28.01.2025
В Et Сetera покажут «Старосветских помещиков»
Софья Малинникова ,
Театрал
26.01.2025
Театр «Et Cetera» откроет поющие двери
Театральный журнал
26.01.2025
Спектакль «Закрытая комната»: затянувшееся путешествие в поисках ключа
Наталья Романова ,
Звезды мегаполиса
13.01.2025
"Et Cetera" приглашает в закрытую комнату
Мария Новикова ,
Театрал
Пресса
2025
2024
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2000
1999
1998
1997
1996
1995
«Грех да беда на кого не живет». Марина Брусникина в Et Cetera.
Анастасия Пушкина
ОКОЛОТЕАТР ,
29.12.2022
Пьесу «Грех да беда на кого не живет» Островского после феерического успеха забыли на столетие: на смену ей пришли «Гроза» и «Бесприданница», в которых бедная, но все такая же гордая благородная девица шагает к собственной погибели по проторенной дорожке коллективной героини 19 века.
У него – роскошный дом и замашки провинциального парня. У нее – красота, хорошие манеры и все сопутствующие бонусы девушки из приличной столичной семьи. Пьеса, которая когда-то потрясла Москву и Петербург, самым бесхитростными приемами заставляла зрителя сочувствовать большой любви героя-самодура и пылкому сердечку нежной героини. Драма Александра Островского о «луче света», попавшего в темное царство семейных пут, произвела в 1860-х годах эффект бомбы.
Пьесу «Грех да беда на кого не живет» после феерического успеха забыли на столетие (премьера 2015 года во МХАТ Горького былой успех не повторила): на смену ей пришли «Гроза» и «Бесприданница», в которых бедная, но все такая же гордая благородная девица шагает к собственной погибели по проторенной дорожке коллективной героини 19 века. И вдруг в 2022 году Марина Брусникина вспомнила преданья старины глубокой и воскресила их на сцене Et Cetera.
Пыльный архаизм Островского режиссер обернула анахронизмом. Спектакль Брусникина выстроила в двух плоскостях при минималистичной сценографии: в абсолютно современных декорациях и костюмах, в кармане которых лежат мобильные телефоны, течет архаическая русская речь позапрошлого столетия – у Островского режиссер не поменяла ни одной буквы. Этот ход помогает зрителю погрузиться в 19 век, просочившись через понятные ему символы в непонятную жизнь тех, о ком писал драматург. Наблюдая за тем, что происходит на сцене, зритель выходит за рамки усвоенного в школе материала: «Бесправное положение женщин в России и назревающий внутренний конфликт в героинях Островского превращаются в протест против общества и системы».
И обнаруживает.
Он - трудолюбивый, бесхитростный, самоотверженный герой, обожающий жену и готовый на любой подвиг, чтобы завоевать ее любовь. Она – нежная, страстная, тонкая и звонкая. Она тоже любит, но совсем не его. И даже не парня из прошлого, с которым заводит интрижку. В ее алчности, липкости, хитрости, в ее неуважении к мужу зритель считывает современный и в то же время вечный контекст, где бесправие женщины-«луча света» и ее вынужденное замужество за деньги, уже не берутся в расчет.
Постановочная группа признается, что хотела расставить в старой истории новые акценты - сама Брусникина говорит, что несмотря на полную литературную и бытовую архаичность пьесы, «Грех да беда» не потеряла социальной актуальности: домашнее насилие цветет сегодня в обществе самым пышным цветом.
Но выбор, как известно, за зрителем. И он, как и 150 лет тому назад, легко прощает герою тяжкий грех убийства. Зритель, он такой – никогда не угадать, на что у него запустится триггер. В спектакле Брусникиной для этого огромный выбор средств: сценография, музыка, пластичность времени, хореография, актерский состав, новые режиссерские акценты – выбирай, на чем сработает спусковой механизм, за какой смысловой крючок зацепится сознание.
Источник: https://vk.com/@okoloteatr-greh-da-beda-na-kogo-ne-zhivet
У него – роскошный дом и замашки провинциального парня. У нее – красота, хорошие манеры и все сопутствующие бонусы девушки из приличной столичной семьи. Пьеса, которая когда-то потрясла Москву и Петербург, самым бесхитростными приемами заставляла зрителя сочувствовать большой любви героя-самодура и пылкому сердечку нежной героини. Драма Александра Островского о «луче света», попавшего в темное царство семейных пут, произвела в 1860-х годах эффект бомбы.
Пьесу «Грех да беда на кого не живет» после феерического успеха забыли на столетие (премьера 2015 года во МХАТ Горького былой успех не повторила): на смену ей пришли «Гроза» и «Бесприданница», в которых бедная, но все такая же гордая благородная девица шагает к собственной погибели по проторенной дорожке коллективной героини 19 века. И вдруг в 2022 году Марина Брусникина вспомнила преданья старины глубокой и воскресила их на сцене Et Cetera.
Пыльный архаизм Островского режиссер обернула анахронизмом. Спектакль Брусникина выстроила в двух плоскостях при минималистичной сценографии: в абсолютно современных декорациях и костюмах, в кармане которых лежат мобильные телефоны, течет архаическая русская речь позапрошлого столетия – у Островского режиссер не поменяла ни одной буквы. Этот ход помогает зрителю погрузиться в 19 век, просочившись через понятные ему символы в непонятную жизнь тех, о ком писал драматург. Наблюдая за тем, что происходит на сцене, зритель выходит за рамки усвоенного в школе материала: «Бесправное положение женщин в России и назревающий внутренний конфликт в героинях Островского превращаются в протест против общества и системы».
И обнаруживает.
Он - трудолюбивый, бесхитростный, самоотверженный герой, обожающий жену и готовый на любой подвиг, чтобы завоевать ее любовь. Она – нежная, страстная, тонкая и звонкая. Она тоже любит, но совсем не его. И даже не парня из прошлого, с которым заводит интрижку. В ее алчности, липкости, хитрости, в ее неуважении к мужу зритель считывает современный и в то же время вечный контекст, где бесправие женщины-«луча света» и ее вынужденное замужество за деньги, уже не берутся в расчет.
Постановочная группа признается, что хотела расставить в старой истории новые акценты - сама Брусникина говорит, что несмотря на полную литературную и бытовую архаичность пьесы, «Грех да беда» не потеряла социальной актуальности: домашнее насилие цветет сегодня в обществе самым пышным цветом.
Но выбор, как известно, за зрителем. И он, как и 150 лет тому назад, легко прощает герою тяжкий грех убийства. Зритель, он такой – никогда не угадать, на что у него запустится триггер. В спектакле Брусникиной для этого огромный выбор средств: сценография, музыка, пластичность времени, хореография, актерский состав, новые режиссерские акценты – выбирай, на чем сработает спусковой механизм, за какой смысловой крючок зацепится сознание.
Источник: https://vk.com/@okoloteatr-greh-da-beda-na-kogo-ne-zhivet