Пресса
Алматы ("Большие гастроли ", октябрь 2024)
Кемерово (сентябрь 2024)
Самара ("Большие гастроли", июнь 2024)
Тамбов (фестиваль "Виват, театр!" )
Камчатка ("Большие гастроли", сентябрь 2023)
Магадан ("Большие гастроли", сентябрь 2023)
Казань ("Большие гастроли", июнь 2023)
Луганск ( "Большие гастроли", апрель 2023)
Сургут (Большие гастроли, сентябрь 2022)
Горно-Алтайск ("Большие гастроли", 2021)
Санкт-Петербург (фестиваль "LOFT", 2021)
Калининград (Балтийские сезоны, октябрь 2019)
Берлин (октябрь 2019)
Кузбасс (май-июнь 2019)
Санкт-Петербург (октябрь 2018)
Рим (сентябрь 2018)
Санкт-Петербург (май 2018)
Тбилиси (март-апрель 2018)
Хабаровск (Большие гастроли, июль 2017)
Белгород
Тбилиси (Грузия)
Киров
Колумбия (Богота)
Буэнос-Айрес (Аргентина)
Гавана (Куба)
Гданьск (Польша)
Ереван (Армения)
Иркутск
Иркутск, Улан-Удэ, Чита
Калиниград (Балтийские сезона)
Киев (Украина)
Одесса (Украина)
Оренбург
Рига (Латвия)
Тель-Авив (Израиль)
Это было у моря
Дмитрий Хованский
Газета «Культура» ,
20.10.2011
Вот уже шесть лет “Южная Пальмира” собирает у себя театральные коллективы на Фестивале “Встречи в Одессе”. За это время одесская публика успела познакомиться с более чем полусотней театров из 30 городов и 12 стран. В этом году театральный форум стал частью Первого международного фестиваля культуры и искусств стран СНГ “Встречи друзей” и собрал множество именитых гостей. Среди прочих на его открытии присутствовали один из самых выдающихся современных режиссеров Роберт Стуруа, который привез на фестиваль свой спектакль “Шейлок (Венецианский купец)”, и председатель СТД РФ, художественный руководитель Театра “Et Cetera” Александр Калягин. Еще одной особенностью нынешнего фестиваля стало то, что, помимо Экспертного совета, в его работе приняло участие молодежное жюри, в состав которого вошли критики из Москвы, Одессы, Ульяновска, Кишинева и Нижнего Новгорода. Экспертный совет возглавила театральный критик Наталья Старосельская. В один из дней фестиваля прошла презентация ее новой книги “Кирилл Лавров” из серии “Жизнь замечательных людей”. Фестиваль открылся спектаклем московского Театра “Et Cetera” “Шейлок (Венецианский купец)”. Этому спектаклю уже более десяти лет, но с каждым годом становится все очевиднее, что Роберту Стуруа удалось во многом предугадать те страшные события, которые произошли в мире за это время. Пьеса Шекспира по воле режиссера становится увеличительным стеклом (а порой и кривым зеркалом), направленным на современный мир, одной из важнейших проблем которого является невозможность найти общий язык. Темы непонимания и вражды на почве религии, национальности и различия культурных ценностей нашли свое воплощение в замечательных актерских работах. Дуэт Александра Калягина (Шейлок) и Виктора Вержбицкого (Антонио) стал настоящим подарком одесским зрителям. Харьковский русский драматический театр имени А.С.Пушкина привез спектакль “Глаза дня (Мата Хари)”. К великому сожалению, буквально на следующий день после спектакля пришло известие о смерти художественного руководителя театра, режиссера Александра Барсегяна. Мелодрама (порой с элементами мистики) по пьесе Елены Греминой о переплетении двух женских судеб: популярной некогда актрисы Клод Франс (Анна Оцупок) и всемирно известной шпионки Маты Хари (Александра Богатырева) – стала его последней работой. Санкт-Петербургский театр имени В.Ф.Комиссаржевской показал спектакль “Шесть блюд из одной курицы” – легкую комедию положений по пьесе Ганны Слуцки, главную роль в которой исполнила замечательная актриса Галина Короткевич. Уже знакомый одесской публике Московский театр “Сфера” представил свою последнюю премьеру “Красотка и семья” по пьесе Сомерсета Моэма. Несмотря на то, что актеры не вполне освоились на новой площадке, а многочисленные музыкальные номера просто оглушали, одесская публика хорошо приняла этот спектакль. Особое место в программе занял спектакль по пьесе А.П.Чехова “Чайка” хозяев фестиваля – Одесского русского драматического театра. Этой постановке уже более шести лет, и за это время в ней сменились многие исполнители. Постановку Алексея Литвина вполне можно назвать классической. Благодаря режиссеру и художнику Григорию Фаеру перед зрителем с первых минут спектакля разворачивается противоборство “старых и новых форм искусства”. Два помоста, выстроенные в левой и правой частях сцены, символизируют два театральных мира. Королевой одного из них становится Аркадина (Лариса Коршунова), а непризнанным гением второй – ее сын Треплев (Сергей Поляков). Особенная манера общения персонажей, призванная подчеркнуть разобщенность и театральность жизни героев Чехова, погружает зрителя в мир театра и приводит к трагедии в финале спектакля. Среди прочих хочется отметить замечательные актерские работы Олега Школьника (Сорин), Анастасии Швец (Нина Заречная), Юрия Невгамонного (Тригорин). Разножанровость всегда была особой чертой Фестиваля “Встречи в Одессе”. Этот год не стал исключением. И несмотря на такую разнообразную фестивальную программу, на мой взгляд, в памяти останутся прежде всего спектакли двух театров: Казанского русского большого драматического театра имени В.И.Качалова и Московского театра “Эрмитаж”. Как это ни странно, но самым одесским спектаклем стала постановка главного режиссера Казанского театра Александра Славутского “Квадратура круга”. Водевиль по повести одессита Валентина Катаева своей легкостью и зажигательным юмором опьянял, словно бокал шампанского. Лирическая коммунистка Тоня (Эльза Фардеева), излишне нежная, а порой и строгая мещаночка Людмила (Елена Ряшина), искрометный Вася (Илья Славутский) и несчастный и вечно голодный Абрам (Марат Голубев) поражали темпераментом и искренностью. И какая бы проблема ни решалась в данный момент на сцене, от квартирного вопроса до жизненно важного “этично ли целовать руку беспартийному товарищу?”, становилось понятно, что главное в жизни этих людей – молодость, колоссальная энергия и, конечно, любовь. Здесь звучал чистый и, по словам одного одесского зрителя, “умный смех”, а это в наше время дорогого стоит. Символично, что действие спектакля Московского театра “Эрмитаж” “Меня убить хотели эти суки” происходит в 1937 году – всего на десять лет позже написанной Катаевым “Квадратуры круга”. Но слишком многое успело измениться за это время. Режиссер Михаил Левитин поставил спектакль по роману Юрия Домбровского “Факультет ненужных вещей” и назвал его по первой строчке известного стихотворения того же автора. Сам роман, пришедший к читателю только во время перестройки, стал одним из символов уходящей эпохи. Но, в отличие от многих других подобных произведений, сам роман и прежде всего постановка Михаила Левитина стали не столько изобличением беспощадной глупости советской системы, сколько уроком уважения к истории и к нашему общему прошлому. Главный герой – молодой историк Зыбин, попадая в мир типичного советского ведомства, со временем из обычного человека превращается в саму Историю, что лишь подчеркивает нелепость сыплющихся на него беспочвенных обвинений. Но и окружающий Зыбина мир – не картонная иллюстрация “того времени”. Свойственная Театру “Эрмитаж” эксцентрическая манера существования актеров лишь подчеркивает жизнь, бурлящую в каждом из персонажей. Это и следователи Мячин (Алексей Шулин), Гуляев (Александр Ливанов), Бешеный (Петр Кудряшов), Хрипушин (Сергей Олексяк), и замечательные женские образы – Лина (Ирина Качуро), Тамара (Александра Володина-Фроленкова) и Мадам Смерть (Екатерина Тенета). Невозможно забыть Михаила Филиппова, сыгравшего сразу двух братьев – Якова Абрамовича Неймана и Романа Львовича Штерна. Михаил Левитин, родившийся в Одессе, впервые привез свой театр в родной город и, безусловно, покорил его.