28.08.2024
"Хочется побыстрее нашей победы…": Александр Калягин рассказал о новом сезоне «Et Cetera» и переживаниях за бойцов
Анастасия Плешакова ,
Комсомольская правда
10.06.2024
«В театре возможно все, кроме пошлости и скуки»
Дарья Долинина ,
"Комсомольская правда. Самара"
01.03.2024
Наталья Баландина: "Каждая роль - это подарок"
Татьяна Алексеева ,
Театральная афиша столицы
21.01.2024
Новости культуры с Владиславом Флярковским: режиссер Ичэнь Лю о премьере "Чайной"
Телеканал "Россия-Культура"
13.01.2024
Программа "Слушаем! Мужской разговор" на "Радио России" с участием Александра Калягина
Радио России
Пресса
2024
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2002
2001
2000
1999
Александр Калягин: Нам всем необходимо найти свою дорогу!
Борис Войцеховский
"Вечерняя Москва" ,
22.06.2015
Международная летняя школа Союза театральных деятелей РФ завершает свою работу на этой неделе. О том, что происходит с театром, существует ли «кризис сцены» и необходима ли подмосткам цензура со стороны общества, «ВМ» рассказал руководитель школы – актер, режиссер и художественный руководитель театра «Et Cetera» Александр Калягин.
Несмотря на завершающийся театральный сезон, жизнь на театральных подмостках кипит активнее, чем бульон в скороварке. Одно неловкое движение — и пар вырывается изо всех щелей, обжигая каждого, кто находится рядом. На днях, к примеру, вновь случилось нехорошее: у нескольких московских театров прокуратура потребовала отчет за употребление мата и показ интимных сцен.
- В этой непростой ситуации вы руководите не только театром Et Cetera , но и проектом «Школа СТД», цель которого сформулирована как «поддержка молодых деятелей театра, активизация творческой мобильности, реализация творческих инициатив». Насколько сегодня востребованы инициативы, выходящие за границы привычного классического театра?
- Я не знаю, где лежат границы привычного классического театра, и вообще, какой театр вы называете «привычным классическим». Есть театр талантливый, и есть театр неталантливый, так же как инициативы — есть интересные, яркие, неожиданные, а встречаются идеи серые и банальные, при этом претендующие на авангардизм.
- Вот ваша цитата: «Что нужно для старта молодым талантливым людям, жаждущим сказать новое слово в искусстве? Прежде всего, необходимо пространство, где это слово будет услышано». Ваша школа, несомненно, такое пространство. Но… Не является ли она пространством искусственным, покинув которое, ученики столкнутся совсем с другой реальностью?
- Школа — это пространство для творчества, в котором оказываются молодые артисты из разных стран мира. Конечно, это пространство искусственно нами создано, которое живет в реальности всего один месяц. И в этот месяц участники школы очень многое успевают: пройти мастер-классы, научиться навыкам профессии, выпустить спектакль, сыграть роли… Наконец, подружиться. Это реальная жизнь школы, а после ее окончания каждый возвращается в свою реальную жизнь, которой жил прежде. Конечно, она другая, но это нормально.
- И там, в этой реальности, помимо всего прочего, существует и такая штука, как Союз театральных деятелей. Вы — его председатель. И, по идее, сейчас я должен был бы спросить у вас о чем-то глобальном. Но, исходя из всего вышесказанного, мучает совсем другой — простой — вопрос: а есть ли он вообще, этот союз?
- Конечно, Союз театральных деятелей есть!
- Я говорю не об организации как таковой, не о юридическом лице, а, скорее, о единомыслии, сплоченности, которых не наблюдаю.
- Союз, повторюсь, есть. Но поскольку это союз творческих людей, то нельзя не учитывать тот факт, что каждый творческий человек — это индивидуальность, не похожая ни на кого другого. Мы, люди театра, безусловно, все очень разные, с разными взглядами, разными вкусами, пристрастиями… Однако, поверьте мне: когда надо, наш союз сплочен и проявляет полное единомыслие. Когда надо встать на защиту интересов театра, все выступают единым фронтом.
- Александр Александрович, как думаете: цензура возвращается? Не так давно, например, была ситуация, когда на театр ополчилась церковь. Конфликт налицо. Как выйти из него?
- Театр должен наконец перестать заниматься провокациями — я давно об этом говорю... Я много раз предупреждал, что цензура может возникнуть не по требованию власти, а само общество может потребовать возрождения цензуры. Церковь же — часть общества, и ее позиция не может быть проигнорирована. Так что единственный способ избежать усугубления этого конфликта — искать пути диалога.
- Все претензии этого общества — к репертуару. Кто, на ваш взгляд, должен определять репертуарную политику? Раньше, к примеру, в каждом театре был завлит.
- Довольно странный вопрос. Конечно, художественный руководитель, а кто же еще? Он, и только он единственный, несет ответственность за все, что происходит на сцене!
- Между тем недавно назначенный директор Театра на Таганке Ирина Апексимова сказала не так давно о том, что художественный руководитель — это, по сути, атавизм. Мол, куда важнее иметь грамотного директора, который сможет приглашать хороших режиссеров. Согласны?
- Категорически не согласен. По сути это разрушение репертуарного театра. Грамотный менеджер нужен театру, кто спорит, но художественную линию театра, его стиль, направление определяет только художественный руководитель.
- Профессионалы от сцены не могут договориться между собой по многим вопросам. В том числе идеологическим. Вот итог: в последние несколько лет столичные театры достаточно четко разделились на «классические» и «современные». С одной стороны — Малый и МХАТ, с другой — «Практика» и «Гоголь-центр». Это раскол или нормальное явление?
- Театр всегда современен, хотя бы потому, что существует здесь и сейчас. Малый театр такой же современный театр, как и театр «Практика», просто они работают в разной эстетике. И это не раскол. Тот же Театр на Таганке в свое время работал тоже не так, как Малый или МХАТ имени Горького.
- Вспомним и вот что: уже долгое время как худруками, так и зрителями активно обсуждается вопрос, чем должен являться современный столичный театр. Он исключительно «храм искусства»? Или театр должен стать культурным центром, где были бы и кафе, и магазины, где проводились бы мастер-классы, лекции?
- Мне кажется, что абсолютно каждый театр должен определять свою художественную программу сам. А как может быть иначе! Кто-то, кто называет театр «храмом», считает, что он должен создавать спектакли и играть их для зрителей, и в этом и есть главное и, может быть, единственное предназначение театра. Кто-то строит культурные центры, и в этом тоже нет ничего плохого…
- Скажите, как специалист: может ли столичный театр сам себя прокормить исключительно постановками? То есть можно ли полностью обойтись без господдержки?
- Нет, не может.
- То есть вот эта поза — мол, и господдержка нам не нужна, и коммерцией мы заниматься не будем — это…
- Это утопия! Без поддержки живут только те театры, у которых есть спонсоры.
- В какую сторону вообще движется театр? Можете обрисовать хотя бы примерные перспективны?
- В журнале «Театрал» я веду колонку. И в одной из последних я процитировал Александра Сергеевича Пушкина:
Хоть убей, следа не видно;
Сбились мы, что делать нам!
В поле бес нас водит, видно,
Да кружит по сторонам.
Я думаю, что в сегодняшней ситуации театр кружит по сторонам, потому что давно уже нет одного направления. Я написал в этой колонке: на одной стороне стоит «воплощенной укоризною либерал-идеалист», а на другой стороне — «патриот», бьющий себя в грудь и призывающий запретить все и вся. И единственная перспектива, которую я вижу, это выйти на общую дорогу.
- Но пока этой общей дороги не видно. Значит, дело «пахнет» кризисом?
- Знаете… Кто-то искренне считает, что сегодня мы переживаем театральный ренессанс, кто-то убежден, что кризис. Но, по большому счету, совершенно неважно, кто из них прав...
- Терминология, правда, не важна. Куда важнее суть.
- Современный театр развивается, движется, меняется, обновляется, возвращается к традициям и расстается с ними — театр живет своей жизнью, независимо от того, как его оценивают.
Несмотря на завершающийся театральный сезон, жизнь на театральных подмостках кипит активнее, чем бульон в скороварке. Одно неловкое движение — и пар вырывается изо всех щелей, обжигая каждого, кто находится рядом. На днях, к примеру, вновь случилось нехорошее: у нескольких московских театров прокуратура потребовала отчет за употребление мата и показ интимных сцен.
- В этой непростой ситуации вы руководите не только театром Et Cetera , но и проектом «Школа СТД», цель которого сформулирована как «поддержка молодых деятелей театра, активизация творческой мобильности, реализация творческих инициатив». Насколько сегодня востребованы инициативы, выходящие за границы привычного классического театра?
- Я не знаю, где лежат границы привычного классического театра, и вообще, какой театр вы называете «привычным классическим». Есть театр талантливый, и есть театр неталантливый, так же как инициативы — есть интересные, яркие, неожиданные, а встречаются идеи серые и банальные, при этом претендующие на авангардизм.
- Вот ваша цитата: «Что нужно для старта молодым талантливым людям, жаждущим сказать новое слово в искусстве? Прежде всего, необходимо пространство, где это слово будет услышано». Ваша школа, несомненно, такое пространство. Но… Не является ли она пространством искусственным, покинув которое, ученики столкнутся совсем с другой реальностью?
- Школа — это пространство для творчества, в котором оказываются молодые артисты из разных стран мира. Конечно, это пространство искусственно нами создано, которое живет в реальности всего один месяц. И в этот месяц участники школы очень многое успевают: пройти мастер-классы, научиться навыкам профессии, выпустить спектакль, сыграть роли… Наконец, подружиться. Это реальная жизнь школы, а после ее окончания каждый возвращается в свою реальную жизнь, которой жил прежде. Конечно, она другая, но это нормально.
- И там, в этой реальности, помимо всего прочего, существует и такая штука, как Союз театральных деятелей. Вы — его председатель. И, по идее, сейчас я должен был бы спросить у вас о чем-то глобальном. Но, исходя из всего вышесказанного, мучает совсем другой — простой — вопрос: а есть ли он вообще, этот союз?
- Конечно, Союз театральных деятелей есть!
- Я говорю не об организации как таковой, не о юридическом лице, а, скорее, о единомыслии, сплоченности, которых не наблюдаю.
- Союз, повторюсь, есть. Но поскольку это союз творческих людей, то нельзя не учитывать тот факт, что каждый творческий человек — это индивидуальность, не похожая ни на кого другого. Мы, люди театра, безусловно, все очень разные, с разными взглядами, разными вкусами, пристрастиями… Однако, поверьте мне: когда надо, наш союз сплочен и проявляет полное единомыслие. Когда надо встать на защиту интересов театра, все выступают единым фронтом.
- Александр Александрович, как думаете: цензура возвращается? Не так давно, например, была ситуация, когда на театр ополчилась церковь. Конфликт налицо. Как выйти из него?
- Театр должен наконец перестать заниматься провокациями — я давно об этом говорю... Я много раз предупреждал, что цензура может возникнуть не по требованию власти, а само общество может потребовать возрождения цензуры. Церковь же — часть общества, и ее позиция не может быть проигнорирована. Так что единственный способ избежать усугубления этого конфликта — искать пути диалога.
- Все претензии этого общества — к репертуару. Кто, на ваш взгляд, должен определять репертуарную политику? Раньше, к примеру, в каждом театре был завлит.
- Довольно странный вопрос. Конечно, художественный руководитель, а кто же еще? Он, и только он единственный, несет ответственность за все, что происходит на сцене!
- Между тем недавно назначенный директор Театра на Таганке Ирина Апексимова сказала не так давно о том, что художественный руководитель — это, по сути, атавизм. Мол, куда важнее иметь грамотного директора, который сможет приглашать хороших режиссеров. Согласны?
- Категорически не согласен. По сути это разрушение репертуарного театра. Грамотный менеджер нужен театру, кто спорит, но художественную линию театра, его стиль, направление определяет только художественный руководитель.
- Профессионалы от сцены не могут договориться между собой по многим вопросам. В том числе идеологическим. Вот итог: в последние несколько лет столичные театры достаточно четко разделились на «классические» и «современные». С одной стороны — Малый и МХАТ, с другой — «Практика» и «Гоголь-центр». Это раскол или нормальное явление?
- Театр всегда современен, хотя бы потому, что существует здесь и сейчас. Малый театр такой же современный театр, как и театр «Практика», просто они работают в разной эстетике. И это не раскол. Тот же Театр на Таганке в свое время работал тоже не так, как Малый или МХАТ имени Горького.
- Вспомним и вот что: уже долгое время как худруками, так и зрителями активно обсуждается вопрос, чем должен являться современный столичный театр. Он исключительно «храм искусства»? Или театр должен стать культурным центром, где были бы и кафе, и магазины, где проводились бы мастер-классы, лекции?
- Мне кажется, что абсолютно каждый театр должен определять свою художественную программу сам. А как может быть иначе! Кто-то, кто называет театр «храмом», считает, что он должен создавать спектакли и играть их для зрителей, и в этом и есть главное и, может быть, единственное предназначение театра. Кто-то строит культурные центры, и в этом тоже нет ничего плохого…
- Скажите, как специалист: может ли столичный театр сам себя прокормить исключительно постановками? То есть можно ли полностью обойтись без господдержки?
- Нет, не может.
- То есть вот эта поза — мол, и господдержка нам не нужна, и коммерцией мы заниматься не будем — это…
- Это утопия! Без поддержки живут только те театры, у которых есть спонсоры.
- В какую сторону вообще движется театр? Можете обрисовать хотя бы примерные перспективны?
- В журнале «Театрал» я веду колонку. И в одной из последних я процитировал Александра Сергеевича Пушкина:
Хоть убей, следа не видно;
Сбились мы, что делать нам!
В поле бес нас водит, видно,
Да кружит по сторонам.
Я думаю, что в сегодняшней ситуации театр кружит по сторонам, потому что давно уже нет одного направления. Я написал в этой колонке: на одной стороне стоит «воплощенной укоризною либерал-идеалист», а на другой стороне — «патриот», бьющий себя в грудь и призывающий запретить все и вся. И единственная перспектива, которую я вижу, это выйти на общую дорогу.
- Но пока этой общей дороги не видно. Значит, дело «пахнет» кризисом?
- Знаете… Кто-то искренне считает, что сегодня мы переживаем театральный ренессанс, кто-то убежден, что кризис. Но, по большому счету, совершенно неважно, кто из них прав...
- Терминология, правда, не важна. Куда важнее суть.
- Современный театр развивается, движется, меняется, обновляется, возвращается к традициям и расстается с ними — театр живет своей жизнью, независимо от того, как его оценивают.