Мел Брукс
Архив спектаклей:
В юности играл на барабане, под патронажем легендарного джазмена Бадди Рича. После кратковременной военной службы работал в кабаре под именами Брукман (фамилия матери), а затем взял псевдоним Брукс.
В 1954-м начал активно писать сценарии для кино. Его дебютом режиссера и сценариста стала комедия «Продюсеры» (1968). Бродвейские продюсеры Макс и Лео берутся за, казалось бы, провальный проект, танцевальное шоу «Весна для Гитлера». Роль Лео сыграл молодой тогда Джин Уайлдер, который станет в 1970-е ведущим комиком США. Фильм стал одним из лидеров проката года и принес Бруксу «Оскар» за лучший оригинальный сценарий.
В 1970-м Брукс не слишком удачно экранизировал роман Ильфа и Петрова «12 стульев». Правда, исполнитель роли Остапа Бендера Фрэнк Лангелла получил приз Национального Совета Критиков.
Но уже в середине 70-х Брукс становится самым популярным комедийным режиссером Голливуда: уже следующая работа, «Сверкающие седла» (1973) – пародия на вестерн, сделала Мела ведущим комиком. Чтобы посеять хаос в городке на Диком Западе, коррумпированный чиновник посылает туда шерифа, единственного афро-американского шерифа на Диком Западе. К его удивлению, чернокожего шерифа не линчуют, и все развивается по другому сценарию. Впервые со времен немых комических лент Брукс использовал такое количество шуток в гротескном стиле (ковбой ударом кулака сваливает лошадь) и остроумно «переосмыслил» штампы вестерна.
В этот период он снимает пародию на фильм ужасов «Молодой Франкенштейн» (1973) – это не только пародия на знаменитую историю о монстре, но и великолепная, тонкая (как тематически, так и визуально – фильм снят на черно-белую пленку) стилизация под фильмы ужасов 1930–1940-х. В 1976-м Брукс снимает пародию на комедийные фильмы начала века «Немое кино» (1976), где сам играет главного героя.
Одной из классических работ Мела Брукса считается «Страх высоты» (1978) – пародия на фильмы А. Хичкока. В этом фильме Брукс также появляется в главной роли.
Во всех лентах этого периода своей карьеры он работает с постоянной труппой актеров (Джин Уайлдер, Мадлен Кан, Марти Фелдман).
В 80-х годах Брукс снимает пародийные фильмы «Космические яйца» («Космобольцы») и «Всемирная история, часть I». В 90-х он по-прежнему не сдает позиций, выходят картины «Жизнь – дерьмо» (1991), «Робин-Гуд: мужчины в трико» (1993) и «Дракула: мертвый и этим доволен» (1996).
Также Брукс пишет песни к собственным фильмам: рэп в фильме «Робин Гуд: Мужчины в трико». Благодаря такой всеядности Брукс (режиссер, сценарист, поэт, композитор, актер) получил прозвище среди фанатов «Человек-оркестр».
С 1996 года Брукс больше ничего не снимал. В 2001 выпустил на Бродвее мюзикл «Продюсеры» по своей киноверсии, за который получил театральную премию «Тони». Он – обладатель всех главных художественных премий США: «Тони», «Оскара», «Эмми» за небольшую роль в телесериале «Без ума от тебя» и «Грэмми» за тех же «Продюсеров» и разговорный комический альбом «Двухтысячелетний человек» в 2000.
Пресса:
Мюзикл Продюсеры. «Гитлер, он же еге-гей!» (ПОЛИНА ПЕТЛИНА, BESTOFLIFE, 05.03.2013)
Мел Брукс: серьезный автор смешных мюзиклов (Александр Кутинов, "Ваш досуг", 21.10.2009)
Алексей Кортнев осовременил «Продюсеров» (Андрей Князев, «Мир Новостей», 03.07.2009)
Продюсеры тоже плачут (Дмитрий Морозов, Газета «Культура», 18.06.2009)
«Весна для Гитлера» в России (Марина Тимашева, Радио Свобода, 02.06.2009)
Если бы Чехов запел... («Российская газета», 02.06.2009)
Самый веселый мюзикл в Москве (Григорий Заславский, «Независимая газета», 01.06.2009)
«Секрет» успеха Et Cetera (Екатерина Кретова, «Московский комсомолец», 31.05.2009)
Самый успешный мюзикл Бродвея «Продюсеры» собирает аншлаги в Театре под руководством Калягина (Ольга Свистунова, ИТАР-ТАСС, 31.05.2009)
Мюзиклу о Гитлере в Берлине аплодировали стоя (Lenta.ru, 18.05.2009)
«Продюсеры» в Москве (Family.ru, 23.04.2009)
Россия-88 (Елена Ковальская, «Афиша», 20.04.2009)