Подписка на новости

Подписаться на новости театра

Поиск по сайту
Версия для слабовидящих
Заказ билетов:
+7 (495) 781 781 1

МОСКОВСКИЙ ТЕАТР «Et Cetera»

Et Cetera

художественный руководитель александр калягин

главный режиссер Роберт Стуруа

Пресса

Эффект английского газона


Московская беседка , 23.12.2024
Спектакль «Лица», поставленный по юмористическим рассказам А. П. Чехова, - уникальное явление на русской сцене. Его играют всего два актера, но так, словно перед нами проходит целая вереница образов, лиц и типажей наших соотечественников — настолько велика и разнообразна сила перевоплощения талантливых людей. То, что спектакль идет уже 26 лет при полном аншлаге, - безусловная заслуга блистательного дуэта Александра Калягина и Владимира Симонова (театр Вахтангова), чье актерское мастерство не имеет срока годности. Они всегда интересны, современны, неисчерпаемы.

Секрет популярности классического спектакля не только в узнаваемых именах, вечно живом чеховском юморе и текстах, предоставляющих огромную свободу для творческого самовыражения. Комедий на современной сцене предостаточно, среди них много классических, но есть нечто, что и по сей день выделяет «Лица» на фоне многочисленных попыток развеселить публику. Вот об этом нечто хотелось бы сказать подробнее.

Однажды я читала статью известного театрального критика начала прошлого века, директора императорских театров князя Сергея Волконского «Петербургская газетная критика» и наткнулась на любопытнейшую историю, которую привожу дословно:

А где оно, воспитание? Теперь, когда в такой моде все «краткосрочное», когда в четыре месяца хотят создать инструкторов, актеров, дипломатов, припоминается мне рассказ, слышанный не помню от кого.

Один богатейший американец, из быстро разбогатевших, приехал в Англию навестить знакомых в их замке, и утром, выйдя погулять, увидел перед домом на газоне работающего садовника. Только кто бывал в Англии, знает, что такое газон в английском парке, этот ровный зеленый бобрик. Американец обращается к садовнику с вопросом, как ему добиться такого газона. Все у него в Америке есть: и дом, и сад, и цветы, и фрукты, - газона не может добиться.

Ничего нет проще, отвечает садовник, вспашите, засейте, и, когда взойдет, два раза в неделю стригите машинкой и два раза в день поливайте. Если так будете делать, через триста лет у вас будет такой газон.

Да, вот что значит — культура.

Культура — театральная, художественная, исполнительская, бытовая воспитывается веками. Ну хорошо, десятилетиями. Невозможно, при всем желании, при самых больших способностях, добиться виртуозного владения текстом, залом, изящества жестов, утонченной выразительности интонаций, благородства осанки и особого внутреннего актерского чутья, позволяющего безупречно передать Чехова. Донести авторскую интонацию, грустную иронию, основанную на понимании, горечи и любви.

На сцене не просто корифеи, умеющие рассмешить зал. Перед нами два умнейших человека, умеющих думать, видеть, анализировать, читать и вникать в то, что принято называть загадочной русской душой. Весь клубок противоречий, вся безотрадность, беспомощность, самоуверенность, провинциальность, весь дух русской жизни, прошлой и настоящей, воплощен в этой игре, в этом маленьком путешествии в изгибах русской души.

Александр Калягин, выступивший в роли актера и режиссера, создал на сцене мир, где художественный лаконизм сочетается с многообразием образов, каждый из которых узнаваем до боли. Ирония построена не на желании уязвить и развлечь, а на любви и понимании того, чем мы живем. Перед нами не просто визуальные образы, сатирически заостренные и гротескно сыгранные — перед нами боль за то, что мы не в силах что-то изменить. И как-то с этим приходится жить…

Спектакль сделан очень бережно, на бесчисленных нюансах, бесконечном разнообразии мимики и жестов, которые доносят настроение и авторскую мысль без слов. Блестяще выдержаны паузы, каждая из которых насыщена внутренней жизнью каждого персонажа. Спектакль выстроен с мягкой, деликатной интонацией, выгодно отличающейся от сегодняшней прямолинейности, которой пресыщено наше культурное пространство. Во всем чувствуется безупречный вкус и глубокое понимание сути актерской профессии как высокого искусства, которое заканчивается там, где кончается «чуть-чуть»*. Именно чувство меры позволяет быть тактичными на сцене и том тонком деле возделывания человеческой души, где любой перебор крайне опасен, а недобор губителен. Чеховские «Лица» в исполнении Александра Калягина и Владимира Симонова — редкий пример блистательного театрального праздника, не только развлекательного, но и серьезного, вдумчивого, глубокого.

* Где кончается чуть-чуть, там кончается искусство (французская поговорка)