01.07.2025
Её позывной «Солнышко», его — «Герой»
Марина Набатникова ,
Аргументы и Факты
24.06.2025
Кружевное воспитание
Московская беседка
10.06.2025
Ода театру
Светлана Гурина ,
сайт театра "Наш дом"
09.06.2025
«Большие гастроли»: Московский театр «Et Cetera» приехал в Озерск
Росатомкультура.рф
18.04.2025
Тайна яблоневого сада
Московская беседка
14.04.2025
Дорога в облака
Московская беседка
28.01.2025
В Et Сetera покажут «Старосветских помещиков»
Софья Малинникова ,
Театрал
26.01.2025
Театр «Et Cetera» откроет поющие двери
Театральный журнал
26.01.2025
Спектакль «Закрытая комната»: затянувшееся путешествие в поисках ключа
Наталья Романова ,
Звезды мегаполиса
16.01.2025
Настоящий страх ненастоящих людей
Московская беседка
13.01.2025
"Et Cetera" приглашает в закрытую комнату
Мария Новикова ,
Театрал
04.01.2025
Где тонко, там и рвется...
Московская беседка
Пресса
2025
2024
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2000
1999
1998
1997
1996
1995
Эффект английского газона
Московская беседка ,
23.12.2024
Спектакль «Лица», поставленный по юмористическим рассказам А. П. Чехова, - уникальное явление на русской сцене. Его играют всего два актера, но так, словно перед нами проходит целая вереница образов, лиц и типажей наших соотечественников — настолько велика и разнообразна сила перевоплощения талантливых людей. То, что спектакль идет уже 26 лет при полном аншлаге, - безусловная заслуга блистательного дуэта Александра Калягина и Владимира Симонова (театр Вахтангова), чье актерское мастерство не имеет срока годности. Они всегда интересны, современны, неисчерпаемы.
Секрет популярности классического спектакля не только в узнаваемых именах, вечно живом чеховском юморе и текстах, предоставляющих огромную свободу для творческого самовыражения. Комедий на современной сцене предостаточно, среди них много классических, но есть нечто, что и по сей день выделяет «Лица» на фоне многочисленных попыток развеселить публику. Вот об этом нечто хотелось бы сказать подробнее.
Однажды я читала статью известного театрального критика начала прошлого века, директора императорских театров князя Сергея Волконского «Петербургская газетная критика» и наткнулась на любопытнейшую историю, которую привожу дословно:
А где оно, воспитание? Теперь, когда в такой моде все «краткосрочное», когда в четыре месяца хотят создать инструкторов, актеров, дипломатов, припоминается мне рассказ, слышанный не помню от кого.
Один богатейший американец, из быстро разбогатевших, приехал в Англию навестить знакомых в их замке, и утром, выйдя погулять, увидел перед домом на газоне работающего садовника. Только кто бывал в Англии, знает, что такое газон в английском парке, этот ровный зеленый бобрик. Американец обращается к садовнику с вопросом, как ему добиться такого газона. Все у него в Америке есть: и дом, и сад, и цветы, и фрукты, - газона не может добиться.
Ничего нет проще, отвечает садовник, вспашите, засейте, и, когда взойдет, два раза в неделю стригите машинкой и два раза в день поливайте. Если так будете делать, через триста лет у вас будет такой газон.
Да, вот что значит — культура.
Культура — театральная, художественная, исполнительская, бытовая воспитывается веками. Ну хорошо, десятилетиями. Невозможно, при всем желании, при самых больших способностях, добиться виртуозного владения текстом, залом, изящества жестов, утонченной выразительности интонаций, благородства осанки и особого внутреннего актерского чутья, позволяющего безупречно передать Чехова. Донести авторскую интонацию, грустную иронию, основанную на понимании, горечи и любви.
На сцене не просто корифеи, умеющие рассмешить зал. Перед нами два умнейших человека, умеющих думать, видеть, анализировать, читать и вникать в то, что принято называть загадочной русской душой. Весь клубок противоречий, вся безотрадность, беспомощность, самоуверенность, провинциальность, весь дух русской жизни, прошлой и настоящей, воплощен в этой игре, в этом маленьком путешествии в изгибах русской души.
Александр Калягин, выступивший в роли актера и режиссера, создал на сцене мир, где художественный лаконизм сочетается с многообразием образов, каждый из которых узнаваем до боли. Ирония построена не на желании уязвить и развлечь, а на любви и понимании того, чем мы живем. Перед нами не просто визуальные образы, сатирически заостренные и гротескно сыгранные — перед нами боль за то, что мы не в силах что-то изменить. И как-то с этим приходится жить…
Спектакль сделан очень бережно, на бесчисленных нюансах, бесконечном разнообразии мимики и жестов, которые доносят настроение и авторскую мысль без слов. Блестяще выдержаны паузы, каждая из которых насыщена внутренней жизнью каждого персонажа. Спектакль выстроен с мягкой, деликатной интонацией, выгодно отличающейся от сегодняшней прямолинейности, которой пресыщено наше культурное пространство. Во всем чувствуется безупречный вкус и глубокое понимание сути актерской профессии как высокого искусства, которое заканчивается там, где кончается «чуть-чуть»*. Именно чувство меры позволяет быть тактичными на сцене и том тонком деле возделывания человеческой души, где любой перебор крайне опасен, а недобор губителен. Чеховские «Лица» в исполнении Александра Калягина и Владимира Симонова — редкий пример блистательного театрального праздника, не только развлекательного, но и серьезного, вдумчивого, глубокого.
* Где кончается чуть-чуть, там кончается искусство (французская поговорка)
Секрет популярности классического спектакля не только в узнаваемых именах, вечно живом чеховском юморе и текстах, предоставляющих огромную свободу для творческого самовыражения. Комедий на современной сцене предостаточно, среди них много классических, но есть нечто, что и по сей день выделяет «Лица» на фоне многочисленных попыток развеселить публику. Вот об этом нечто хотелось бы сказать подробнее.
Однажды я читала статью известного театрального критика начала прошлого века, директора императорских театров князя Сергея Волконского «Петербургская газетная критика» и наткнулась на любопытнейшую историю, которую привожу дословно:
А где оно, воспитание? Теперь, когда в такой моде все «краткосрочное», когда в четыре месяца хотят создать инструкторов, актеров, дипломатов, припоминается мне рассказ, слышанный не помню от кого.
Один богатейший американец, из быстро разбогатевших, приехал в Англию навестить знакомых в их замке, и утром, выйдя погулять, увидел перед домом на газоне работающего садовника. Только кто бывал в Англии, знает, что такое газон в английском парке, этот ровный зеленый бобрик. Американец обращается к садовнику с вопросом, как ему добиться такого газона. Все у него в Америке есть: и дом, и сад, и цветы, и фрукты, - газона не может добиться.
Ничего нет проще, отвечает садовник, вспашите, засейте, и, когда взойдет, два раза в неделю стригите машинкой и два раза в день поливайте. Если так будете делать, через триста лет у вас будет такой газон.
Да, вот что значит — культура.
Культура — театральная, художественная, исполнительская, бытовая воспитывается веками. Ну хорошо, десятилетиями. Невозможно, при всем желании, при самых больших способностях, добиться виртуозного владения текстом, залом, изящества жестов, утонченной выразительности интонаций, благородства осанки и особого внутреннего актерского чутья, позволяющего безупречно передать Чехова. Донести авторскую интонацию, грустную иронию, основанную на понимании, горечи и любви.
На сцене не просто корифеи, умеющие рассмешить зал. Перед нами два умнейших человека, умеющих думать, видеть, анализировать, читать и вникать в то, что принято называть загадочной русской душой. Весь клубок противоречий, вся безотрадность, беспомощность, самоуверенность, провинциальность, весь дух русской жизни, прошлой и настоящей, воплощен в этой игре, в этом маленьком путешествии в изгибах русской души.
Александр Калягин, выступивший в роли актера и режиссера, создал на сцене мир, где художественный лаконизм сочетается с многообразием образов, каждый из которых узнаваем до боли. Ирония построена не на желании уязвить и развлечь, а на любви и понимании того, чем мы живем. Перед нами не просто визуальные образы, сатирически заостренные и гротескно сыгранные — перед нами боль за то, что мы не в силах что-то изменить. И как-то с этим приходится жить…
Спектакль сделан очень бережно, на бесчисленных нюансах, бесконечном разнообразии мимики и жестов, которые доносят настроение и авторскую мысль без слов. Блестяще выдержаны паузы, каждая из которых насыщена внутренней жизнью каждого персонажа. Спектакль выстроен с мягкой, деликатной интонацией, выгодно отличающейся от сегодняшней прямолинейности, которой пресыщено наше культурное пространство. Во всем чувствуется безупречный вкус и глубокое понимание сути актерской профессии как высокого искусства, которое заканчивается там, где кончается «чуть-чуть»*. Именно чувство меры позволяет быть тактичными на сцене и том тонком деле возделывания человеческой души, где любой перебор крайне опасен, а недобор губителен. Чеховские «Лица» в исполнении Александра Калягина и Владимира Симонова — редкий пример блистательного театрального праздника, не только развлекательного, но и серьезного, вдумчивого, глубокого.
* Где кончается чуть-чуть, там кончается искусство (французская поговорка)