28.11.2024
Нар.арт.РФ Людмила Дмитриева - гость программы Татьяны Устиновой "Мой герой"
Телеканал "ТВЦ"
29.10.2024
Александр Калягин: Заставляйте себя делать добро!
Карлыгаш Нуралиева ,
Комсомольская правда (Казахстан)
23.10.2024
Здравствуйте, я ваш Калягин
Надежда Пляскина ,
Аргументы и факты (Казахстан)
15.10.2024
Александр Калягин: «Приемлю всё, кроме пошлости и скуки»
"Комсомольская правда" (Казахстан)
28.08.2024
"Хочется побыстрее нашей победы…": Александр Калягин рассказал о новом сезоне «Et Cetera» и переживаниях за бойцов
Анастасия Плешакова ,
Комсомольская правда
10.06.2024
«В театре возможно все, кроме пошлости и скуки»
Дарья Долинина ,
"Комсомольская правда. Самара"
01.03.2024
Наталья Баландина: "Каждая роль - это подарок"
Татьяна Алексеева ,
Театральная афиша столицы
21.01.2024
Новости культуры с Владиславом Флярковским: режиссер Ичэнь Лю о премьере "Чайной"
Телеканал "Россия-Культура"
13.01.2024
Программа "Слушаем! Мужской разговор" на "Радио России" с участием Александра Калягина
Радио России
Пресса
2024
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2002
2001
2000
1999
ДАВИД СМЕЛЯНСКИЙ: "В нашей профессии имя дороже денег"
Елена Федоренко
"Культура" ,
29.09.2005
В Калининграде в разгаре Фестиваль искусств "Балтийские сезоны", который проводит Российское государственное театральное агентство, возглавляемое Давидом СМЕЛЯНСКИМ. Сегодня он - известный продюсер, автор множества успешных проектов, заслуженный деятель искусств России, первый лауреат "Дягилевской премии" в России, кандидат искусствоведения, профессор РАТИ (ГИТИС). В качестве продюсера Давид Яковлевич сотрудничал со многими звездными труппами, работал с Аркадием Райкиным и Сергеем Юрским, Александром Калягиным и Глебом Панфиловым, Галиной Вишневской и Мстиславом Растроповичем, Робертом Стуруа и Гией Канчели, Юрием Темиркановым и Владимиром Спиваковым. Всех не перечислить. Сегодня Давид Смелянский - тонкий ценитель театра, меломан, воспитатель, профессионал, формирующий новые принципы искусства в условиях нового времени, ответил на вопросы нашего корреспондента. - Мы встречаемся накануне Дня музыки, который, кажется, стал уже вашим профессиональным праздником. Ведь в вашей деятельности наметилась тенденция сближения с классической музыкой. Можно ли сказать, что музыка занимает вас сегодня больше, чем что-либо иное? - Вы знаете, меня всегда увлекает в сфере искусства то, чем я еще не занимался. То, что интересно. Например, точно знаю, что меня никогда не увлечет эстрада, особенно в том виде, в каком она бытует в России. Сожалею, но для меня она просто не существует. Классическая же музыка доставляет необычайную радость. Мне действительно стало интересно заниматься музыкой, и свидетельство тому - придуманный мною фестиваль зеепёо", куда Денис Мацуев приглашен в качестве артистического директора. Объясняя, постараюсь выразиться точнее: с моей точки зрения, в звуке больше правды, чем в слове. вызванные словом, конечно, важны, но со временем я все-таки понял, что они вторичны. Эмоции, рожденные музыкой, чище и глубиннее. Второй фестиваль "Crescendo", любимое мое детище, состоится в апреле в Санкт-Петербурге. Запланировано немало интересного: открываться он будет концертом оркестра Юрия Темирканова с участием замечательной молодой виолончелистки Татьяны Васильевой; в Малом зале филармонии пройдут камерные программы, в Большом - вечер памяти Шостаковича, на котором в составе трио выступит Владимир Спиваков в качестве скрипача; в "Октябрьском" прозвучит джаз, в Оперной студии консерватории выступит американский оркестр "Absolute ensemble". Закрываться "Crescendo" будет в Тронном зале Большого Царскосельского дворца концертом Владимира Спивакова с Денисом Мацуевым и Сергеем Накоряковым. Помимо музыкальных вечеров, будет открыта выставка "Арт-Crescendo" с представлением работ молодых художников Петербурга. Не за горами 2007 год, год столетия первых русских филармонических концертов, с которыми познакомил Париж Сергей Дягилев. Они назывались "Русские исторические концерты", и я хочу вывезти в Париж молодую команду музыкантов, показать, что произошло с русской исполнительской школой за пролетевший век. Так что, вы правы, музыка, бесспорно, вызывает во мне интерес, но и театральной деятельностью продолжаю заниматься активно, как, впрочем, и кино. А музыка - особая статья, такая новая старая любовь. - Симфоническая музыка, оркестры - это довольно сложная сфера, и, наверное, вы это ощущаете в работе... - Оркестр - это прежде всего его главный дирижер. Я работал с Федосеевым, Ростроповичем, Темиркановым, Спиваковым, Горенштейном, а на подготовке музыкального действа на Красной площади, посвященного 850-летию Москвы, - с Гергиевым. Так что по опыту знаю, что отношения с оркестром зависят от личности главного дирижера. Как он тебя видит и преподносит - так будут относиться и оркестранты. Наиболее длительный период сотрудничества был с маэстро Ростроповичем, когда мы готовили концертное исполнение оперы Шостаковича "Леди Макбет Мценского уезда" - сначала в Санкт-Петербурге, потом в Москве. Мы тогда полтора месяца жили в Питере, и я видел, как шаг за шагом маэстро выстраивал отношения с музыкантами. Для того чтобы получить результат, дирижер должен победить оркестр, сделать так, чтобы артисты оркестра ему поверили. Вы же знаете, что оркестранты - люди точные и злые на язык, и если они прилепят к тебе какое-то определение, то его уже не содрать и не отмыть. Потом был замечательный самарский опыт мировой премьеры оперы Сергея Слонимского "Видения Иоанна Грозного". Ростропович - музыкальный руководитель и главный дирижер, Роберт Стуруа - режиссер-постановщик, Георгий Месхишвили - художник-постановщик. Оркестр театра не привык к требованиям, которые предъявлял Ростропович, и Мстислав Леопольдович просто выжимал из музыкантов понимание. Иногда казалось, что и певцы впервые узнали, что существует оперная режиссура, они сопротивлялись, доходило до грубости и хамства. И все-таки их удалось убедить. - Публика небольших городов отравлена эстрадой, и зрители в основной своей массе настроены получать удовольствие и развлекаться, ведь так? - Нет, не совсем так.- Но я сама видела пустые залы на симфонических концертах в провинциальных городах. Как вы с этим боретесь? Ищете свою аудиторию или перевоспитываете? - Перевоспитываю. В прошлом году в Калининграде я выбрал неправильную политику и был за нее наказан. Мы привезли Большой театр и задрали цены на билеты. Зритель билеты по 2000 - 3000 рублей не раскупил, и я понял, что нужно менять все на ходу. Забил зал до отказа, зрители висели на люстрах, пригласив бесплатно все музыкальные училища и школы, - все равно я уже "попал". И на следующий спектакль билеты раскупили. Похожая ситуация привлечения зрителей была в этом году с "Альциной" Латвийской Оперы - первый спектакль в основном слушали школьники, студенты и пенсионеры, приглашенные бесплатно. А на второй люди уже бились за билеты. В этом году привез Большой театр с "Жизелью" и "Иолантой". Решил продавать билеты сначала только на второй спектакль, на "Иоланту", а "Жизель" объявил "проданной". Когда продали второй спектакль, начался ажиотаж вокруг отсутствия билетов на балет. Оба спектакля были проданы просто под завязку. После первого калининградского концерта в кафедральном соборе оркестра Спивакова с достаточно сложной программой Георгий Агеев, директор оркестра, спросил: "Не очень ли серьезная у нас программа?" Я ответил, что это замечательно, потому что если мы говорим о возрождении России, то начинать надо с провинции и на нынешнем этапе стоит приучать публику слушать хорошую музыку. - А все-таки может ли искусство окупаться? - Нет. Не может, и симфоническая музыка - самая уязвимая в этом плане. На концерты классической музыки нельзя задирать цены, на них денег не сделаешь, дорогие билеты раскупаются только на эстрадных звезд. - Вы все время обращаетесь к Калининграду. На сегодняшний день фестиваль "Балтийские сезоны",видимо, - самый важный для вас проект? - Он действительно сейчас в зените. Недавно завершился Кинофестиваль "Балтийские дебюты". В дни празднования 750-летия Калининграда Большой театр показал "Иоланту" и "Жизель". "Балтийские сезоны" открылись концертами Национального филармонического оркестра с Владимиром Спиваковым. В программе: «Вишневый сад" Эймунтаса Някрошюса, спектакли Евгения Гришковца, Латвийская Опера с "Альциной" Генделя, Молодежный театр Оскараса Коршуноваса из Литвы с "Ромео и Джульеттой", Оркестр Лундстрема под управлением Георгия Гараняна с Денисом Мацуевым, который будет играть джаз. Приедет также театр "Аркадия" со спектаклем для детей, Лев Додин с "Московским хором", "Шейлок" Театра "Et Cetera" в постановке Стуруа с Калягиным и Филиппенко в главных ролях и "Чайка" Андрея Кончаловского. Помимо "Балтийских сезонов", готовим праздник "День славянской письменности и культуры", который пройдет 24 мая и, как обычно, будет транслироваться по телеканалу "Культура". Это торжество ежегодно проводится в День равноапостольных Кирилла и Мефодия в одном из городов России: по решению Оргкомитета Государственной думы в этом году - в Ханты-Мансийске. Сейчас запускаю фильм, режиссером-постановщиком которого будет Александр Калягин(*). И поскольку я еще сотрудничаю с ним как генеральный продюсер Театра "Et Cetera", то мы сейчас и заняты тем, что переносим все спектакли в новое здание, на новую сценическую площадку. Это достаточно кропотливый труд. Недавно вернулся из Петербурга с юбилея Кирилла Лаврова, после которого состоялась встреча с Юрием Темиркановым. Филармония закрывается на ремонт месяца на 3 - 4, и нам предложено эксклюзивное право туров оркестра по России. В этом же направлении мы активно сотрудничаем с Большим театром. А весной я выпустил свой курс продюсеров в ГИТИСе и набрал новых ребят. Как видите, дел много. Все, кто слышал ваши выступления, знают, что ваш кумир - Дягилев. Неслучайно Мстислав Ростропович назвал вас "Дягилевым наших дней". Как известно, Сергей Павлович был продюсером-одиночкой. Как предпочитаете работать вы: командой или один? Мой добрый знакомый, обсуждая возможности сотрудничества одного человека со мной, назвал меня "волком-одиночкой". Думаю, был прав. Продюсерство - не командное дело. Бывает, правда, когда один проект осуществляется целым объединением, но это - редкие исключения. Что такое продюсирование? Это возникшая в тебе идея, нахождение сподвижников, финансов, правильное определение того социально-культурного слоя, которому будет адресован проект, его постановка (я имею в виду постановку его на ноги, подбор творческой команды), а также все, что связано с промоушеном, рекламой и, конечно, прокатом. Студентам в институте, читая спецкурс "Продюсерский театр", не устаю повторять: "Вы должны понимать, что выступаете в одиночку во всех ипостасях. Все будут стараться как можно больше денег у вас отнять. Для этого вы должны владеть вопросами техники и технологии сцены, разбираться в художественных проблемах, - во всем, из чего состоит театр или тот вид художественного творчества, которым вы будете заниматься". На работу в Российское театральное агентство, которым я руковожу, при обилии воплощаемых проектов ходят всего шесть человек, которые получают зарплату. Учтите и размах этих мероприятий - в празднике российской письменности, например, полторы тысячи участников! Другой вопрос, что за годы работы сложились крепкие отношения с партнерскими фирмами, которым я доверяю и которые работают со мной от проекта к проекту. У меня была возможность убедиться в их преданности и понять, что все идет правильно. - Не расскажете ли, о чем идет речь? - Несколько лет назад я делал у стен Святогорского монастыря (а эти места связаны и с Пушкиным, и с Мусоргским) грандиозное зрелище - Большей театр показывал "Бориса Годунова". Был рассчитан бюджет. Часть средств выделил федеральный бюджет, значительную долю должны были дать спонсоры. Когда уже вся техника выехала в Псков и начались работы, то, прошу прощение за терминологию, меня "кинули" спонсоры. Просто не дали денег. Проект состоялся, мне надо рассчитываться со всеми субподрядными фирмами, которые я вез из Москвы, за гигантскую работу по созданию уникальной инфраструктуры. Я их собрал и сказал: "Ситуация сложилась таким образом, что я не могу с вами рассчитаться. Готов отвечать в любом виде, какой вы изберете, вплоть до заклада квартиры". Они попросили меня выйти, и буквально через 5-10 минут технический директор позвал меня и сказал: "У вас какое-то странное мнение о нас. Неужели вы могли подумать, что мы будем у вас требовать деньги? Когда сможете, тогда и рассчитаетесь. Деньги мы зарабатываем на других проектах, а этот делали для того, чтобы получить удовольствие от искусства". В этом году я закончил рассчитываться по долгам. К чему я это рассказываю? К тому, что очень важно правильно установить взаимоотношения. .Александр Бенуа, который, как известно, был близким другом и сподвижником Дягилева (многие идеи принадлежали ему, а не Сергею Павловичу), говорил о том, что будь у нас хоть тысячи идей, мы бы ни одну из них не реализовали, не будь среди нас Сергея Павловича с его энергией, талантом и умением лровоцировать на творчество. Ни в коей мере не хочу отождествлять себя с Дягилевым, но человек, который занимается продюсированием, должен владеть знаниями и никогда не обманывать. В нашей профессии имя дороже денег. - Может ли вас привлечь чужой проект? - Продюсера, конечно, могут пригласить на реализацию проекта, правда, у меня таких случаев практически не бывало. Приглашают часто: "Посмотрите, у нас есть замечательный спектакль". Прихожу, смотрю и отказываюсь,потому что люблю заниматься своим, мне тяжело полюбить чужое. - Большие фестивали на чем держатся финансово? - По-разному. - Например, Калининградский? - Фестиваль финансируется из федерального бюджета. У нас еще, прошу прощения, экономические законы слишком несовершенны. Например, суточные - 100 рублей. Ну что можно съесть на эти деньги? Предположим, кефир и хлеб. Как на таком пайке работать духовику? А гостиницы по 550 рублей - найдите такую в Калининграде. Приходится решать эти проблемы. Ведь оркестр, будь то коллектив Спивакова или Темирканова, надо достойно поселить и полноценно, три раза в день, кормить музыкантов. Поэтому все время ищем спонсоров. - Как возникла идея фестиваля? - История его возникновения началась с визита Президента в Калининград. Владимир Владимирович встретился со студентами университета и, отвечая на вопрос о праздновании 60-летия Калининградской области и 750-летия города, пообещал юбилейные программы. В результате вышел указ о праздновании юбилеев города и области в 2005 и 2006 годах. Были созданы оргкомитет и экспертная группа, в состав которой вошел и я. Михаил Швыдкой, в ту пору министр культуры, посоветовал создать нечто постоянно действующее. Так родились «Балтийские сезоны". В первый год приходилось преодолевать и полное безразличие финансовой элиты, и недоверие зрителя. Потому что их не раз обманывали: то халтура, то третий состав, то фальшивые билеты. Привозили антрепризные спектакли и... Не хочу плохо говорить об уважаемых мною коллегах, но в большинстве своем антрепризы в том виде, в каком они существуют сегодня, рассчитаны на то, чтобы в один и тот же город не возвращаться. Приезжают замечательные артисты и без декораций, в костюмах, как из подбора, на незнакомой сцене играют. Поэтому я, собственно, и перестал заниматься антрепризой. У каждого спектакля должен быть свой дом, спектакль не должен бродить с площадки на площадку, каждый раз пристраиваясь заново. Я отвлекся. Так вот, в Калининграде ко мне подошла одна билетерша (а гардеробщицы и билетеры -особая порода театральных людей, они первыми улавливают атмосферу) и спрашивает: "А правда ли приедет сам Темирканов и с первым составом оркестра?" Зрители нам не верили поначалу, их слишком часто обманывали. Святослав Бэлза в одном из интервью сказал, что на первых "Сезонах" мы так высоко подняли планку, что вряд ли сможем соответствовать такому уровню в дальнейшем. Но мы стараемся поднимать эту планку все выше и выше. В том числе и за счет приглашения зарубежных коллективов. - Продюсер, антрепренер, менеджер - в чем разница? - Продюсер - генератор идей, вдохновитель, организатор. О его роли я уже говорил. Менеджер - это наемный управленец любого из подразделений. С ним заключается договор, определяются его права и обязанности, и он должен их выполнять. Антрепренер - человек, создающий спектакль в рамках существующей формы, а импресарио занимается прокатом. В ту минуту, когда создается произведение, продюсер может превратиться в антрепренера сам. Это - кратко, а подробно я написал в своей книжке. - Система продюсирования не противоречит ли традиции? Улучшили ли продюсеры репертуарный театр, не перекрыли ли ему кислород? - Я - сторонник того, чтобы существовали все административно-хозяйственные виды театра. И репертуарный театр, и антрепризы, и продюсирование. Должно быть здоровое переливание крови. Все должны дышать друг другу в затылок, от этого только фигура стройнее... Меня часто спрашивают, не опасаюсь ли я конкуренции. Нет, не боюсь. Не потому, что уверен в себе безоговорочно. Боже сохрани, и у меня бывают неудачи. Просто считаю, что чем больше, тем лучше. Тогда есть драйв и адреналин. Во-вторых, все почему-то забывают, что весь российский театр, за исключением императорских театров, был антрелризным, частным. И при этом репертуарным. Хотим мы этого или не хотим, но сегодня возникла ситуация, когда над театром нет никакого дамоклова меча ответственности. Ни творческой ответственности у художественного руководителя или режиссера - перед зрителем. Ни экономической - за наличие зрителя или его отсутствие. Не считаю, что надо уничтожить репертуарный театр. Ни в коем случае. Но должна появиться некая система координат, в которой все за все будут отвечать. Нести ответственность. Не буду называть фамилии, но когда глубоко уважаемый мною режиссер, один из корифеев российского театра, заявляет с экрана телевизора, что его вообще зрители не интересуют, а интересует только процесс, то я испытываю шок. Не могу этого понять. Как не способен понять и того, зачем сохранять ряд театров как репертуарные только потому, что финансово не надо ни за что отвечать? Отказываюсь понимать и спектакли на 13 -15 человек, когда шестнадцатый уже выдворяется из зала, потому что он нарушает художественнее восприятие спектакля. Но и такой театр, наверное, тоже должен быть. Не считаю, что продюсерские проекты способны убить или перекрыть репертуарные театры. Законы жизни и театра неотделимы друг от друга, и роль продюсера с каждым годом будет увеличиваться. Георгий Товстоногов -кто был? Продюсер в самом высоком понимании этого слова. Олег Басилашвили в интервью вспоминает слова Георгия Александровича, сказанные во время последних прижизненных для режиссера гастролей БДТ в Риге: "Будущее - за антрелризным театром. А уж Товстоногов понимал природу театра. Спилберг сам продюсирует и режиссирует. А Спиваков, Гончаров, Марк Захаров? Мы не обсуждаем сейчас творчество каждого - кому-то нравится одно, кому-то - другое, но все театры сегодня немножко продюсерские, антрепризные. Они приглашают режиссеров, актеров, художников со стороны. Олег Павлович Табаков - кто сегодня? Продюсер. Он ищет актеров, ищет пьесы, ищет деньги и делает это в главном репертуарном театре страны. А Александр Калягин? Так что продюсерство родилось не сегодня, просто в настоящее время оно занимает все более активное место. - Продюсерское дело связано не только с высокой концентрацией адреналина в крови, но и с авантюризмом и постоянным риском провала. Какими качествами должен обладать продюсер? - Вообще-то это профессия необычайно тяжелая. Однажды после концерта Спивакова выхожу на улицу и вижу свою сотрудницу, мою выпускницу - она сияет, как солнце. Ей замечательно, а перед этим были невероятно тяжелые дни: вывозили большой коллектив, бесконечные переговоры, поездки в аэропорт. Подошел к ней и говорю: "В нашей жизни будет всего лишь 10 -15 минут счастья, но они компенсируют всю ту тяжесть, которая им предшествовала". - Какими качествами должен обладать продюсер? - Во-первых, верить в победу, быть нацеленным только на успех. Во-вторых, уметь преодолевать трудности и понимать, что его внутренние состояния - это только его проблемы. Ну и самое главное, конечно, - он должен обладать чутьем. Чувствовать, что важно сейчас, что окажется интересным. Конечно, каждый может и ошибиться. - Вы - один из самых успешных продюсеров, и ваших проектов хватило бы на многих. Зачем вам нужно усложнять свою жизнь наукой, студентами, книжками? - Вы не первая, кто задает подобный вопрос. Этим часто интересуются и мои коллеги. Есть масса театров, которые разрушаются в связи с тем, что великие мастера, их руководители, не оставили учеников. Завтрашний день и, поверьте, - это не высокие слова, будет требовать все больше и больше продюсеров. Если еще несколько лет назад мы перед вступительными экзаменами на продюсерский факультет ГИТИСа практически кричали "Ау!", то в этом году конкурс составил 15 человек на место, и не сомневаюсь, что с каждым годом он будет возрастать. Я получаю удовольствие от общения со студентами, мне необычайно интересно превращать детей в профессионалов. К тому же так сложилась жизнь, что с педагогами, своими нынешними коллегами по ГИТИСу, я нахожусь в контакте очень давно. Есть такая замечательная история. В 1969 году я поступал на факультет экономики и организации театра и кино в ЛГИТМИК, на второй набор. До этого я отслужил в армии и должен был либо вернуться в южный город Одессу, откуда я родом, либо поступить в институт. До экзаменов оставалось несколько месяцев, и я пошел работать на стройку разнорабочим. Мы строили Филиал Ленинградского университета в Петродворце. Жил со строителями в общежитии, знаю кровавые воскресенья дней получки, когда ящиками строители покупали портвейн, а потом бились насмерть. Я же сидел и читал книжки. Так вот, после трех коллоквиумов, которые я сдал на пятерки, была устная математика. Открыл билет и понял, что моя жизнь в этом направлении закончилась. Сижу и рисую бессмысленные треугольники. Молодой педагог посмотрел на меня печально: "Вам тройки будет достаточно, чтобы поступить?". Это был Юрий Матвеевич Орлов, нынешний завкафедрой менеджмента сценических искусств ГИТИСа, руководитель моей диссертации. Так сложились мои личные обстоятельства, что после третьего курса я ушел из института и уехал работать в Смоленский театр, куда прибыл с лекциями Геннадий Григорьевич Дадамян. Через 15 минут общения уже казалось, что мы знакомы с ним всю жизнь. Он был стимулом моего восстановления в ГИТИСе на заочном отделении. С этими людьми меня так крепко переплела жизнь, что предложение Орлова о преподавании показалось вполне органичным. Несколько лет я преподавал, а потом набрал свой курс. Это было более десяти лет назад, сейчас ГИТИС стал неотъемлемой частью жизни.