Подписка на новости
Поиск по сайту
Версия для слабовидящих
Заказ билетов:
+7 (495) 781 781 1
Пушкинская карта

МОСКОВСКИЙ ТЕАТР «Et Cetera»

Et Cetera

художественный руководитель александр калягин

главный режиссер Роберт Стуруа

Пресса

Театр в России больше, чем театр. «Встречи в Одессе» близятся к концу...

Мария Гудыма
«ТАЙМЕР» , 10.09.2012
Спектаклем Киевского академического драматического театра на Подоле «Лёвушка» по пьесе Анатолия Крыма 11 сентября на сцене Одесского академического русского драматического театра будет завершён Международный театральный фестиваль «Встречи в Одессе». Штатный театрал ТАЙМЕРА Мария Гудыма следила за праздником русской Мельпомены. Фестиваль русских драматических театров Украины и стран ближнего и дальнего зарубежья в этом году предложил публике программу только на основной сцене (а бывало и по 16 спектаклей за неделю на разных площадках), но впечатления при всём том подарил глубокие. Отбор организаторов во многих случаях подтверждал: как и прежде, русский театр берёт на себя гораздо большие обязательства, чем то предлагает индустрия развлечений. Это по-прежнему кафедра, с которой, как заметил ещё Гоголь, можно сказать много добра, это также и некий кабинет психотерапевтической поддержки, в котором можно оздоровить душу. Спектакль «Моя Марусечка» по повести Александры Васильевой в постановке Марины Брусникиной, который сыграл Московский театр Et cetera (руководитель коллектива – Александр Калягин), ставший одной из самых резонансных премьер сезона, вызвал неоднозначную реакцию публики. Десяток зрителей в середине спектакля покинули зал (вообще-то это можно было сделать не так демонстративно, не стуча копытами), но оставшиеся в финале, заливаясь натуральными слезами, аплодировали стоя. «Бабство под видом искусства», – изрёк некий анонимный зритель позднее на театральном форуме, подтвердив печальную истину: уважение к женщине в нашем обществе по-прежнему не на высоте! А «Марусечка» – как раз щемящий, берущий за душу рассказ о русской женщине, о её сложной судьбе и необычайной способности дарить окружающим любовь, сострадать и делать добро. «У каждого, наверное, есть своя Марусечка, тот самый главный человек, который был неприметен при жизни, но которого помнишь потом до конца дней своих, – пишет о спектакле российский критик Наталья Витвицкая. – Та самая русская женщина, которая жертвует собой так же легко и привычно, как другие по утрам пьют кофе... «Моя Марусечка» – это очень искренний спектакль для тех, кто ещё способен на душевные движения, на чувства, на любовь. Каждая роль здесь – это партитура, поэтому со сцены повесть Васильевой слушается как симфоническое произведение. С ювелирной точностью выверены режиссёром все смысловые акценты и паузы в диалогах героев. Саму Марусечку играют сразу пять актрис, они же по очереди примеряют на себя образы остальных действующих лиц этой истории. Поэтичная разноголосица задевает за живое и не отпускает до финала». Своя Марусечка была и у меня – сестра матери моей мамы, бабушка Маруся (имя-то какое жертвенное!), чья судьба после войны весьма напоминала судьбу героини спектакля. Жизнь очень многого недодала целому поколению советских женщин, и как удавалось многим не озлобиться, но сиять звездой путеводной для близких и далёких! В спектакле масса узнаваемых чёрточек послевоенного быта (сценография Екатерины Кузнецовой), прежде всего радио, из которого доносятся оперные арии и дуэты, а вовсе не расхлястанная попса, как часто бывает сегодня. И герои «Марусечки», отродясь не бывавшие в оперных театрах, знают на слух репертуар, с первой ноты включаются, подпевая Ленскому из «Евгения Онегина», перевоплощаясь в Лизу и Полину из «Пиковой дамы». Так было, было, это отнюдь не режиссёрская выдумка! Актрисы Мария Скосырева, Анжела Белянская, Антонина Берёзка,  Наталия Житкова и Анастасия Попова по очереди примеряют на себя Марусечкину судьбу, произносят реплики от её имени, проживают её такую простую, но достойную жизнь. И только лелеющий свою душевную глухоту зритель мог сбежать с этой, к слову, одноактной постановки.