Подписка на новости

Подписаться на новости театра

Поиск по сайту
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
Заказ билетов:
+7 (495) 781 781 1

МОСКОВСКИЙ ТЕАТР «Et Cetera»

Et Cetera

художественный руководитель александр калягин

главный режиссер Роберт Стуруа

04.12.2025 «Карикатура — это осмысление мира». В московском театре «Et Cetera» открылась выставка известного художника Владимира Мочалова Елена Гридчина , МИР 24 03.11.2025 Сцены из уездной жизни. Премьера спектакля «Завтрак у предводителя» в Московском театре Et Cetera Mos.ru / Культура 31.10.2025 В театре "Et Cetera" Юрий Буторин поставил "Завтрак у предводителя" Ирина Виноградова , Театральный смотритель 31.10.2025 Театр Et Cetera выпустил премьеру по пьесе Тургенева "Завтрак у предводителя" ТАСС 08.10.2025 Женатым и замужним посвящается. Спектакль «Сцены из супружеской жизни» Наталия Алейнова , Театр To Go 02.10.2025 "Сцены из супружеской жизни": в Et Cetera поставили Бергмана Нина Дымченко , Российская газета 01.10.2025 «Сцены из супружеской жизни»: в гостях у самих себя Светлана Игнатова , Звезды Мегаполиса 18.09.2025 «Любовь — это испытание». Премьера спектакля «Сцены из супружеской жизни» в театре Et Cetera Культура Москвы 17.09.2025 Пережить катастрофу вместе Павел Романчев , Театрал 17.09.2025 Спектакль «Сцены из супружеской жизни»: адаптация Ингмара Бергмана на сцене театра «Et Cetera» Яна Ванорб , Мир 24 16.09.2025 В театре Et Cetera состоится премьера спектакля "Сцены из супружеской жизни" ТАСС 01.09.2025 «Циники», или Да чтоб вам жить в эпоху перемен! Екатерина Урзова , Звезды Мегаполиса 29.08.2025 «Мандат» в Et Cetera: энциклопедия жизни простых людей Светлана Игнатова , Звезды Мегаполиса 28.08.2025 Театр Александра Калягина откроет новый сезон: как это будет Российская газета 27.08.2025 Московский театр Et Cetera открывает 33-й сезон Агентство городских новостей: Москва 01.07.2025 Её позывной «Солнышко», его — «Герой» Марина Набатникова , Аргументы и Факты 24.06.2025 Кружевное воспитание Московская беседка 10.06.2025 Ода театру Светлана Гурина , сайт театра "Наш дом" 09.06.2025 «Большие гастроли»: Московский театр «Et Cetera» приехал в Озерск Росатомкультура.рф 18.04.2025 Тайна яблоневого сада Московская беседка 14.04.2025 Дорога в облака Московская беседка 28.01.2025 В Et Сetera покажут «Старосветских помещиков» Софья Малинникова , Театрал 26.01.2025 Театр «Et Cetera» откроет поющие двери Театральный журнал 26.01.2025 Спектакль «Закрытая комната»: затянувшееся путешествие в поисках ключа Наталья Романова , Звезды мегаполиса 16.01.2025 Настоящий страх ненастоящих людей Московская беседка 13.01.2025 "Et Cetera" приглашает в закрытую комнату Мария Новикова , Театрал 04.01.2025 Где тонко, там и рвется... Московская беседка
Пресса

«Карикатура — это осмысление мира». В московском театре «Et Cetera» открылась выставка известного художника Владимира Мочалова

Елена Гридчина
МИР 24 , 04.12.2025
Александр Калягин, Лариса Удовиченко, Андрей Миронов, Юрий Яковлев, Владимир Высоцкий: экспозиция, где представлено более 40 портретных карикатур и шаржей с изображениями известных артистов и деятелей культуры, открылась 3 декабря в стенах легендарного московского театра «Et Cetera». Все эти остроумные, смелые и неожиданные карикатуры создал график и живописец, автор портретной карикатуры и реалистических портретов, действительный член Российской академии художеств, член Московского союза художников, член Творческого союза художников России Владимир Мочалов. О большом таланте — видеть душу и так умело ее изображать, — читайте в репортаже корреспондента MIR24.TV.

«Нашел подшивку журнала «Крокодил» — и решил стать художником»
Владимир Мочалов. Его имя неразрывной нитью связано со словом сатира. Автор нескольких тысяч графических работ — в жанре сатирического портрета и шаржа — больше 45 лет своей жизни посвятил творчеству. О большом пути большого человека говорят его регалии, достижения и, конечно, всенародная любовь.

Владимир Мочалов (карикатурист, график и живописец, автор портретной карикатуры и реалистических портретов, действительный член Российской академии художеств, член Московского союза художников, член Творческого союза художников России::
«Я родился в центре Москвы, к слову, недалеко от стен этого театра — Старосадский переулок, 5, — там, где сейчас находится Московский союз художников. В детстве, когда мне было около 7 лет, на чердаке дома случайно нашел подшивку журнала «Крокодил». Буквально в тот же момент я влюбился в карикатуру и понял, что это моя профессия на всю жизнь. И не ошибся! С тех самых пор я и занимаюсь карикатурой».

Первые работы Владимира Мочалова были опубликованы в журнале «Крокодил» в далеком 1973 году. А с 1978 по 2000 годы в этом журнале он уже занимал различные руководящие должности: был заместителем главного художника, главным художником, членом редколлегии, заместителем главного редактора. Владимир Мочалов руководил легендарным «Крокодилом» почти два десятилетия и многократно получал премии этого издания.

Когда журнал прекратил свое существование, стал академиком в Российской академии художеств. И до сих пор продолжает работать в этой области.

«Это люди разных эпох, чья жизнь и творчество меня вдохновляют»
Что же вдохновляет автора и как рождается карикатура? На этот вопрос Владимир Мочалов отвечает без долгих размышлений:

«Мое вдохновение — это любовь. Я выбираю людей, которые являются мастерами своего дела, которые чего-то достигли в жизни и создали свою уникальную биографию. Их индивидуальность и достижения притягивают меня как художника».
Владимир Мочалов создал множество выразительных запоминающихся образов политиков, деятелей искусства, культуры и спорта. Остроумные, смелые и неожиданные карикатуры стали его настоящей визитной карточкой.

«Я очень люблю театр и кино, поэтому здесь, на этой выставке, представлены в основном портретные карикатуры деятелей этой многоранной сферы. Также занимаюсь политической карикатурой, рисуя политиков, спортсменов, бизнесменов. Я никогда не пытался подсчитать точное количество карикатур, но их несколько тысяч. Над каждой карикатурой работаю довольно долго, хотя иногда вдохновение приходит мгновенно, и я могу создать работу за полчаса».
Интересная деталь из огромнейшей профессиональной жизни Владимира Мочалова: в 1997 году он поставил мировой рекорд. За час мастер создал 111 шаржей.

«Главная сложность — это придумать карикатуру, особенно сюжетную или игровую. Она требует оригинального сюжета, должна быть обыграна и обладать чертами парадоксальности. В портретной карикатуре я стараюсь проникнуть в «биографию» и «географию» творчества человека, чтобы создать образ, который напомнит зрителям: кто перед вами, из какого фильма или спектакля этот человек».

Чарли Чаплин и Леонид Быков, Маргарита Терехова и Савелий Крамаров, Игорь Ильинский и Валентин Гафт, Олег Басилашвили и Алиса Фрейндлих… Уникальная авторская выставка объединила несколько десятков легендарных имен. За каждым из которых — яркая жизнь и яркая судьба!

Владимир Мочалов подчеркивает в разговоре с корреспондентом MIR24.TV:

«Почему я рисую карикатуры на этих людей? Задача — выразить мое собственное, уникальное видение каждого из них, показать мое отношение к их творчеству и биографии. Ведь каждый художник должен быть индивидуальным и уметь передать свое отношение к миру и к тому портрету, который меня вдохновил. На этой выставке в основном представлены портретные карикатуры деятелей театра и кино. Это известные личности, чьи образы запали мне в душу. Что касается периода, то я не ограничиваю себя конкретными рамками. Это люди разных поколений и эпох, чья жизнь и творчество оставили заметный след и по-прежнему меня вдохновляют».

Под аплодисменты в 18 часов на площадке столичного театре «Et Cetera» открылась торжественная часть выставки. Поздравить Владимира Мочалова в первую очередь пришли близкие друзья, коллеги и все те, кто знаком с творчеством известного художника-карикатуриста и настоящего мастера своего дела.

«Я сам, будучи семилетним ребенком, тоже зачитывался «Крокодилом» и, можно сказать, воспитывался на ваших работах, Владимир Георгиевич, — обратился к автору ведущий мероприятия. — Спустя 45 лет осознаю, насколько сильно вы повлияли на меня и на мое мировосприятие. Это искренне, без всякой иронии. Хочу подчеркнуть, что Владимир Мочалов является действительным членом российской академии художеств. Что важно: он был первым, и, возможно, одним из немногих, художников-карикатуристов, получивших это звание в России».


Мастер с большой буквы
«Это золотой фонд советского кино!» С таких слов начала свое выступление Президент Международной академии современных искусств Татьяна Гавриловна Петрова-Латышева. По ее словам, выставка — это лишь малая часть того, что создает Владимир Мочалов. Все его шаржи, как подмечает коллега, сделаны с любовью и большим уважением. В каждой работе видна сущность человека. И это большой талант — видеть душу и так тонко ее изображать. Для этого нужен огромный труд.

Татьяна Гавриловна Петрова-Латышева
Президент Международной академии современных искусств
«Особенно приятно, что Владимир Георгиевич продолжает активно работать. Это не просто одаренный и харизматичный человек, он буквально болеет любовью к людям, и это проявляется в его работах. Это потрясающий график, и мы счастливы принять его в нашу академию. Скоро у него будет большая выставка. Владимир Мочалов непрерывно живет и творит. Он не просто художник, он — гуру огромного масштаба. Таких мастеров сейчас мало. Он — часть советской культуры, которая передает свой потенциал молодым, работает со студентами, заражая их любовью к этому жанру. Казалось бы, давно невостребованное политическое искусство сегодня актуально как никогда, и таких мастеров, как Владимир Георгиевич, просто нет. Он — единственный экземпляр, который несет это знамя».

Актер, театральный режиссер и продюсер Игорь Яринских вспомнил историю, связанную с оформлением Владимиром Мочаловым одной из масштабных выставок.

Игорь Яринских
актер, театральный режиссер и продюсер
«Однажды мы проводили выставку, и к нам поступило более двухсот тысяч заявок. Из них мы смогли отобрать только 650 работ — и это был настоящий «кубометр» мыслей, иронии и юмора, который полностью захватывал внимание. Люди часами смеялись и размышляли над этими карикатурами. Вход на выставку с работами известных карикатуристов был оформлен в уникальном стиле, вдохновленном Владимиром Мочаловым. Его работа заставляла задуматься о себе и о мире. Мы привыкли видеть в сатире и карикатуре «оружие» в переносном смысле, но в тот момент мы поняли, что это гораздо больше. Карикатура — это глубокое осмысление мира».

Идея провести выставку именно здесь, в театре «Et Cetera», воспринимаемом как вечное движение искусства, — это нечто особенное, как заметил Игорь Яринских. Тем более с художественным руководителем Александром Калягиным, который глубоко понимает юмор, иронию и сарказм.

«Присутствие работ академика Мочалова в таком пространстве действительно уникально. Для меня, как для человека, который когда-то только мечтал об этом, видеть эту выставку реализованной — большое достижение. И я уверен, это порадует и художественного руководителя театра, и самого мастера», — Игорь Яринских.
Близкие друзья Владимира Мочалова на творческой встрече высказались о том, что его живописные работы тоже ничуть не уступают графическим. Хотя графика — его основное направление, при этом картины замечательны по композиции, колориту, а их тематика очень добрая и глубокая.

Прозвучало, что Владимир Мочалов — один из немногих карикатуристов в академии художеств. Педагоги ВГИКа предложили, чтобы художник по возможности посвятил часть своего времени созданию отделения уникальной графики в каком-нибудь художественном вузе или музее. Это было бы огромной помощью и для мультипликаторов, и для иллюстраторов, и для всех, кто занимается искусством.

Символ сатиры
Елена Скоробогатова, сотрудница журнала «Крокодил»

«Я ездил по всей стране, писала знаменитые фельетоны. Но я не знаю, чего бы стоили эти тексты, даже самые остроумные, если бы не было потрясающих рисунков рядом! В «Крокодиле» акцент был на рисунках, конечно, но и фельетоны были очень важны. Задумайтесь: любой фельетон мог привести к серьезным проблемам, вплоть до увольнения или еще хуже. Мы тщательно проверяли факты, много работали, и только потом появлялся веселый, смешной материал, направленный против того, кто «проштрафился». Все должно было быть доказано документами, иначе ты сам подставлял себя. Поэтому огромное спасибо нашим художникам! Без них было бы смешно, но не так действенно».
Говоря о работе в журнале «Крокодил», Владимир Мочалов уточняет, что это время было самым лучшим в его жизни. Он без остатка отдавал себя творчеству: от макетов, разметки, чтения материалов, рассмотрения и отбора карикатур до участия в обсуждении тем.

Особенно интересным было время в 1980-е годы, когда «Крокодил» был символом сатиры. Вместе с ним работали многие великие мастера, как, например, Евгений Александрович Шукаев. Была возможность общаться с карикатуристами из других стран, изучать их старые работы 1920-30-х годов.

«Я понял, что создать настоящее искусство карикатуры — это очень редкий талант, — присоединился к разговору еще один друг художника Юрий Ковердяев. — Многие рисуют, но их персонажей не всегда узнаешь. А вот работы Мочалова, как бы он человека ни изобразил, всегда узнаешь, кто это! Он достигает полного сходства, несмотря на «искажение». И это такой редкий дар».


Галина Анисимова
директор центра графической культуры
«Представляю, как раньше советские художники работали над деньгами, документами, марками, открытками. Моя мама была учителем по классической гравюре у Владимира. Вы только вспомните портрет Ленина на деньгах — это работа, требующая микроскопической точности! У художника не было права на ошибку: один неверный штрих — и все. И Владимир Мочалов прошел эту уникальную школу. Школу, где нужно было работать с микронной точностью, где каждая линия должна быть безупречной. И сейчас мы видим результат: его шаржи мгновенно узнаваемы. Каждая его линия — безошибочна. Здорово, что сегодня уже говорили о необходимости продолжать такую школу. Ведь именно с этого все и началось — с такой уникальной и точной подготовки. В этом и заключается уникальность Владимира Мочалова»


«Любовная досада»: мольеровская театральность, любовные интриги и разоблачения
После торжественной церемонии открытия выставки Владимира Мочалова в театре состоялся показ спектакля «Любовная досада». Премьера была в прошлом году, в апреле 2024-го.

Спектакль поставил известный и многократно награжденный режиссер Григорий Дитятковский. Выбрал эту редкую пьесу Мольера неслучайно, так как был очарован прекрасным переводом Татьяны Щепкиной-Куперник.
И с ним трудно не согласиться: стихотворный текст звучит со сцены, поражая музыкальностью и утонченностью.
Режиссеру и актерам пришлось приложить много труда, чтобы герои не просто читали стихи, а говорили ими естественно. Чтобы появились живые характеры и настоящие интонации, чтобы персонажи не казались старыми экспонатами, а захватывали эмоциями и страстями, настолько близкими нам сегодня.

На сцене около трех часов царила атмосфера игры и веселья, наполненная настоящим мольеровским духом театра. Прекрасные декорации, роскошные костюмы, оригинальная музыка и точные движения каждого персонажа — все это делает спектакль зрелищным, ярким и по-настоящему захватывающим.

«Любовная досада» — это постановка, где можно от души смеяться, сопереживать героям и верить. А вместе с тем — с увлечением следить за их запутанными любовными интригами, неизбежными разоблачениями и тайными встречами.

Источник: https://mir24.tv/articles/16654161/karikatura-eto-osmyslenie-mira.-v-moskovskom-teatre-et-cetera-otkrylas-vystavka-izvestnogo-hudozhnika-vladimira-mochalova