25.12.2024
Александр Калягин о премьерах театра "Et Cetera", работе артиста в театре и киноролях
Москва 24
28.11.2024
Нар.арт.РФ Людмила Дмитриева - гость программы Татьяны Устиновой "Мой герой"
Телеканал "ТВЦ"
29.10.2024
Александр Калягин: Заставляйте себя делать добро!
Карлыгаш Нуралиева ,
Комсомольская правда (Казахстан)
23.10.2024
Здравствуйте, я ваш Калягин
Надежда Пляскина ,
Аргументы и факты (Казахстан)
15.10.2024
Александр Калягин: «Приемлю всё, кроме пошлости и скуки»
"Комсомольская правда" (Казахстан)
28.08.2024
"Хочется побыстрее нашей победы…": Александр Калягин рассказал о новом сезоне «Et Cetera» и переживаниях за бойцов
Анастасия Плешакова ,
Комсомольская правда
10.06.2024
«В театре возможно все, кроме пошлости и скуки»
Дарья Долинина ,
"Комсомольская правда. Самара"
01.03.2024
Наталья Баландина: "Каждая роль - это подарок"
Татьяна Алексеева ,
Театральная афиша столицы
21.01.2024
Новости культуры с Владиславом Флярковским: режиссер Ичэнь Лю о премьере "Чайной"
Телеканал "Россия-Культура"
13.01.2024
Программа "Слушаем! Мужской разговор" на "Радио России" с участием Александра Калягина
Радио России
Пресса
2024
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2002
2001
2000
1999
Петер Штайн: Такое впечатление, что мои постановки приносят России несчастье
Ольга Романцова
"The New Times" ,
19.01.2015
Всемирно известный немецкий режиссер Петер Штайн выпускает в театре «Et Cetera» пушкинского «Бориса Годунова». Накануне премьеры он рассказал The New Times, почему считает Пушкина одним из самых современных авторов и в чем видит параллели «смутного времени» с нынешней ситуацией в России
В 1993 году, когда Штайн приехал в Москву репетировать «Орестею», у Белого дома стояли танки. Постановка «Гамлета» в 1998 году совпала с дефолтом и обвалом рубля, а прошлогодняя работа над оперой Верди «Аида» в театре Станиславского и Немировича-Данченко — с событиями на Украине и присоединением Крыма.
Как так получается, что вы все время приезжаете работать в Россию в переломные исторические моменты?
Такое впечатление, что мои постановки приносят России несчастья.
Какой вам запомнилась Россия в октябре 1993 года?
Это была настоящая гражданская война. Слава богу, эти перемены обошлись для России малой кровью — все могло быть гораздо страшнее. Надеюсь, после жутких последствий Октябрьской революции 1917 года и страшных потерь во Второй мировой войне русский народ больше не захочет кровопролития из-за политической нестабильности.
Пушкин в помощь
Но ведь именно такой стала за последний год ситуация в России и в мире. Это как-то повлияло на вашу трактовку «Бориса Годунова»?
Обычно я ставлю пьесу, чтобы глубже проникнуть в ее смысл, а не для того, чтобы внести в нее образы, позаимствованные из телевизора или из интернета. Я взялся за «Бориса Годунова» в первую очередь потому, что люблю Пушкина и высоко его ценю. Уже года четыре занимаюсь этой пьесой! В 2010 году я поставил в Вене моноспектакль «Евгений Онегин» и до сих пор играю его. Кроме того, я выпустил три оперы Чайковского по произведениям Пушкина — «Мазепу», «Евгения Онегина» и «Пиковую даму». Были планы поставить оперу Мусоргского «Борис Годунов», но этот проект не состоялся.
Есть еще одна причина, по которой я решил обратиться в России именно к русскому автору, а не, скажем, к Шекспиру. Когда я в 98 году работал в Москве над «Гамлетом», мы половину репетиционного времени потратили на то, чтобы сделать достойный перевод. Все-таки перевод Бориса Пастернака не слишком точен: это скорее не перевод, а авторская обработка шекспировского текста. Вот я и решил, что теперь надо брать Пушкина, где уж точно не будет никаких «трудностей перевода».
Впрочем, вполне возможно, это была не самая лучшая идея. Ведь сразу возникла другая проблема: а как русские актеры произносят стихи Пушкина? Я — иностранец, но слышу и чувствую, что они не всегда достойно с этим справляются. Особенно молодые. Хотя, например, исполнитель роли Бориса Владимир Симонов и другие его опытные партнеры по сцене читают стихи прекрасно.
Иногда на репетициях мне кажется, что актерам не очень интересно то, что я им говорю. Они думают, наверное: «Ты же даже русского языка не знаешь! Так помолчи, а не объясняй нам, что такое Пушкин и его стихи». До премьеры остались считаные дни, но я до сих пор не нашел выхода из этой ситуации.
За «Борисом Годуновым» ходит слава пьесы, которую нельзя поставить. Мол, режиссера, взявшегося за эту трагедию, можно только пожалеть.
В пьесе 23 картины, совершенно разные по жанру. Гротесковые, комические или даже сцены в жанре «экшен». Это очень современное построение драматического произведения, и для XIX века оно было очень необычным. События стремительно развиваются, Пушкин переносит место действия из Кремля в Чудов монастырь, с литовской границы — на поле битвы, где сражаются русские с поляками. Мнение о том, что «Борис Годунов» не пригоден для постановки в театре, восходит скорее к XIX веку, чем к нашим дням. Режиссеры пытались как-то переработать эту пьесу, а я ставлю 23 разные по жанру картины именно так, как они написаны. Правда, все это нельзя сделать в одной декорации. Поэтому в эпизоде в Чудовом монастыре у нас на сцену выезжает небольшой постамент, на котором находится келья Пимена. А границу между Литвой и Россией обозначает шлагбаум.
Дорога к власти
После того как вы в 1970 году возглавили берлинский театр «Шаубюне», вас в Германии порой попрекали излишней политизированностью. А вот сейчас иногда кажется, что политика вас больше не интересует.
Она меня по-прежнему интересует, но в театре не нужна сиюминутная актуальность. Мне интересно не это.
А что?
Интересно наблюдать, как человек добивается власти, захватывает и какими средствами потом ее удерживает. Править Россией в «Борисе Годунове» стремятся и Самозванец, и сам Годунов. Но в пьесе они ни разу не встречаются, и Пушкин очень по-разному их преподносит и описывает. Борис долгие годы был регентом при царе Федоре и для того, чтобы прорваться к власти, отдал приказ убить царевича Димитрия. Убийство, совершенное много лет назад, всплывает в его памяти снова и снова, ему все время является призрак — окровавленное дитя. Но в какой-то момент Борис понимает, что выступил против божественного мироустройства — это происходит, когда патриарх рассказывает о чудесном исцелении слепого старика на могилке царевича Димитрия. Ведь что получается? Если царевич после смерти творит чудеса, то, значит, он причислен к лику святых. Именно это обстоятельство вызывает у Годунова муки совести, именно оно предопределило его кончину.
Что касается Григория Отрепьева, то у него ничего нет, кроме фантазии и незаурядных актерских способностей. Он умело использует недовольство народа правлением Бориса. Григорий способен убеждать людей без применения насилия. Поначалу кажется, что Пушкин относится к Самозванцу с большой симпатией. Перед нами молодой, активный человек, который, несмотря на свое стремление к вершинам власти, не хочет проливать русскую кровь — он несколько раз это в пьесе повторяет. Но это у него не получится. Народ, поначалу приветствовавший Самозванца, меняет свое мнение после убийства наследников Бориса. Выходит так, что Отрепьев тоже приходит к власти через смерть — совершает одно убийство за другим, чтобы стать царем. И это тоже приводит его к краху.
В пьесе Пушкина рвутся к власти не только Борис с Самозванцем, но и Марина Мнишек…
У нее только одно желание: стать царицей. Это как если бы Юлия Тимошенко стала претендовать на то, чтобы сменить Путина и захватить власть в России. И Мнишек полагает, что благодаря своей внешней привлекательности способна повлиять на Отрепьева.
И Борис, и Самозванец публично превозносят народ, но на самом деле считают его неблагодарной чернью. А Пушкин, по-вашему, с ними согласен?
Те, кто хочет власти, часто описывают народ как тяжело управляемую, инертную массу. Но Пушкин думает иначе. В его пьесе народу не интересно, выберут на царство Бориса или кого-то другого — это дело бояр. Но когда гнет делается невыносимым, народ начинает сопротивляться, его недовольство растет. Наступил голод — и люди говорят, что в этом виноват Борис, хоть он и открыл им житницы: во время правления царя Федора голода не было. Когда Москва выгорела от пожара, в этом тоже обвиняют Бориса.
Царь считает, что это неблагодарность, но на самом деле это нормальная попытка противостоять угнетателю. Поэтому народ в какой-то момент и кричит: «Да здравствует Димитрий!»
Самая решающая сила
Толпа в «Годунове» изменчива в своих пристрастиях. По-вашему, написанное Пушкиным характерно только для России? Или общество во всем мире так устроено?
Господи, ну конечно, это происходит во всем мире! Почитайте шекспировского «Юлия Цезаря» — вам станет ясно, что везде одно и то же. Римляне вначале кричали: «Да здравствует Брут!» Появляется Марк Антоний, и они с таким же восторгом приветствуют его. И речи, обращенные к народу, в обеих пьесах очень похожи. В «Борисе Годунове» речь боярина Пушкина настолько воспламеняет народ против Бориса и его наследников, что толпа бежит с криками «Да гибнет род Бориса Годунова!» Но когда на самом деле происходит убийство, люди вдруг понимают ужас происходящего и отстраняются от этого. Народ безмолвствует.
Почему?
Из страха, что все вернется на круги своя и останется по-прежнему. Зрители моего спектакля увидят это: я построил народную сцену так, что люди не просто молчат, они жмутся друг к другу, как будто боятся, что сейчас разразится гроза, — толпа сжимается на глазах.
А что вы скажете о властителях наших дней? Они по-прежнему манипулируют народным мнением или со времен Годунова что-то изменилось?
Безусловно, правящие круги до сих пор используют колебания настроений народа. Это мы видим сейчас в России, во время правления Путина. И те, кто управляют фашиствующими движениями на Украине, во Франции или Италии, тоже это используют. Они пытаются потворствовать популистским настроениям, и это очень опасно.
В 2014 году выяснилось, что институты, созданные после Второй мировой войны для урегулирования конфликтов в Европе, больше не работают. У вас нет ощущения, что мир, как в эпоху Годунова, снова вступает в «смутное время»?
Во всем мире сейчас набирают силу консервативные настроения, что сказывается на политическом ландшафте. Возьмите Европу, арабский Восток, Индию, Россию, наконец. В той же Европе есть силы, мечтающие о такой же политической системе, как в России, и Путин — их бог. Да-да, не удивляйтесь, многие европейские политики мечтают об авторитарном правлении. И, кстати, не случайно Кремль активно финансирует праворадикальные партии и, по-моему, даже не пытается это скрывать. К чему я обо всем этом? А к тому, что не зря Пушкина так волновала тема нечистой совести правителей. Всем, кто стоит у власти, очень легко сделать свою совесть нечистой. Они боятся недовольства народа, нечистая совесть подталкивает их на новые нечестные поступки, количество которых растет как снежный ком.
Когда долго стоишь у кормила власти, то постепенно теряешь представление о реальности и просто сходишь с ума. Так было везде, во все времена, во всех странах. Но политики порой забывают о том, что историческая перспектива все время меняется, и твоя власть, какой бы прочной она ни казалась, может рухнуть в одно мгновение. Вспомним: за три картины до финала Самозванец исчезает из пьесы, а в следующем эпизоде умирает Борис Годунов. Правители уходят. А «Борис Годунов» заканчивается народной сценой. Мне кажется, это не случайно. Власть не должна забывать, что самая решающая сила в истории — все-таки народ.
В 1993 году, когда Штайн приехал в Москву репетировать «Орестею», у Белого дома стояли танки. Постановка «Гамлета» в 1998 году совпала с дефолтом и обвалом рубля, а прошлогодняя работа над оперой Верди «Аида» в театре Станиславского и Немировича-Данченко — с событиями на Украине и присоединением Крыма.
Как так получается, что вы все время приезжаете работать в Россию в переломные исторические моменты?
Такое впечатление, что мои постановки приносят России несчастья.
Какой вам запомнилась Россия в октябре 1993 года?
Это была настоящая гражданская война. Слава богу, эти перемены обошлись для России малой кровью — все могло быть гораздо страшнее. Надеюсь, после жутких последствий Октябрьской революции 1917 года и страшных потерь во Второй мировой войне русский народ больше не захочет кровопролития из-за политической нестабильности.
Пушкин в помощь
Но ведь именно такой стала за последний год ситуация в России и в мире. Это как-то повлияло на вашу трактовку «Бориса Годунова»?
Обычно я ставлю пьесу, чтобы глубже проникнуть в ее смысл, а не для того, чтобы внести в нее образы, позаимствованные из телевизора или из интернета. Я взялся за «Бориса Годунова» в первую очередь потому, что люблю Пушкина и высоко его ценю. Уже года четыре занимаюсь этой пьесой! В 2010 году я поставил в Вене моноспектакль «Евгений Онегин» и до сих пор играю его. Кроме того, я выпустил три оперы Чайковского по произведениям Пушкина — «Мазепу», «Евгения Онегина» и «Пиковую даму». Были планы поставить оперу Мусоргского «Борис Годунов», но этот проект не состоялся.
Есть еще одна причина, по которой я решил обратиться в России именно к русскому автору, а не, скажем, к Шекспиру. Когда я в 98 году работал в Москве над «Гамлетом», мы половину репетиционного времени потратили на то, чтобы сделать достойный перевод. Все-таки перевод Бориса Пастернака не слишком точен: это скорее не перевод, а авторская обработка шекспировского текста. Вот я и решил, что теперь надо брать Пушкина, где уж точно не будет никаких «трудностей перевода».
Впрочем, вполне возможно, это была не самая лучшая идея. Ведь сразу возникла другая проблема: а как русские актеры произносят стихи Пушкина? Я — иностранец, но слышу и чувствую, что они не всегда достойно с этим справляются. Особенно молодые. Хотя, например, исполнитель роли Бориса Владимир Симонов и другие его опытные партнеры по сцене читают стихи прекрасно.
Иногда на репетициях мне кажется, что актерам не очень интересно то, что я им говорю. Они думают, наверное: «Ты же даже русского языка не знаешь! Так помолчи, а не объясняй нам, что такое Пушкин и его стихи». До премьеры остались считаные дни, но я до сих пор не нашел выхода из этой ситуации.
За «Борисом Годуновым» ходит слава пьесы, которую нельзя поставить. Мол, режиссера, взявшегося за эту трагедию, можно только пожалеть.
В пьесе 23 картины, совершенно разные по жанру. Гротесковые, комические или даже сцены в жанре «экшен». Это очень современное построение драматического произведения, и для XIX века оно было очень необычным. События стремительно развиваются, Пушкин переносит место действия из Кремля в Чудов монастырь, с литовской границы — на поле битвы, где сражаются русские с поляками. Мнение о том, что «Борис Годунов» не пригоден для постановки в театре, восходит скорее к XIX веку, чем к нашим дням. Режиссеры пытались как-то переработать эту пьесу, а я ставлю 23 разные по жанру картины именно так, как они написаны. Правда, все это нельзя сделать в одной декорации. Поэтому в эпизоде в Чудовом монастыре у нас на сцену выезжает небольшой постамент, на котором находится келья Пимена. А границу между Литвой и Россией обозначает шлагбаум.
Дорога к власти
После того как вы в 1970 году возглавили берлинский театр «Шаубюне», вас в Германии порой попрекали излишней политизированностью. А вот сейчас иногда кажется, что политика вас больше не интересует.
Она меня по-прежнему интересует, но в театре не нужна сиюминутная актуальность. Мне интересно не это.
А что?
Интересно наблюдать, как человек добивается власти, захватывает и какими средствами потом ее удерживает. Править Россией в «Борисе Годунове» стремятся и Самозванец, и сам Годунов. Но в пьесе они ни разу не встречаются, и Пушкин очень по-разному их преподносит и описывает. Борис долгие годы был регентом при царе Федоре и для того, чтобы прорваться к власти, отдал приказ убить царевича Димитрия. Убийство, совершенное много лет назад, всплывает в его памяти снова и снова, ему все время является призрак — окровавленное дитя. Но в какой-то момент Борис понимает, что выступил против божественного мироустройства — это происходит, когда патриарх рассказывает о чудесном исцелении слепого старика на могилке царевича Димитрия. Ведь что получается? Если царевич после смерти творит чудеса, то, значит, он причислен к лику святых. Именно это обстоятельство вызывает у Годунова муки совести, именно оно предопределило его кончину.
Что касается Григория Отрепьева, то у него ничего нет, кроме фантазии и незаурядных актерских способностей. Он умело использует недовольство народа правлением Бориса. Григорий способен убеждать людей без применения насилия. Поначалу кажется, что Пушкин относится к Самозванцу с большой симпатией. Перед нами молодой, активный человек, который, несмотря на свое стремление к вершинам власти, не хочет проливать русскую кровь — он несколько раз это в пьесе повторяет. Но это у него не получится. Народ, поначалу приветствовавший Самозванца, меняет свое мнение после убийства наследников Бориса. Выходит так, что Отрепьев тоже приходит к власти через смерть — совершает одно убийство за другим, чтобы стать царем. И это тоже приводит его к краху.
В пьесе Пушкина рвутся к власти не только Борис с Самозванцем, но и Марина Мнишек…
У нее только одно желание: стать царицей. Это как если бы Юлия Тимошенко стала претендовать на то, чтобы сменить Путина и захватить власть в России. И Мнишек полагает, что благодаря своей внешней привлекательности способна повлиять на Отрепьева.
И Борис, и Самозванец публично превозносят народ, но на самом деле считают его неблагодарной чернью. А Пушкин, по-вашему, с ними согласен?
Те, кто хочет власти, часто описывают народ как тяжело управляемую, инертную массу. Но Пушкин думает иначе. В его пьесе народу не интересно, выберут на царство Бориса или кого-то другого — это дело бояр. Но когда гнет делается невыносимым, народ начинает сопротивляться, его недовольство растет. Наступил голод — и люди говорят, что в этом виноват Борис, хоть он и открыл им житницы: во время правления царя Федора голода не было. Когда Москва выгорела от пожара, в этом тоже обвиняют Бориса.
Царь считает, что это неблагодарность, но на самом деле это нормальная попытка противостоять угнетателю. Поэтому народ в какой-то момент и кричит: «Да здравствует Димитрий!»
Самая решающая сила
Толпа в «Годунове» изменчива в своих пристрастиях. По-вашему, написанное Пушкиным характерно только для России? Или общество во всем мире так устроено?
Господи, ну конечно, это происходит во всем мире! Почитайте шекспировского «Юлия Цезаря» — вам станет ясно, что везде одно и то же. Римляне вначале кричали: «Да здравствует Брут!» Появляется Марк Антоний, и они с таким же восторгом приветствуют его. И речи, обращенные к народу, в обеих пьесах очень похожи. В «Борисе Годунове» речь боярина Пушкина настолько воспламеняет народ против Бориса и его наследников, что толпа бежит с криками «Да гибнет род Бориса Годунова!» Но когда на самом деле происходит убийство, люди вдруг понимают ужас происходящего и отстраняются от этого. Народ безмолвствует.
Почему?
Из страха, что все вернется на круги своя и останется по-прежнему. Зрители моего спектакля увидят это: я построил народную сцену так, что люди не просто молчат, они жмутся друг к другу, как будто боятся, что сейчас разразится гроза, — толпа сжимается на глазах.
А что вы скажете о властителях наших дней? Они по-прежнему манипулируют народным мнением или со времен Годунова что-то изменилось?
Безусловно, правящие круги до сих пор используют колебания настроений народа. Это мы видим сейчас в России, во время правления Путина. И те, кто управляют фашиствующими движениями на Украине, во Франции или Италии, тоже это используют. Они пытаются потворствовать популистским настроениям, и это очень опасно.
В 2014 году выяснилось, что институты, созданные после Второй мировой войны для урегулирования конфликтов в Европе, больше не работают. У вас нет ощущения, что мир, как в эпоху Годунова, снова вступает в «смутное время»?
Во всем мире сейчас набирают силу консервативные настроения, что сказывается на политическом ландшафте. Возьмите Европу, арабский Восток, Индию, Россию, наконец. В той же Европе есть силы, мечтающие о такой же политической системе, как в России, и Путин — их бог. Да-да, не удивляйтесь, многие европейские политики мечтают об авторитарном правлении. И, кстати, не случайно Кремль активно финансирует праворадикальные партии и, по-моему, даже не пытается это скрывать. К чему я обо всем этом? А к тому, что не зря Пушкина так волновала тема нечистой совести правителей. Всем, кто стоит у власти, очень легко сделать свою совесть нечистой. Они боятся недовольства народа, нечистая совесть подталкивает их на новые нечестные поступки, количество которых растет как снежный ком.
Когда долго стоишь у кормила власти, то постепенно теряешь представление о реальности и просто сходишь с ума. Так было везде, во все времена, во всех странах. Но политики порой забывают о том, что историческая перспектива все время меняется, и твоя власть, какой бы прочной она ни казалась, может рухнуть в одно мгновение. Вспомним: за три картины до финала Самозванец исчезает из пьесы, а в следующем эпизоде умирает Борис Годунов. Правители уходят. А «Борис Годунов» заканчивается народной сценой. Мне кажется, это не случайно. Власть не должна забывать, что самая решающая сила в истории — все-таки народ.