28.11.2024
Нар.арт.РФ Людмила Дмитриева - гость программы Татьяны Устиновой "Мой герой"
Телеканал "ТВЦ"
29.10.2024
Александр Калягин: Заставляйте себя делать добро!
Карлыгаш Нуралиева ,
Комсомольская правда (Казахстан)
23.10.2024
Здравствуйте, я ваш Калягин
Надежда Пляскина ,
Аргументы и факты (Казахстан)
15.10.2024
Александр Калягин: «Приемлю всё, кроме пошлости и скуки»
"Комсомольская правда" (Казахстан)
28.08.2024
"Хочется побыстрее нашей победы…": Александр Калягин рассказал о новом сезоне «Et Cetera» и переживаниях за бойцов
Анастасия Плешакова ,
Комсомольская правда
10.06.2024
«В театре возможно все, кроме пошлости и скуки»
Дарья Долинина ,
"Комсомольская правда. Самара"
01.03.2024
Наталья Баландина: "Каждая роль - это подарок"
Татьяна Алексеева ,
Театральная афиша столицы
21.01.2024
Новости культуры с Владиславом Флярковским: режиссер Ичэнь Лю о премьере "Чайной"
Телеканал "Россия-Культура"
13.01.2024
Программа "Слушаем! Мужской разговор" на "Радио России" с участием Александра Калягина
Радио России
Пресса
2024
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2002
2001
2000
1999
Гия Канчели — о Роберте Стуруа, Михаиле Саакашвили, прошлом и будущем
Ольга Завьялова
«Известия» ,
13.11.2012
Один из крупнейших музыкантов современности, грузинский композитор Гия Канчели(*) в качестве почетного гостя принял участие в международном фестивале Concordia, проходящем в Казани, и ответил на вопросы корреспондента «Известий». — После войны в Южной Осетии 2008 года вы посещаете Россию редко, только по самым важным делам. Почему согласились приехать в Казань? — Мое присутствие здесь связано с двумя личностями: с Юрием Башметом, который в концерте играл мое сочинение Styx, и с руководителем Государственного симфонического оркестра Татарстана Александром Сладковским. У меня с ними давнишние теплые взаимоотношения. Кроме этого я никогда не был в Казани. — Фестиваль Concordia носит имя Софии Губайдулиной, с которой вы много лет дружите. Помните, как познакомились с ней? — Не помню, это было давно. Сейчас мы продолжаем общаться. Дело не в том, насколько часто мы встречаемся. Между нами происходит общение на расстоянии. Это касается не только Сони, но и Пярта, Сильвестрова, всех тех моих друзей, взаимоотношения и дружба с которыми зародились в 1960-х. — Вы много лет сотрудничаете со знаменитым режиссером Робертом Стуруа. Как вы восприняли его отстранение от должности художественного руководителя Театра имени Руставели в 2011 году? — Естественно, я к этому отнесся очень отрицательно. И дело не в том, что я с ним полвека работаю, а в том, что он является очень крупной индивидуальностью на нашей планете — я бы даже так сказал. Некрасиво так обходиться с человеком, создавшим эталонные спектакли, которые помнят еще. Сегодня в Грузии произошла смена власти. И кроме каких-то претензий которые у меня, как у каждого нормального человека, существуют к власти, у меня еще есть и личные претензии к господину, возглавлявшему на протяжении определенного времени нашу страну. И из этих личных претензий, наверное, на первое место я бы поставил увольнение Роберта Стуруа(*). Хотя приказ был подписан министром культуры, он исходил от первого лица государства. — Работаете ли вы сейчас с Робертом Стуруа? — Недавно в Москве в театре Et Cetera состоялась премьера его очередного спектакля, музыку к которому писал я. Сейчас он в Тбилиси начинает работать над постановкой о Марии Каллас. Несмотря на то что у него под рукой будет огромный материал в исполнении самой Марии Каллас, думаю, он обратится ко мне, чтобы к этому что-то добавить. — Как вы оцениваете результаты парламентских выборов в Грузии? — Думаю, что смена власти необходима всегда и везде. Считаю очень положительным, что она произошла. Надеюсь, что и в будущем у нас смена власти будет происходить не с помощью манипуляций, а так, как произошла сейчас, когда народ сам отдал предпочтение определенной силе. — В свое время вы поступили в университет на геологический факультет, потому что не сдали вступительные экзамены в музыкальное училище. Чем вы не устроили приемную комиссию? — Наверное, тем, что я не смог ответить на очень простые вопросы. Все явления в жизни характеризуются плюсами и минусами. Мне кажется то, что я не смог сдать экзамены в училище, оказалось плюсом. Я поступил в университет и потом вернулся к музыке — будучи на четвертом курсе университета сдал приемный экзамен в консерваторию. Если бы меня зачислили в училище, не знаю, как потом бы все сложилось. Поэтому я благодарен за то, что на вступительном экзамене мне поставили низкую оценку, благодаря которой мне пришлось на некоторое время забыть о музыке. Но забыть ее было невозможно. В те времена я увлекался джазом, это увлечение продолжается и сейчас, хотя в этой области я работаю очень редко, только если надо в театре или кино. — Вы несколько лет назад сказали, что почти не выходите на улицу, так как очень много работаете. Сейчас вы также самоотверженно трудитесь? — Да. Единственное, я вынужден выходить, потому что после инфаркта мне рекомендовано хотя бы час-полтора ходить, что я очень не люблю. Из-за этого я бросил геологию. Но мне помогает музыка, которую я слушаю во время этих ненавистных мне прогулок. — Когда при таком графике успеваете встречаться с детьми и внуками? — Это происходит, к сожалению, не очень часто. Я с супругой живу и работаю в Бельгии, сын со своей семьей живет в Германии, а дочка — в Тбилиси. Наши встречи происходят тогда, когда выпадает возможность. Но мы почти каждый день общаемся по скайпу. — Говорят, что вечное может быть актуальным, а актуальное может не быть вечным. Как быть тогда с термином актуальная музыка? — Мне очень трудно отвечать на подобные вопросы. Я затрудняюсь говорить не только об актуальной, но даже о духовной музыке. Если существует духовная музыка, значит, должна существовать бездуховная. Мне кажется, что любая хорошая музыка, которая несет в себе определенные мысли, глубину, является духовной. Другое дело, если говорить о церковной музыке. Здесь различия существуют. Но, предположим, считать духовной музыкой «Симфонию псалмов» Стравинского и не считать таковой «Весну священную» мне сложно. — Однажды вы сказали: «Когда меня спрашивают о будущем, я предпочитаю говорить о прошлом». — Мне кажется, все новое несет в себе то, что уже было создано раньше. Может, это не бросается в глаза и не явно слышно. Если новое искусство по-настоящему ценно, то, несомненно, в нем можно обнаружить пласты уже прошедших эпох. В жизни же как-будто все меняется, но, к великому сожалению, ничего не меняется. Жестокость остается в том же одеянии. Единственное, в связи с развитием современных технологий она становится более изощренной. А добро, мне кажется, не меняется. Просто добро не обладает той мощью, которой наделена жестокость. Но, несмотря на это, всегда бывает в состоянии как-то противостоять ей.