Подписка на новости

Подписаться на новости театра

Поиск по сайту
Версия для слабовидящих
Заказ билетов:
+7 (495) 781 781 1
Пушкинская карта

МОСКОВСКИЙ ТЕАТР «Et Cetera»

Et Cetera

художественный руководитель александр калягин

главный режиссер Роберт Стуруа

Пресса

«Мандат» Эрдмана 98 лет спустя

Валерия Вербинина
20.03.2023
Комедия «Мандат» была впервые поставлена Вс. Мейерхольдом в театре его имени в 1925 году. Нынешняя постановка Владимира Панкова приурочена к 30-летию театра Et Cetera. И хотя нынешний «Мандат» несет на себе яркий отпечаток творческой манеры режиссера, в какой-то мере он является перекличкой с тем, первым «Мандатом», от которого не сохранилось записей, но представление о котором все же можно составить благодаря документам, рецензиям и фотографиям.

Например, на фото первый исполнитель роли Гулячкина Эраст Гарин предстает очень высоким и худым. Нынешний Гулячкин (Григорий Старостин) тоже высок и худ. Его сестру Варвару Зинаида Райх играла с «косолапой походкой» и «кукольным писком интересничающей барышни». Наталья Благих сохранила писк, но режиссер изменил ее походку на балетную. В декорации «Мандата» 1925 г. поверхности разделены по вертикали на квадраты. Декорации Максима Обрезкова по вертикали разделены на прямоугольники и добавлен потолок из таких же прямоугольников (дверей). У Мейерхольда эпизоды были разделены пантомимами, у Панкова, напротив, один из персонажей громко объявляет номера явлений и задействованных персонажей.

Поэтому нынешняя постановка «Мандата» будет более интересна тем, кто разбирается в творчестве Мейерхольда, Эрдмана, драматургии 20-х годов и в истории этого периода. Человеку неподготовленному текст почти наверняка покажется устаревшим и непонятным, а действие — обычной клоунадой. Когда герой-приспособленец сознается, что не знает, что такое РКП, зал молчит, потому что тоже уже этого не знает. Без понимания контекста эпохи комедия будет представляться пересыпанным шуточками набором фиг в карманах, адресованных непонятно кому.

Сюжетно «Мандат» — история семьи Павла Гулячкина, из которой остались он сам, его сестра и мать. Ненавидя советский строй, он все же не теряет надежды к нему приспособиться и выдает себя за члена партии (в которую тогда было не так просто вступить). Одновременно кухарку Гулячкиных Настю из-за случайного стечения обстоятельств принимают за великую княжну. После серии недоразумений истина выходит наружу. В спектакле Панкова много музыки, движения, карикатуры и гротеска. Есть даже персонаж, который ведет себя в манере Иосифа Виссарионовича. В жизни столкновение с последним Эрдмана обернулось для автора «Мандата» ссылкой, а Мейерхольду с Райх пришлось гораздо хуже - они потеряли жизнь.

Источник: https://moscultura.ru/otzyv/2023/mandat-erdmana-98-let-spustya