектакле «Майская ночь, или Утопленница» украинские песни. Вообще и бабушка всегда пела, и мама. Мама в юности солировала в каком-то известном харьковском хоре, может быть, и профессиональной певицей бы стала, но не случилось. Почему-то в Эстонии она это занятие не продолжила, наверное, с нами ей уже некогда было пением серьезно заниматься. Но я прекрасно помню, как великолепно мама пела на наших домашних застольях, а мы их всегда устраивали на украинский манер - по шесть часов сидели, пели от души, громко говорили. И, кстати, ни разу соседи нам замечаний по этому поводу не делали.
- Это мамин талант подвиг вас к профессиональной сцене?
- Не думаю, по крайней мере, на прямую с маминым пением свой приход в актерскую профессию я не связываю. Но в школе я поняла, что меня тянет в творческую среду. А как творческую личность меня открыла Хильма Матвеевна Вихвиляйнен – она преподавала нам русский язык и литературу. А еще мне очень помогала Салима Хамидовна - учитель физики. В физике я полный ноль, но она всем говорила: «Не трогайте Наташу, она - творческая личность, она и не должна это понимать». И всегда шла мне на встречу: «Ты к завтрашнему дню этот параграф выучи, я тебя спрошу». Она верила в меня, откуда-то знала, что я буду актрисой. Именно Салима Хамидовна передала для меня через мою сестру, которая еще училась в школе, а я уже ее окончила, маленькую бумажку, на которой было написано, что Школа-студия МХАТ набирает студентов в Эстонии, курс будут вести декан актерского факультета Школы-студии МХАТ Сергей Земцов и доцент Игорь Золотовицкий. Я прочитала и выбросила: я же не сумасшедшая, чтобы ехать в Москву... Зачем мне это надо?..
Зачем мне это надо?..
- В то время вы уже были студенткой Академии культуры Вильянди Тартуского университета, куда поступили на педагога-организатора досуговой деятельности?
- Да, как раз оканчивала третий курс, уже успела поработать и с проблемными детьми, и с колясочниками. После школы я хотела пойти в полицейскую академию, физически была к этому готова - очень любила спорт, но на поступление туда не дошла. Были и мысли профессионально заняться танцами - я была тренером по фитнес-аэробике, но самоучкой, хотя успешно преподавала. Я знала свое тело, как себя размять, умела в прямом смысле закручиваться в узел, но когда пришла поступать в танцевальное учебное заведение, поняла, что мне до этих абитуриентов далеко, они все уже владели разными танцевальными техниками, знали специальную терминологию. Так – методом исключения - я сделала выбор в пользу Академии культуры в моем родном городе. Меня привлекало переплетение культурной и социальных сфер, работа по интересам, причем с разными людьми - не только с детьми, но и с пенсионерами, с инвалидами. А еще к окончанию этого вуза можно было овладеть каким-то музыкальным инструментом. Это мне тоже понравилось.
- И вдруг?..
- И вдруг моя однокурсница Оля говорит, что она собралась поступать на тот самый курс, который в Эстонии набирают для Школы-студии МХАТ. Первый тур состоится в Нарве. А я говорю другой девочке с курса - Дине (она сейчас работает на одной из радиостанций в Таллинне): «А мы что сидим? И мы поедем на этот тур!» Но ближе к отъезду я дала задний ход - надо же знать стихи, прозу, какой-то номер показать, а времени на подготовку нет... И тут процесс стала двигать Дина: «Выучим за ночь!» Приехали в Нарву, я остановилась у Дины (она и Оля - нарвитянки). Ночь действительно готовились, я выучила песню Боярского «Все пройдет», а в качестве прозы - что-то из Трушкина... А когда пришли на место, я поняла, что на нервной почве выученное забыла. Первый, кого я увидела из приемной комиссии, был Эдуард Томан - в то время художественный руководитель Русского драмтеатра Эстонии (это ведь был совместный проект Школы-студии МХАТ и нашего Русского театра - обучить в Москве молодых людей из Эстонии). Все ребята вокруг были такими подготовленными, знали много стихов, литературных произведений, такими музыкальными - на чем-то играли, пели. Да к тому же, все девочки пришли в платьицах, а мы были одеты не пойми во что... Приемной комиссии в конце нашего выступления я сказала: «Ну, посмеялись-пошутили, на талантливых людей я посмотрела, вас увидела. Спасибо, что уделили время! Извините!» Развернулась и пошла к выходу. Мне: «Стоять! Пойте...» Мы с Диной тур в Нарве прошли, Оля нет. Потом нас комиссия вызвала на серьезный разговор, посоветовали выучить классику, ведь во втором туре смотреть нас будут педагоги из Москвы. Второй тур, уже в Таллинне, я прошла – чего совсем не ожидала, а Дина могла бы побороться, но выбрала другой путь. И тут я поняла, что доигралась: ведь в Школу-студию МХАТ поступала в шутку, за компанию… После второго тура поехала в детский лагерь отдыха, где тем же летом проходила практику. Приехала, дети из моего отряда меня встречают, а я села перед ними на корточки и зарыдала. А они знали об этой моей афере, окружили меня: «Неужели ты не прошла? А мы тебе тортик сделали...»
- Впереди был еще третий тур?
- Да! Я и его прошла. И когда стало окончательно ясно, что меня приняли, уехала из Таллинна. Вернее - сбежала. Так всего испугалась! Какая Москва?! Я - девочка из Вильянди, даже Таллинна боюсь... А как же теперь мой колледж, моя дипломная работа? Как же дети из лагеря? Вот в лагерь я и поехала...
- Но вернули же вас?
- Вернули! Еду в автобусе, Томан звонит: «Куда вы пропали? В Русском театре Олег Павлович Табаков (ху- друк МХТ им. Чехова, при котором и работает Школа-студия МХАТ. - Н.К.) собирает всех, кто прошел на учебу в Москву». Я отвечаю: «В Москву не поеду, не смогу!.. Есть же ребята талантливее меня из тех, кто не прошел, возьмите на мое место кого-то из них». Я и впрямь верила в свои слова, у меня уже нарисовался какой-то жизненный путь, я же только-только стала что-то понимать в профессии, на которую училась, отлично знала эстонский язык, а тут - Москва, актриса, я же ничего в этом не смыслю... Признаюсь, я - невероятная трусиха! Мне потом и в Школе-студии МХАТ режиссер Виктор Рыжаков говорил: «Ваш страх вас губит, вы сами себя боитесь. Надо справляться с этим». Причем, когда нужно помочь другим, я не боюсь ничего. Могу головой стену прошибить. Но то для других, а для себя не могу...
- И как Томан вас уговорил?
- А он мне спокойно сказал: «Возвращайтесь. Ваше «нет» не принимается». А я же еду в автобусе, попроси- ла водителя остановить, побежала по обочине шоссе обратно - до ближайшей остановки, чтобы сесть на какой-то проходящий автобус и вернуться в Таллинн. В это же время мне звонит папа: «Ты где? До тебя не дозвониться!» Я ему кричу в ответ, что прошла! «Что ты прошла? Куда прошла?» - не понял папа. А когда понял, был просто в шоке. «Это же подзаборная профессия, даже вообще не профессия», - громко возмущался он. Мама молчала. А сестра радовалась за меня: «Натусик, круто! Москва!»
- А как на эту новость отреагировали в колледже? - Тоже очень за меня обрадовались. Кстати, там мне сказали, что актриса - это очень конкретная профессия, что я ее осилю.
Опоздала?!
- Страсти улеглись и надо было ехать в Москву...
- Да, это был конец августа или начало сентября 2002 года. Отправлялись мы из Таллинна, куда мне предстояло еще добраться из Вильянди. И это стало отдельной историей. Отвезти меня к поезду вызвался молодой человек на своей машине. Мы с ним встречались, но были уже на грани разрыва. С нами поехал и мой папа. По дороге в Таллинн заехали перекусить, а когда вышли из кафе, машины не было... Ее угнали! Это уже потом я поняла, что никакого угона не было, парень все это подстроил, решил так отомстить мне. Я звоню Томану, чтобы сообщить о злоключении, но уже боюсь - он же подумает, что это моя очередная выходка, что я опять не могу решить: ехать-не ехать... Кричу в трубку: «У нас машину угнали, на которой мы ехали к поезду. Клянусь! Со всеми вещами, деньгами...» Хорошо, что папа не оставил в машине свой портмоне с документами, а мой паспорт был уже у организаторов нашего отъезда в Москву. Сразу дали объявление на радио об угоне. И тут папа говорит: «Я буду не я, если теперь ты в Москву не уедешь!» Вызвали такси...
- Успели на поезд?
- Опоздали! На вокзале с перрона увидели вдалеке огоньки уходящего в Москву поезда. Я говорю: «Что ж, пап, это судьба! Значит, мне все это актерство не нужно!» «Нет, ты должна туда попасть», - стал убеждать меня он. Потом, к слову, папа вообще проникся этим моим занятием, даже недоумевал, когда во время учебы в летние каникулы я работала на его предприятии уборщицей: «Я же всем говорю, что старшая дочь в Москве на актрису учится, а ты тут метлой машешь».
- Как все-таки добрались до Москвы?
- А снова повезло, будто что-то все время вело меня в эту профессию. Немного отойдя от пережитого, мы с папой подняли глаза и увидели Светлану Янчек, которая была завлитом Русского театра Эстонии и руководителем этого проекта (в нашей стране Светлану многие знают, как директора театрального фестиваля «Золотая Маска в Эстонии». - Н.К.). Она стала нас успокаивать: «Наташа, все хорошо! Ваш паспорт у меня, следующим поездом - завтра, вы поедете в Москву, вас там встретят». А к вечеру якобы вернули машину Славику, тому молодому человеку, он принес мои вещи, правда, не все. На следующий день я поехала в Москву - учиться в Школе-студии МХАТ.
Судьба
- После учебы, как того и требовали условия этого образовательного проекта, вы вернулись в Эстонию - работать в Русском театре...
- Да, в Таллинне, в Русском драме, я должна была проработать два года - столько требовалось в обязательном порядке. Но незадолго до окончания учебы в Москве к нам в вуз приехал Михаил Чумаченко, к тому временисменивший Томана на посту худрука Русского театра Эстонии, собрал нас, эстонских студентов, и попросил: «Ребята, скажите честно, может быть, у кого-то из вас есть свои планы в Москве - творческие или личные?» Мы сначала подумали, что это подвох, хотят проверить, кто из нас предатель. Но, например, Ника Исаева честно сказала, что у нее серьезные отношения с начинающим в то время актером Антоном Шагиными, и ей разрешили остаться в Москве без отработки в Эстонии. А у меня не было никаких планов, я возвращалась в Таллинн. Конечно, мне очень хотелось остаться в Москве. Но я думала: «Кому я тут нужна? Здесь таких пруд пруди». Да к тому же не было четкого понимания - хочу ли я работать в театре под руководством Олега Табакова или сниматься в кино. Одно я знала точно: замуж пока не хочу. На тот момент я вообще думала, что буду рьяно заниматься профессией, а если личная жизнь не сложится, стану дамой с собачкой (смеется). Ну а уж если и в актерской профессии не состоюсь, выучу иностранный язык, уеду в какую-нибудь европейскую страну. Но сначала поеду домой - в Эстонию. И когда вернулась, поступила на службу в наш Русский театр, и на радио у меня стало получаться, и в кино меня приглашали эстонские режиссеры, правда, на роли проституток или девушек им подобных (улыбается), но я с радостью бралась и за эту работу.
- А почему в труппе Русского драмтеатра Эстонии вы прослужили только год вместо положенных двух?
- Даже меньше года... Так получилось. В этом Ника Исаева и Антон Шагин виноваты (улыбается). Все полгода, что после окончания Школы-студии МХАТ я жила и работала в Таллинне, они меня звали обратно - в Москву - и просто все уши прожужжали про одного молодого актера, говорили, что мы с ним пара, что я это сразу пойму, как только его увижу.
- Вы знали, кого друзья вам сватают?
- Да, они не скрывали: Денис Баландин - актер Российского академического молодежного театра. Когда я училась на первом курсе в Школе-студии МХАТ, Денис был уже студентом выпускного курса, но мы не были знакомы лично. И ведь эти сводники - Антон с Никой - говорили мне про него, а ему про меня. Так заочно нас друг другу сватали.
- И вы поддались уговорам друзей?
- И да, и нет. Денис – худой, высокий, интеллигентный юноша с большими голубыми глазами, кудрями, длинными музыкальными пальцами, а я была полной, весила 70 килограмм (это сейчас я вешу чуть больше 55-ти, а тогда на улице часто в свой адрес слышала: «Женщина, дайте пройти!»), курила «Беломор» и ругалась матом. Какая же мы пара? Так что я скорее поддалась на уговоры встретить в Москве 2007-й год, а не познакомиться с Денисом. И тогда мы с ним действительно не встретились, он на праздники уехал в родной Нижний Новгород. Но Ника с Антоном уговорили меня приехать в Москву еще и весной, и в апреле 2007-го наша встреча наконец состоялась… В тот раз в Москве я осталась дольше, чем планировала. Оттуда уезжала в Ригу - играть в спектакле Романа Козака «Русский смех» по Достоевскому, в котором были заняты актеры из Эстонии, Латвии и Литвы. Денис меня провожал и на перроне Рижского вокзала взял за руку и сказал: «Я тебя буду ждать!..»
- И что было дальше?
- Отыграла спектакль в Риге, поехала в Таллинн - увольняться из театра. Папа снова в моей жизни ничего не понял: «Как увольняешься? Ты же так хотела быть актрисой...» Хотя, в отличие от меня, всегда хотел, чтобы я удачно вышла замуж. Я его и заверила, что встретила в Москве человека, с которым, чувствую, будет семья.
- И театр отпустил?
- Да! Хотя его руководство имело право заставить меня отработать два года, я же была плотно занята в репертуаре. Однако отпустили, но не поверили, что жизнь мою перевернула личная встреча, там были уверены, что я нашла какое-то хорошее место работы в Москве. А я совершенно не представляла, как в российской столице смогу проявить себя в профессии. Летом 2007 года я переехала в Москву, имея гражданство Эстонии. Да, когда уезжала из Москвы после учебы, наш руководитель курса Игорь Золотовицкий говорил мне: «Попенко, решишь вернуться в Москву, тут двери для тебя открыты!» Но по возвращении в Москву мне надо было с нуля показываться в театры, и проблема была даже не в этом - с моим эстонским паспортом театры не могли оформить меня в штат. А когда я пришла показываться в театр «Et Cetera», Александр Калягин сказал, что этот вопрос вполне решаемый (но со временем мне пришлось отказаться от эстонского гражданства и получить российское), пообещал взять в труппу. Правда, дня подписания договора с театром я ждала больше двух месяцев, и первым моим рабочим днем в «Et Cetera» стало 1 декабря 2007 года.
- Наталья, теперь уже с уверенностью можно сказать, что актерская профессия - ваша судьба, и, думаю, Калягин не пожалел о своем выборе, который сделал в вашу пользу, вы оправдали это доверие, на совесть служите его театру. Ну а про родину не забываете?
- Конечно, нет! Очень люблю свой эстонский дом. Но, к сожалению, не была в Эстонии уже года четыре – некогда, много работы в театре, семья, дети, кошка с собакой (улыбается). Но очень хочу побывать в Вильянди, по родине тоскую, это – светлая и добрая тоска. Надеюсь, скоро мне удастся там погостить!
«Я же не сумасшедшая, чтобы ехать в Москву…»
- Наталья, во-первых, расскажите о ваших родителях.
- Они - простые люди из украинского села Высоцк. В Эстонию папа приехал почти 40 лет назад - его призвали в армию, в Таллинн. Сослуживцы подбили остаться - мол, работа, да и все остальное тут есть. Он согласился, перевез мою маму. В Таллинне же моим родителям посоветовали город Вильянди - небольшой, но уютный и ухоженный. Они и перебрались туда. Мама устроилась на Вильяндискую спичечную фабрику, где кроме спичек изготавливают еще и свечи, там проработала всю жизнь, ушла по состоянию здоровья. Папа тоже начинал на этой фабрике, но он - и профессиональный сварщик, и слесарь, много где еще поработал, даже в Сибирь на заработки уезжал. Уже длительное время он трудится на фабрике в Вильянди, которая изготавливает гранулированный корм для животных - папа настраивает на компьютере специальную программу, запускает производство и следит, чтобы миллионы маленьких фигурок сухого корма изготавливались как надо.
- У вас ведь еще и сестра есть?
- Да, младшая. Виктория. Она замужем, у нее двое детей, сын серьезно занимается футболом, надеюсь, в этом он добьется успехов. Она осталась в Вильянди, там и работает.
- А как проходило ваше детство?
- Ой, хорошо! (Улыбается). Каждое лето я гостила у бабушки на Украине, в том селе, откуда мои родители. Я до сих пор по-украински все понимаю, пою на украинском. К слову, я пела в нашем студенческом спектакле «Майская ночь, или Утопленница» украинские песни. Вообще и бабушка всегда пела, и мама. Мама в юности солировала в каком-то известном харьковском хоре, может быть, и профессиональной певицей бы стала, но не случилось. Почему-то в Эстонии она это занятие не продолжила, наверное, с нами ей уже некогда было пением серьезно заниматься. Но я прекрасно помню, как великолепно мама пела на наших домашних застольях, а мы их всегда устраивали на украинский манер - по шесть часов сидели, пели от души, громко говорили. И, кстати, ни разу соседи нам замечаний по этому поводу не делали.
- Это мамин талант подвиг вас к профессиональной сцене?
- Не думаю, по крайней мере, на прямую с маминым пением свой приход в актерскую профессию я не связываю. Но в школе я поняла, что меня тянет в творческую среду. А как творческую личность меня открыла Хильма Матвеевна Вихвиляйнен – она преподавала нам русский язык и литературу. А еще мне очень помогала Салима Хамидовна - учитель физики. В физике я полный ноль, но она всем говорила: «Не трогайте Наташу, она - творческая личность, она и не должна это понимать». И всегда шла мне на встречу: «Ты к завтрашнему дню этот параграф выучи, я тебя спрошу». Она верила в меня, откуда-то знала, что я буду актрисой. Именно Салима Хамидовна передала для меня через мою сестру, которая еще училась в школе, а я уже ее окончила, маленькую бумажку, на которой было написано, что Школа-студия МХАТ набирает студентов в Эстонии, курс будут вести декан актерского факультета Школы-студии МХАТ Сергей Земцов и доцент Игорь Золотовицкий. Я прочитала и выбросила: я же не сумасшедшая, чтобы ехать в Москву... Зачем мне это надо?..
Зачем мне это надо?..
- В то время вы уже были студенткой Академии культуры Вильянди Тартуского университета, куда поступили на педагога-организатора досуговой деятельности?
- Да, как раз оканчивала третий курс, уже успела поработать и с проблемными детьми, и с колясочниками. После школы я хотела пойти в полицейскую академию, физически была к этому готова - очень любила спорт, но на поступление туда не дошла. Были и мысли профессионально заняться танцами - я была тренером по фитнес-аэробике, но самоучкой, хотя успешно преподавала. Я знала свое тело, как себя размять, умела в прямом смысле закручиваться в узел, но когда пришла поступать в танцевальное учебное заведение, поняла, что мне до этих абитуриентов далеко, они все уже владели разными танцевальными техниками, знали специальную терминологию. Так – методом исключения - я сделала выбор в пользу Академии культуры в моем родном городе. Меня привлекало переплетение культурной и социальных сфер, работа по интересам, причем с разными людьми - не только с детьми, но и с пенсионерами, с инвалидами. А еще к окончанию этого вуза можно было овладеть каким-то музыкальным инструментом. Это мне тоже понравилось.
- И вдруг?..
- И вдруг моя однокурсница Оля говорит, что она собралась поступать на тот самый курс, который в Эстонии набирают для Школы-студии МХАТ. Первый тур состоится в Нарве. А я говорю другой девочке с курса - Дине (она сейчас работает на одной из радиостанций в Таллинне): «А мы что сидим? И мы поедем на этот тур!» Но ближе к отъезду я дала задний ход - надо же знать стихи, прозу, какой-то номер показать, а времени на подготовку нет... И тут процесс стала двигать Дина: «Выучим за ночь!» Приехали в Нарву, я остановилась у Дины (она и Оля - нарвитянки). Ночь действительно готовились, я выучила песню Боярского «Все пройдет», а в качестве прозы - что-то из Трушкина... А когда пришли на место, я поняла, что на нервной почве выученное забыла. Первый, кого я увидела из приемной комиссии, был Эдуард Томан - в то время художественный руководитель Русского драмтеатра Эстонии (это ведь был совместный проект Школы-студии МХАТ и нашего Русского театра - обучить в Москве молодых людей из Эстонии). Все ребята вокруг были такими подготовленными, знали много стихов, литературных произведений, такими музыкальными - на чем-то играли, пели. Да к тому же, все девочки пришли в платьицах, а мы были одеты не пойми во что... Приемной комиссии в конце нашего выступления я сказала: «Ну, посмеялись-пошутили, на талантливых людей я посмотрела, вас увидела. Спасибо, что уделили время! Извините!» Развернулась и пошла к выходу. Мне: «Стоять! Пойте...» Мы с Диной тур в Нарве прошли, Оля нет. Потом нас комиссия вызвала на серьезный разговор, посоветовали выучить классику, ведь во втором туре смотреть нас будут педагоги из Москвы. Второй тур, уже в Таллинне, я прошла – чего совсем не ожидала, а Дина могла бы побороться, но выбрала другой путь. И тут я поняла, что доигралась: ведь в Школу-студию МХАТ поступала в шутку, за компанию… После второго тура поехала в детский лагерь отдыха, где тем же летом проходила практику. Приехала, дети из моего отряда меня встречают, а я села перед ними на корточки и зарыдала. А они знали об этой моей афере, окружили меня: «Неужели ты не прошла? А мы тебе тортик сделали...»
- Впереди был еще третий тур?
- Да! Я и его прошла. И когда стало окончательно ясно, что меня приняли, уехала из Таллинна. Вернее - сбежала. Так всего испугалась! Какая Москва?! Я - девочка из Вильянди, даже Таллинна боюсь... А как же теперь мой колледж, моя дипломная работа? Как же дети из лагеря? Вот в лагерь я и поехала...
- Но вернули же вас?
- Вернули! Еду в автобусе, Томан звонит: «Куда вы пропали? В Русском театре Олег Павлович Табаков (ху- друк МХТ им. Чехова, при котором и работает Школа-студия МХАТ. - Н.К.) собирает всех, кто прошел на учебу в Москву». Я отвечаю: «В Москву не поеду, не смогу!.. Есть же ребята талантливее меня из тех, кто не прошел, возьмите на мое место кого-то из них». Я и впрямь верила в свои слова, у меня уже нарисовался какой-то жизненный путь, я же только-только стала что-то понимать в профессии, на которую училась, отлично знала эстонский язык, а тут - Москва, актриса, я же ничего в этом не смыслю... Признаюсь, я - невероятная трусиха! Мне потом и в Школе-студии МХАТ режиссер Виктор Рыжаков говорил: «Ваш страх вас губит, вы сами себя боитесь. Надо справляться с этим». Причем, когда нужно помочь другим, я не боюсь ничего. Могу головой стену прошибить. Но то для других, а для себя не могу...
- И как Томан вас уговорил?
- А он мне спокойно сказал: «Возвращайтесь. Ваше «нет» не принимается». А я же еду в автобусе, попроси- ла водителя остановить, побежала по обочине шоссе обратно - до ближайшей остановки, чтобы сесть на какой-то проходящий автобус и вернуться в Таллинн. В это же время мне звонит папа: «Ты где? До тебя не дозвониться!» Я ему кричу в ответ, что прошла! «Что ты прошла? Куда прошла?» - не понял папа. А когда понял, был просто в шоке. «Это же подзаборная профессия, даже вообще не профессия», - громко возмущался он. Мама молчала. А сестра радовалась за меня: «Натусик, круто! Москва!»
- А как на эту новость отреагировали в колледже? - Тоже очень за меня обрадовались. Кстати, там мне сказали, что актриса - это очень конкретная профессия, что я ее осилю.
Опоздала?!
- Страсти улеглись и надо было ехать в Москву...
- Да, это был конец августа или начало сентября 2002 года. Отправлялись мы из Таллинна, куда мне предстояло еще добраться из Вильянди. И это стало отдельной историей. Отвезти меня к поезду вызвался молодой человек на своей машине. Мы с ним встречались, но были уже на грани разрыва. С нами поехал и мой папа. По дороге в Таллинн заехали перекусить, а когда вышли из кафе, машины не было... Ее угнали! Это уже потом я поняла, что никакого угона не было, парень все это подстроил, решил так отомстить мне. Я звоню Томану, чтобы сообщить о злоключении, но уже боюсь - он же подумает, что это моя очередная выходка, что я опять не могу решить: ехать-не ехать... Кричу в трубку: «У нас машину угнали, на которой мы ехали к поезду. Клянусь! Со всеми вещами, деньгами...» Хорошо, что папа не оставил в машине свой портмоне с документами, а мой паспорт был уже у организаторов нашего отъезда в Москву. Сразу дали объявление на радио об угоне. И тут папа говорит: «Я буду не я, если теперь ты в Москву не уедешь!» Вызвали такси...
- Успели на поезд?
- Опоздали! На вокзале с перрона увидели вдалеке огоньки уходящего в Москву поезда. Я говорю: «Что ж, пап, это судьба! Значит, мне все это актерство не нужно!» «Нет, ты должна туда попасть», - стал убеждать меня он. Потом, к слову, папа вообще проникся этим моим занятием, даже недоумевал, когда во время учебы в летние каникулы я работала на его предприятии уборщицей: «Я же всем говорю, что старшая дочь в Москве на актрису учится, а ты тут метлой машешь».
- Как все-таки добрались до Москвы?
- А снова повезло, будто что-то все время вело меня в эту профессию. Немного отойдя от пережитого, мы с папой подняли глаза и увидели Светлану Янчек, которая была завлитом Русского театра Эстонии и руководителем этого проекта (в нашей стране Светлану многие знают, как директора театрального фестиваля «Золотая Маска в Эстонии». - Н.К.). Она стала нас успокаивать: «Наташа, все хорошо! Ваш паспорт у меня, следующим поездом - завтра, вы поедете в Москву, вас там встретят». А к вечеру якобы вернули машину Славику, тому молодому человеку, он принес мои вещи, правда, не все. На следующий день я поехала в Москву - учиться в Школе-студии МХАТ.
Судьба
- После учебы, как того и требовали условия этого образовательного проекта, вы вернулись в Эстонию - работать в Русском театре...
- Да, в Таллинне, в Русском драме, я должна была проработать два года - столько требовалось в обязательном порядке. Но незадолго до окончания учебы в Москве к нам в вуз приехал Михаил Чумаченко, к тому временисменивший Томана на посту худрука Русского театра Эстонии, собрал нас, эстонских студентов, и попросил: «Ребята, скажите честно, может быть, у кого-то из вас есть свои планы в Москве - творческие или личные?» Мы сначала подумали, что это подвох, хотят проверить, кто из нас предатель. Но, например, Ника Исаева честно сказала, что у нее серьезные отношения с начинающим в то время актером Антоном Шагиными, и ей разрешили остаться в Москве без отработки в Эстонии. А у меня не было никаких планов, я возвращалась в Таллинн. Конечно, мне очень хотелось остаться в Москве. Но я думала: «Кому я тут нужна? Здесь таких пруд пруди». Да к тому же не было четкого понимания - хочу ли я работать в театре под руководством Олега Табакова или сниматься в кино. Одно я знала точно: замуж пока не хочу. На тот момент я вообще думала, что буду рьяно заниматься профессией, а если личная жизнь не сложится, стану дамой с собачкой (смеется). Ну а уж если и в актерской профессии не состоюсь, выучу иностранный язык, уеду в какую-нибудь европейскую страну. Но сначала поеду домой - в Эстонию. И когда вернулась, поступила на службу в наш Русский театр, и на радио у меня стало получаться, и в кино меня приглашали эстонские режиссеры, правда, на роли проституток или девушек им подобных (улыбается), но я с радостью бралась и за эту работу.
- А почему в труппе Русского драмтеатра Эстонии вы прослужили только год вместо положенных двух?
- Даже меньше года... Так получилось. В этом Ника Исаева и Антон Шагин виноваты (улыбается). Все полгода, что после окончания Школы-студии МХАТ я жила и работала в Таллинне, они меня звали обратно - в Москву - и просто все уши прожужжали про одного молодого актера, говорили, что мы с ним пара, что я это сразу пойму, как только его увижу.
- Вы знали, кого друзья вам сватают?
- Да, они не скрывали: Денис Баландин - актер Российского академического молодежного театра. Когда я училась на первом курсе в Школе-студии МХАТ, Денис был уже студентом выпускного курса, но мы не были знакомы лично. И ведь эти сводники - Антон с Никой - говорили мне про него, а ему про меня. Так заочно нас друг другу сватали.
- И вы поддались уговорам друзей?
- И да, и нет. Денис – худой, высокий, интеллигентный юноша с большими голубыми глазами, кудрями, длинными музыкальными пальцами, а я была полной, весила 70 килограмм (это сейчас я вешу чуть больше 55-ти, а тогда на улице часто в свой адрес слышала: «Женщина, дайте пройти!»), курила «Беломор» и ругалась матом. Какая же мы пара? Так что я скорее поддалась на уговоры встретить в Москве 2007-й год, а не познакомиться с Денисом. И тогда мы с ним действительно не встретились, он на праздники уехал в родной Нижний Новгород. Но Ника с Антоном уговорили меня приехать в Москву еще и весной, и в апреле 2007-го наша встреча наконец состоялась… В тот раз в Москве я осталась дольше, чем планировала. Оттуда уезжала в Ригу - играть в спектакле Романа Козака «Русский смех» по Достоевскому, в котором были заняты актеры из Эстонии, Латвии и Литвы. Денис меня провожал и на перроне Рижского вокзала взял за руку и сказал: «Я тебя буду ждать!..»
- И что было дальше?
- Отыграла спектакль в Риге, поехала в Таллинн - увольняться из театра. Папа снова в моей жизни ничего не понял: «Как увольняешься? Ты же так хотела быть актрисой...» Хотя, в отличие от меня, всегда хотел, чтобы я удачно вышла замуж. Я его и заверила, что встретила в Москве человека, с которым, чувствую, будет семья.
- И театр отпустил?
- Да! Хотя его руководство имело право заставить меня отработать два года, я же была плотно занята в репертуаре. Однако отпустили, но не поверили, что жизнь мою перевернула личная встреча, там были уверены, что я нашла какое-то хорошее место работы в Москве. А я совершенно не представляла, как в российской столице смогу проявить себя в профессии. Летом 2007 года я переехала в Москву, имея гражданство Эстонии. Да, когда уезжала из Москвы после учебы, наш руководитель курса Игорь Золотовицкий говорил мне: «Попенко, решишь вернуться в Москву, тут двери для тебя открыты!» Но по возвращении в Москву мне надо было с нуля показываться в театры, и проблема была даже не в этом - с моим эстонским паспортом театры не могли оформить меня в штат. А когда я пришла показываться в театр «Et Cetera», Александр Калягин сказал, что этот вопрос вполне решаемый (но со временем мне пришлось отказаться от эстонского гражданства и получить российское), пообещал взять в труппу. Правда, дня подписания договора с театром я ждала больше двух месяцев, и первым моим рабочим днем в «Et Cetera» стало 1 декабря 2007 года.
- Наталья, теперь уже с уверенностью можно сказать, что актерская профессия - ваша судьба, и, думаю, Калягин не пожалел о своем выборе, который сделал в вашу пользу, вы оправдали это доверие, на совесть служите его театру. Ну а про родину не забываете?
- Конечно, нет! Очень люблю свой эстонский дом. Но, к сожалению, не была в Эстонии уже года четыре – некогда, много работы в театре, семья, дети, кошка с собакой (улыбается). Но очень хочу побывать в Вильянди, по родине тоскую, это – светлая и добрая тоска. Надеюсь, скоро мне удастся там погостить!