Пресса
2024
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2000
1999
1998
1997
1996
1995
Наивный Дон Кихот
Елена Губайдуллина
"Театральный курьер" ,
01.11.1999
«Никогда не помогай, когда не просят помощи», – гласит одно из житейских правил. «Дон Кихот», поставленный болгарским режиссером Александром Морфовым в театре «Et Cetera», – спектакль о том, что может случиться, если это правило постоянно нарушать. «Человечество устало ждать вокруг столько нищих и обездоленных»! – периодически восклицает доблестный идальго. Но Дон Кихот, каким его играет Александр Калягин, не способен никого ни спасти, ни защитить. Актер утрирует наивность своего героя. Дон Кихот отстаивает свои фантазии с упрямством ребенка. Он во что бы то ни стало хочет быть героем. Но мир вокруг ленив и равнодушен. И что бы ни делал Рыцарь Печального Образа, все всегда будет невпопад. Дон Кихот Александра Калягина – чудак, который вечно лезет не в свои дела. Близорукий, с кривыми линзами в очках, воспринимающий действительность с точностью до наоборот. Ему только кажется, что он несет людям идею добра. На самом деле все «подвиги» приводят к еще большим несчастьям. Насмешки и издевательства толпы – его единственный удел. Калягин играет драму человека, существующего в разладе с окружающим и не замечающего этого обстоятельства. Этого Дон Кихота давно не было бы в живых, если бы не верный Санчо Панса (Владимир Симонов). Верный оруженосец кормит своего битого-перебитого рыцаря с ложечки и в который раз безуспешно пытается возвратить его с заоблачных высот на твердую землю. Но Дон Кихот снова и снова видит все не так, как есть на самом деле, а так, как ему хочется. И вновь его глаза сияют детским восторгом и счастьем. Многие увидели забавный парадокс в том, что вопреки сложившимся стереотипам, Санчо Пансо в новом спектакле «Et Cetera» высоким, а Дон Кихот – низкорослым и тучным. Но для режиссера актерская искренность Калягина оказалась важнее его внешней фигуры. Кто еще сегодня сможет сыграть такого трогательного Дон Кихота? Усталый и раздавленный, бредет он по шатким мосткам. Приключения окончились ничем. Пора все бросить и стать простым пастухом. Но приходит письмо от сказочного великого Герцога. Усталость и смирение сменяются ребячливым азартом. Вот-вот, и игра начнется сначала. Только Дон Кихотом теперь, возможно, станет Санчо. Несмотря на то, что на сцене почти всегда полным-полно народа, «Дон Кихот» в «Et Cetera» – спектакль-дуэт Калягина и Симонова. Массовка часто кажется излишней бутафорией, мешающей сосредоточиться на главном. Молодые актеры изо всех сил изображают Испанию. Веселятся, горланят, поют и пляшут. Но громкие крики и суета движений не могут заменить недостающий темперамент. А ведь сценография Эдуарда Кочергина располагает к совсем другой игре – стильной и ироничной. Художник оформил спектакль в стиле старинного манускрипта. Картинками на драгоценной пожелтевшей бумаге видятся эпизоды этой странной истории. Действие мгновенно переносится из одного места в другое. Все сделано остроумно и просто – достаточно переставить доски и перевесить холсты, и комната превратится в площадь. Но оригинальное оформление – не панацея от всех бед. И, к сожалению, спектакль не избежал режиссерских банальностей. Вряд ли стоило изображать буквально грезы Дон Кихота в виде вставного балетного номера. Однозначно, как плакат, выглядит и финал. На занавесе- экране кинокадры: новый Дон Кихот выходит из театрального подъезда и шагает по Новому Арбату. Как будто бы зритель сам не догадается, что у каждого времени есть свои дон кихоты – и в театре, и в жизни.