28.11.2024
Нар.арт.РФ Людмила Дмитриева - гость программы Татьяны Устиновой "Мой герой"
Телеканал "ТВЦ"
29.10.2024
Александр Калягин: Заставляйте себя делать добро!
Карлыгаш Нуралиева ,
Комсомольская правда (Казахстан)
23.10.2024
Здравствуйте, я ваш Калягин
Надежда Пляскина ,
Аргументы и факты (Казахстан)
15.10.2024
Александр Калягин: «Приемлю всё, кроме пошлости и скуки»
"Комсомольская правда" (Казахстан)
28.08.2024
"Хочется побыстрее нашей победы…": Александр Калягин рассказал о новом сезоне «Et Cetera» и переживаниях за бойцов
Анастасия Плешакова ,
Комсомольская правда
10.06.2024
«В театре возможно все, кроме пошлости и скуки»
Дарья Долинина ,
"Комсомольская правда. Самара"
01.03.2024
Наталья Баландина: "Каждая роль - это подарок"
Татьяна Алексеева ,
Театральная афиша столицы
21.01.2024
Новости культуры с Владиславом Флярковским: режиссер Ичэнь Лю о премьере "Чайной"
Телеканал "Россия-Культура"
13.01.2024
Программа "Слушаем! Мужской разговор" на "Радио России" с участием Александра Калягина
Радио России
Пресса
2024
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2002
2001
2000
1999
Кирилл Лоскутов: Надеюсь "полететь" на десятом спектакле.
Анастасия Иванова
"Чеховед" ,
04.10.2014
— У вас подряд вышли две премьеры — по аристофановским «Птицам» и «Сердцу не камень» Островского...
— Вы знаете, чисто физически, да и по ощущению времени, мне не кажется, что эти премьеры вышли «подряд». Был перерыв, отпуск, потом гастроли и ряд других событий. Предыдущее потихоньку размывается. С другой стороны, 10 сентября — уже в начале этого сезона в связи с трагическими событиями внутри труппы мы сыграли, можно сказать, новых «Птиц». В связи с трагическими событиями, мы заменили артиста, и спектакль естественно, изменился.
— А есть какие-то внутренние переклички между этими двумя авторами и двумя спектаклями?
— Нет, они абсолютно разные. Мы с моими друзьями-артистами, которые играют и там, и там, немножко сходили с ума. С Григорием Дитятковским мы занимались тренингами, бросали мячи, называли имена друг друга — делали прекрасные вещи, абсолютно «школьные», студенческие. В какой-то степени это даже напрягало — впереди премьера, а мы тут упражнения делаем! Но мы все равно во все вникали и полностью отдавались процессу — настолько интересно было. И вот после подобной атмосферы чуть ли не васильевского творчества, после этого театрального шаманства мы приходили к Глебу Черепанову. А там все совсем по-другому — мы ничего не понимали. Тут же у нас Аристофан, стихи, — все нужно успевать вовремя, а там — размеренный Островский. Одним словом, ни о каких перекличках не могло быть и речи. Абсолютно разные способы актерского существования, абсолютно разные темы, абсолютно разные спектакли.
— И в каком из них существовать вам комфортнее?
— Конкретно мне — пожалуй, в Островском. И дело тут, наверное, в самой драматургии — в этом классическом «петелька-крючочек», к чему мы все привыкли и что очень любим. Конечно, у Аристофана тоже драматургия и еще какая драматургия, но все по-другому, совсем иначе. И если уж быть совсем честным, то мне пока еще не очень комфортно в обоих спектаклях. Я слишком хорошо по себе знаю (возможно, это моя беда и главная актерская проблема), что надеюсь «полететь» только на десятом спектакле. Каждый раз есть зажимы и никуда от них не деться, есть штампы, из которых не получается выбраться. В премьерных спектаклях всегда выходишь со сцены и думаешь: «Ну, что-то получилось, что-то нет...». Наверное, когда приходит зритель, все немного пугаются. Я пугаюсь.
— Традиционное «про сегодня», конечно, есть в обеих премьерах?
— В Аристофане современность, безусловно, есть. Не могу сказать, что мы ее искали, но Глеб пришел, принес, и начал делать. А мы по ходу дела стали понимать, о чем это все. Получился эдакий манифест, прямое высказывание. Не знаю, так ли высказывались древние греки, но мне кажется, что подобным образом. На репетициях Островского с Григорием Исааковичем об этом речь не шла. Но ведь иногда бывает так, что режиссер не говорит «Мы делаем спектакль про войну! Чтобы люди не убивали людей!». Не говорит каких-то конкретных вещей, но просто делает что-то и этим заражает людей, которые в конце концов сами понимают и открывают для себя это «о чем». Мне кажется, что открыть это «о чем» самому гораздо важнее, чем услышать о нем от режиссера напрямую. Хотя существуют оба варианта и каждый из них имеет право на существование.
— Аристофановский Тучекукуевск — это последняя надежда для отчаявшихся людей или страшная антиутопия?
— Когда смотришь на то, что происходит сейчас, конечно, аристофановская картина становится еще более страшной. Но все, что в «Птицах» происходит, происходит от голода, холода и желания спастись. Сбежать, спрятаться, уйти, устроить для себя лучшую жизнь, — так мыслит мой герой в спектакле. Сам же Тучекукуевск даже для самих людей, которые этот город создают, становится неожиданностью. Они, пожалуй, и не понимают, как он создается, — практически помимо их воли. Они всем врут, и выясняется, что ложь эту людям гораздо приятнее воспринимать, чем правду. В этом смысле, конечно, мощные переклички с современностью, очевидны, хотя я не очень понимаю, насколько они считываются зрителем. Но безусловно, цель заставить публику соотнести то, что происходит на сцене, с тем, что происходит в жизни, есть всегда.
— Насколько для вас важна музыкальная составляющая спектакля? В «Сердце не камень» много музыкально-пластических этюдов, а в «Птицах» музыканты и вовсе становятся чуть ли не партнерами?
— В Островском звучащая музыка дает настроение, и ты — как актер — очень активно с этой музыкой соприкасаешься: либо растворяешься в ней, либо поперек нее топаешь. В «Птицах» же у нас не музыка даже, а «озвучание», своеобразный цирковой прием: как барабанная дробь, как акцент. Нашим музыкантам там очень непросто, ведь каждый шаг, каждый жест сопровождается звуком.
— Вам проще находить общий язык с режиссером-ровесником или режиссером-мэтром?
— В работе с режиссером все зависит от контакта с конкретным человеком и от атмосферы, которая создается на репетиции. В этом смысле в нашем театре грех жаловаться — нам везет на режиссеров. С нами работает Роберт Стуруа — это просто глыба. От одного общения с этим человеком, от репетиций с ним ты получаешь что-то такое, что уже никогда из тебя не исчезнет. Сейчас вот Петер Штайн к нам приедет. С другой стороны, периодически приходят и молодые режиссеры. Наше руководство словно притягивает нужных людей. Иногда кажется, что «вот придут молодые, и...». Конечно, есть свой кайф в том, чтобы делать что-то своей компашкой, как когда-то в ЦДР. Это и прикол, и азарт, и самоотдача, — все то, что, возможно, не всегда увидишь в репертуарном театре. Но опять-таки, это задача режиссера — создать такую атмосферу на репетиции, чтобы все заработало на результат.
— Вы знаете, чисто физически, да и по ощущению времени, мне не кажется, что эти премьеры вышли «подряд». Был перерыв, отпуск, потом гастроли и ряд других событий. Предыдущее потихоньку размывается. С другой стороны, 10 сентября — уже в начале этого сезона в связи с трагическими событиями внутри труппы мы сыграли, можно сказать, новых «Птиц». В связи с трагическими событиями, мы заменили артиста, и спектакль естественно, изменился.
— А есть какие-то внутренние переклички между этими двумя авторами и двумя спектаклями?
— Нет, они абсолютно разные. Мы с моими друзьями-артистами, которые играют и там, и там, немножко сходили с ума. С Григорием Дитятковским мы занимались тренингами, бросали мячи, называли имена друг друга — делали прекрасные вещи, абсолютно «школьные», студенческие. В какой-то степени это даже напрягало — впереди премьера, а мы тут упражнения делаем! Но мы все равно во все вникали и полностью отдавались процессу — настолько интересно было. И вот после подобной атмосферы чуть ли не васильевского творчества, после этого театрального шаманства мы приходили к Глебу Черепанову. А там все совсем по-другому — мы ничего не понимали. Тут же у нас Аристофан, стихи, — все нужно успевать вовремя, а там — размеренный Островский. Одним словом, ни о каких перекличках не могло быть и речи. Абсолютно разные способы актерского существования, абсолютно разные темы, абсолютно разные спектакли.
— И в каком из них существовать вам комфортнее?
— Конкретно мне — пожалуй, в Островском. И дело тут, наверное, в самой драматургии — в этом классическом «петелька-крючочек», к чему мы все привыкли и что очень любим. Конечно, у Аристофана тоже драматургия и еще какая драматургия, но все по-другому, совсем иначе. И если уж быть совсем честным, то мне пока еще не очень комфортно в обоих спектаклях. Я слишком хорошо по себе знаю (возможно, это моя беда и главная актерская проблема), что надеюсь «полететь» только на десятом спектакле. Каждый раз есть зажимы и никуда от них не деться, есть штампы, из которых не получается выбраться. В премьерных спектаклях всегда выходишь со сцены и думаешь: «Ну, что-то получилось, что-то нет...». Наверное, когда приходит зритель, все немного пугаются. Я пугаюсь.
— Традиционное «про сегодня», конечно, есть в обеих премьерах?
— В Аристофане современность, безусловно, есть. Не могу сказать, что мы ее искали, но Глеб пришел, принес, и начал делать. А мы по ходу дела стали понимать, о чем это все. Получился эдакий манифест, прямое высказывание. Не знаю, так ли высказывались древние греки, но мне кажется, что подобным образом. На репетициях Островского с Григорием Исааковичем об этом речь не шла. Но ведь иногда бывает так, что режиссер не говорит «Мы делаем спектакль про войну! Чтобы люди не убивали людей!». Не говорит каких-то конкретных вещей, но просто делает что-то и этим заражает людей, которые в конце концов сами понимают и открывают для себя это «о чем». Мне кажется, что открыть это «о чем» самому гораздо важнее, чем услышать о нем от режиссера напрямую. Хотя существуют оба варианта и каждый из них имеет право на существование.
— Аристофановский Тучекукуевск — это последняя надежда для отчаявшихся людей или страшная антиутопия?
— Когда смотришь на то, что происходит сейчас, конечно, аристофановская картина становится еще более страшной. Но все, что в «Птицах» происходит, происходит от голода, холода и желания спастись. Сбежать, спрятаться, уйти, устроить для себя лучшую жизнь, — так мыслит мой герой в спектакле. Сам же Тучекукуевск даже для самих людей, которые этот город создают, становится неожиданностью. Они, пожалуй, и не понимают, как он создается, — практически помимо их воли. Они всем врут, и выясняется, что ложь эту людям гораздо приятнее воспринимать, чем правду. В этом смысле, конечно, мощные переклички с современностью, очевидны, хотя я не очень понимаю, насколько они считываются зрителем. Но безусловно, цель заставить публику соотнести то, что происходит на сцене, с тем, что происходит в жизни, есть всегда.
— Насколько для вас важна музыкальная составляющая спектакля? В «Сердце не камень» много музыкально-пластических этюдов, а в «Птицах» музыканты и вовсе становятся чуть ли не партнерами?
— В Островском звучащая музыка дает настроение, и ты — как актер — очень активно с этой музыкой соприкасаешься: либо растворяешься в ней, либо поперек нее топаешь. В «Птицах» же у нас не музыка даже, а «озвучание», своеобразный цирковой прием: как барабанная дробь, как акцент. Нашим музыкантам там очень непросто, ведь каждый шаг, каждый жест сопровождается звуком.
— Вам проще находить общий язык с режиссером-ровесником или режиссером-мэтром?
— В работе с режиссером все зависит от контакта с конкретным человеком и от атмосферы, которая создается на репетиции. В этом смысле в нашем театре грех жаловаться — нам везет на режиссеров. С нами работает Роберт Стуруа — это просто глыба. От одного общения с этим человеком, от репетиций с ним ты получаешь что-то такое, что уже никогда из тебя не исчезнет. Сейчас вот Петер Штайн к нам приедет. С другой стороны, периодически приходят и молодые режиссеры. Наше руководство словно притягивает нужных людей. Иногда кажется, что «вот придут молодые, и...». Конечно, есть свой кайф в том, чтобы делать что-то своей компашкой, как когда-то в ЦДР. Это и прикол, и азарт, и самоотдача, — все то, что, возможно, не всегда увидишь в репертуарном театре. Но опять-таки, это задача режиссера — создать такую атмосферу на репетиции, чтобы все заработало на результат.