23.10.2024
Александр Калягин и его театр очаровали алматинцев
Московский комсомолец (Казахстан)
22.10.2024
Будем дружить театрами
Елена Брусиловская ,
Казахстанская правда
18.10.2024
На сцене Театра Лермонтова - гастроли Театра Et Cetera
Ассоциация деятелей русских театров зарубежья
15.10.2024
Театр Et Cetera выступит в Казахстане
Редакция портала «Русский мир»
13.10.2024
Театр "Et Cetera" повезет два спектакля в Алматы
Театрал
03.10.2024
Московский театр Et Cetera проведет "Большие гастроли" в Алматы
Sputnik Казахстан
28.08.2024
Дюрренматт, Бергман и сказки для детей. Et Cetera открыл 32-й театральный сезон
Театральный журнал
28.08.2024
В Et Cetera объявили планы на сезон
Нина Дымченко ,
Театрал
28.08.2024
Сезон с охотой: Малый театр и Et Cetera ищут молодых режиссеров
Зоя Игумнова ,
Известия
20.06.2024
Александр Калягин: «КЛАССИКА НАС СПАСАЕТ». Большие гастроли» театра Et Cetera
Маргарита Петрова ,
Самарская газета
19.06.2024
Ревизор Александр Калягин приехал в Самарскую драму
Ирина Чечурина
12.06.2024
Александру Калягину в Самаре вручили «Жигулевское» и волжского леща
Россия-Самара
14.05.2024
"Мы не играем китайцев, мы рассказываем общечеловеческую историю"
СИНЬХУА Новости
07.05.2024
В "Et Cetera" исполнят "Музыку Победы"
Театрал
29.03.2024
«Любовная досада» в театре Et Cetera
Story
26.03.2024
«Любовная досада»: дарит только положительные эмоции и восторг
Ирина Аренкова ,
Musecube
01.03.2024
Маленький человек остается крошечным даже в увеличительное стекло
Софья Малинникова ,
Театрал
14.02.2024
Не дай вам Бог жить во время перемен: спектакль «Чайная» в Et Cetera
Татьяна Филиппова ,
Газета "Культура"
25.01.2024
«Чайная»: Год Китая в России. Китайская пьеса, китайский драматург и китайский режиссер в Театре Et Cetera
Наталья Анисимова ,
Musecube
25.01.2024
«Чайная» в театре Et Cetera: «Мы не говорим о государственных делах»
Оксана Есипова ,
Musecube
23.01.2024
«Чайная» в театре Et Cetera
Story
19.01.2024
Премьера спектакля "Чайная" прошла в столичном театре Et Cetera
Лидия Широнина ,
Москва 24
19.01.2024
Время пить чай. Премьера спектакля режиссера Ичэнь Лю в театре «Et Cetera»
Театр To Go
17.01.2024
Знать о жизни самое простое
Марианна Власова ,
Независимая газета
16.01.2024
В Москве театр Et Cetera покажет спектакль "Чайная"
ТАСС
Пресса
2024
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2000
1999
1998
1997
1996
1995
Театр шахматного короля: в "Et Cetera" завершается реконструкция
Анна Тимина
Театрал ,
07.01.2018
В нынешнем сезоне театр Et cetera отмечает 25-летие. Юбилейные торжества пройдут в феврале, а пока здесь готовятся к открытию нового здания и проводят перепланировку. Уже известно, что в пространстве Малой сцены будет располагаться репетиционный зал, а на месте гардероба появится музей (сам гардероб перенесут в новый просторный холл).
В преддверии перемен «Театрал» заглянул за кулисы. И, конечно, первым делом захотелось увидеть гримерку отца-основателя Et Cetera Александра Калягина, которую, как оказалось, невозможно представить без шахматной доски.
– А что тут удивительного, Александр Александрович знатный шахматист, – говорит наш проводник по закулисью, руководитель творческих проектов Алексей Никольский. – Это позволяет артисту сосредоточиться перед спектаклем.
Традиция давняя: она родилась еще во мхатовский период, когда Калягин, играя, например, Ленина (спектакль «Так победим!»), в ожидании выхода на сцену сидел, склонившись над шахматной доской.
Творческий инструментарий у каждого разный, но цель одна – настроиться на предстоящий спектакль, войти в нужный ритм. Причем в этом нелегком процессе Калягину помогают не только шахматы, но и эпистолярный труд:
«Во время работы на «Неоконченной пьесе...» я вёл дневник, – пишет артист о роли Платонова. – Никогда не вёл дневников, только в детстве, в школе писал всякую ерунду. А здесь записывал, как Платонов выстраивает отношения с женой, нужна ли ему жена... Купил трехкопеечную тетрадочку для записи слов, формулировал свои вопросы, пытался ответить на них, выстроил диаграмму роли».
Диаграмма роли – важный термин в арсенале Александра Александровича. Блокнотные листки с прочерченными от руки графиками не раз вызывали удивление коллег артиста, когда он, словно большой инженер, разрабатывал динамику своей работы.
«Завязка», «интрига», «развитие», «смехоточка», «кульминация», «ложный финал», «финал» – множество «предлагаемых обстоятельств» важно учесть для того, чтобы кривая нашла прямой путь к сердцу зрителя.
Сегодня в Et Cetera Александра Калягина нет. У него, как у председателя СТД, важная командировка. Так что, не у кого попросить и диаграммы роли (блокнотные листки артист никогда не оставляет на видном месте). Однако можно поговорить с его постоянным партнером по шахматам, заведующим гримировальным цехом Николаем Максимовым, с которым артист работал еще во МХАТе. Рассказывают, что однажды Олег Ефремов заглянул в гримерку к Калягину обсудить рабочие вопросы, но, увидев, что артист играет в шахматы, решил выждать паузу. Когда же пауза растянулась на несколько минут (артист – игрок страстный), Олег Николаевич в сердцах сказал Максимову:
– Коля, ну он – ладно (обреченный жест в сторону Калягина), но ты-то!
В театральном мире Николай Максимов человек легендарный. Свой творческий путь начинал в Художественном театре в 1943 году еще при Немировиче-Данченко. Традиции мхатовской школы перенес и в Et cetera. Его гримировальный цех забит коробками с красками, накладными носами, лысинами, париками, поэтому свободного места остается немного, но главное условие соблюдено – освещение здесь максимально приближено к сценическому, что дает понять, как будет выглядеть нанесенный тон в лучах софитов.
– Стиль нашего театра – бесконечное движение, – продолжает Алексей Никольский. – Само название Et cetera (дословно: и так далее) отсылает к этой мысли. Калягин хотел создать живой, открытый театр, существующий вне догматов и манифестов. Поэтому мы приглашаем артистов и режиссеров абсолютно разных творческих школ и эстетик. Например, в спектакле Адольфа Шапиро «451 по Фаренгейту» играет Игорь Яцко из «Школы драматического искусства». Роль Монтэга исполняет эстонский актер Эльмо Нюганен, а роль Фабера – Сергей Дрейден из Петербурга.
Тот же принцип открытости и разнообразия нашел отражение и во внешнем облике здания, сочетающего в себе несколько архитектурных стилей, и в нетипичной планировке Большой сцены, слева и справа которой расположены два игровых «кармана». Кроме того, зрительный зал встречает публику непохожими друг на друга итальянскими креслами и театральными ложами, названными в честь литературных персонажей (ложа Тартюфа, ложа Счастливцева, ложа Годо и т.д.).
Сегодня в Театре Калягина работают мастера с мировым именем. Помимо главного режиссера Роберта Стуруа («Ревизор. Версия», «Комедия ошибок», «Ничего себе местечко для кормления собак», «Последняя запись Крэппа», «Шейлок (Венецианский купец)»), это и Петер Штайн («Борис Годунов»), и Александр Морфов («Король Убю», «Дон Кихот»).
Кстати, в нынешнем сезоне Морфов ставит в Et cetera «Декамерон» по собственной инсценировке, а в бутафорской мастерской до сих пор хранятся маски из папье-маше к его «Дон Кихоту», которого режиссер выпускал еще на Новом Арбате – в здании, где временно размещался коллектив. Для того чтобы их увидеть, спускаемся в подземный этаж.
– Это чудища, которые представлялись Дон Кихоту в его фантазиях, – поясняет художник-бутафор Павел Ухлин. – В магазинах такое не купишь. Их изобрел известный соавтор Товстоногова Эдуард Кочергин (он же – автор занавеса Et cetera). Самое интересное в профессии бутафора то, что есть только идея и больше ничего. Поэтому в работу включаются самые неожиданные материалы.
Стеллажи забиты от пола до потолка – здесь макеты спектаклей, пластмассовые фрукты, сценические маски, скульптуры, чертежи, тысячи инструментов и материалов. Пока цех вынужден размещаться в нескольких разных помещениях, однако после завершения реконструкции он переместится в просторный зал.
По соседству располагается столярная мастерская. В ней обновляют лаковое покрытие мебели, чинят картинные рамы, а заодно – туфли, корзины, чемоданы и другой театральный скарб. Из мастерских попадаем на склад декораций.
– Раньше это место было мистическим: считалось, что здесь обитают духи ушедших актеров. Такие легенды есть во многих театрах. Например, старожилы Александринки рассказывали, что видели тень Каратыгина. С появлением электрического освещения страхов поубавилось. Система проста: по рельсам едет вагонетка, забирает все предназначенное для спектакля и на грузовом лифте поднимает на нужный этаж. Никакой мистики. Зато полный порядок.
Наше путешествие завершается в Эфросовском зале.
– В Москве, к сожалению, нет Театра Анатолия Эфроса, но для нас это имя имеет большое значение. Помимо мхатовской, у нас работала и эфросовская группа – это и начинавший с Анатолием Васильевичем художник Виктор Дургин, и актер Анатолий Грачев, игравший в знаменитых постановках Эфроса «Ромео и Джульетта», «Брат Алеша», «Дон Жуан» и других.
Изначально Эфросовский зал предназначался для репетиций, но из-за нехватки места его фактически превратили в Малую сцену. Сегодня здесь идут постановки Виктории Печерниковой, Рузанны Мовсесян, Михаила Угарова, Владимира Скворцова, Марины Брусникиной…
– На самом деле мы уже задыхаемся от нехватки пространства, а планов – множество. Поэтому с нетерпением ждем окончания реконструкции.
В преддверии перемен «Театрал» заглянул за кулисы. И, конечно, первым делом захотелось увидеть гримерку отца-основателя Et Cetera Александра Калягина, которую, как оказалось, невозможно представить без шахматной доски.
– А что тут удивительного, Александр Александрович знатный шахматист, – говорит наш проводник по закулисью, руководитель творческих проектов Алексей Никольский. – Это позволяет артисту сосредоточиться перед спектаклем.
Традиция давняя: она родилась еще во мхатовский период, когда Калягин, играя, например, Ленина (спектакль «Так победим!»), в ожидании выхода на сцену сидел, склонившись над шахматной доской.
Творческий инструментарий у каждого разный, но цель одна – настроиться на предстоящий спектакль, войти в нужный ритм. Причем в этом нелегком процессе Калягину помогают не только шахматы, но и эпистолярный труд:
«Во время работы на «Неоконченной пьесе...» я вёл дневник, – пишет артист о роли Платонова. – Никогда не вёл дневников, только в детстве, в школе писал всякую ерунду. А здесь записывал, как Платонов выстраивает отношения с женой, нужна ли ему жена... Купил трехкопеечную тетрадочку для записи слов, формулировал свои вопросы, пытался ответить на них, выстроил диаграмму роли».
Диаграмма роли – важный термин в арсенале Александра Александровича. Блокнотные листки с прочерченными от руки графиками не раз вызывали удивление коллег артиста, когда он, словно большой инженер, разрабатывал динамику своей работы.
«Завязка», «интрига», «развитие», «смехоточка», «кульминация», «ложный финал», «финал» – множество «предлагаемых обстоятельств» важно учесть для того, чтобы кривая нашла прямой путь к сердцу зрителя.
Сегодня в Et Cetera Александра Калягина нет. У него, как у председателя СТД, важная командировка. Так что, не у кого попросить и диаграммы роли (блокнотные листки артист никогда не оставляет на видном месте). Однако можно поговорить с его постоянным партнером по шахматам, заведующим гримировальным цехом Николаем Максимовым, с которым артист работал еще во МХАТе. Рассказывают, что однажды Олег Ефремов заглянул в гримерку к Калягину обсудить рабочие вопросы, но, увидев, что артист играет в шахматы, решил выждать паузу. Когда же пауза растянулась на несколько минут (артист – игрок страстный), Олег Николаевич в сердцах сказал Максимову:
– Коля, ну он – ладно (обреченный жест в сторону Калягина), но ты-то!
В театральном мире Николай Максимов человек легендарный. Свой творческий путь начинал в Художественном театре в 1943 году еще при Немировиче-Данченко. Традиции мхатовской школы перенес и в Et cetera. Его гримировальный цех забит коробками с красками, накладными носами, лысинами, париками, поэтому свободного места остается немного, но главное условие соблюдено – освещение здесь максимально приближено к сценическому, что дает понять, как будет выглядеть нанесенный тон в лучах софитов.
– Стиль нашего театра – бесконечное движение, – продолжает Алексей Никольский. – Само название Et cetera (дословно: и так далее) отсылает к этой мысли. Калягин хотел создать живой, открытый театр, существующий вне догматов и манифестов. Поэтому мы приглашаем артистов и режиссеров абсолютно разных творческих школ и эстетик. Например, в спектакле Адольфа Шапиро «451 по Фаренгейту» играет Игорь Яцко из «Школы драматического искусства». Роль Монтэга исполняет эстонский актер Эльмо Нюганен, а роль Фабера – Сергей Дрейден из Петербурга.
Тот же принцип открытости и разнообразия нашел отражение и во внешнем облике здания, сочетающего в себе несколько архитектурных стилей, и в нетипичной планировке Большой сцены, слева и справа которой расположены два игровых «кармана». Кроме того, зрительный зал встречает публику непохожими друг на друга итальянскими креслами и театральными ложами, названными в честь литературных персонажей (ложа Тартюфа, ложа Счастливцева, ложа Годо и т.д.).
Сегодня в Театре Калягина работают мастера с мировым именем. Помимо главного режиссера Роберта Стуруа («Ревизор. Версия», «Комедия ошибок», «Ничего себе местечко для кормления собак», «Последняя запись Крэппа», «Шейлок (Венецианский купец)»), это и Петер Штайн («Борис Годунов»), и Александр Морфов («Король Убю», «Дон Кихот»).
Кстати, в нынешнем сезоне Морфов ставит в Et cetera «Декамерон» по собственной инсценировке, а в бутафорской мастерской до сих пор хранятся маски из папье-маше к его «Дон Кихоту», которого режиссер выпускал еще на Новом Арбате – в здании, где временно размещался коллектив. Для того чтобы их увидеть, спускаемся в подземный этаж.
– Это чудища, которые представлялись Дон Кихоту в его фантазиях, – поясняет художник-бутафор Павел Ухлин. – В магазинах такое не купишь. Их изобрел известный соавтор Товстоногова Эдуард Кочергин (он же – автор занавеса Et cetera). Самое интересное в профессии бутафора то, что есть только идея и больше ничего. Поэтому в работу включаются самые неожиданные материалы.
Стеллажи забиты от пола до потолка – здесь макеты спектаклей, пластмассовые фрукты, сценические маски, скульптуры, чертежи, тысячи инструментов и материалов. Пока цех вынужден размещаться в нескольких разных помещениях, однако после завершения реконструкции он переместится в просторный зал.
По соседству располагается столярная мастерская. В ней обновляют лаковое покрытие мебели, чинят картинные рамы, а заодно – туфли, корзины, чемоданы и другой театральный скарб. Из мастерских попадаем на склад декораций.
– Раньше это место было мистическим: считалось, что здесь обитают духи ушедших актеров. Такие легенды есть во многих театрах. Например, старожилы Александринки рассказывали, что видели тень Каратыгина. С появлением электрического освещения страхов поубавилось. Система проста: по рельсам едет вагонетка, забирает все предназначенное для спектакля и на грузовом лифте поднимает на нужный этаж. Никакой мистики. Зато полный порядок.
Наше путешествие завершается в Эфросовском зале.
– В Москве, к сожалению, нет Театра Анатолия Эфроса, но для нас это имя имеет большое значение. Помимо мхатовской, у нас работала и эфросовская группа – это и начинавший с Анатолием Васильевичем художник Виктор Дургин, и актер Анатолий Грачев, игравший в знаменитых постановках Эфроса «Ромео и Джульетта», «Брат Алеша», «Дон Жуан» и других.
Изначально Эфросовский зал предназначался для репетиций, но из-за нехватки места его фактически превратили в Малую сцену. Сегодня здесь идут постановки Виктории Печерниковой, Рузанны Мовсесян, Михаила Угарова, Владимира Скворцова, Марины Брусникиной…
– На самом деле мы уже задыхаемся от нехватки пространства, а планов – множество. Поэтому с нетерпением ждем окончания реконструкции.