К 100-летию Анатолия Эфроса: слово Александра Калягина о великом режиссере
03.07.2025Александр Калягин:
«3 июля 2025 года Анатолию Васильевичу Эфросу исполнилось бы 100 лет. Его имя среди тех, кто создавал искусство русского театра, рядом с другими великими именами - Станиславского, Мейерхольда, Товстоногова… Анатолий Васильевич Эфрос - театральный Бог. Уверен, что так думают все, кто имел счастье с ним работать, и все, кто имел счастье видеть его спектакли в Центральном детском театре, «Ленкоме», театре на Малой Бронной, МХАТе. Но не только в СССР впечатляли и вдохновляли современников постановки Эфроса, его знали в Японии, США, Финляндии.
В "Театр Эфроса" стремились попасть и актеры, и зрители. И это совершенно уникальное явление возникало в любом пространстве, где появлялся гениальный Эфрос. Мне посчастливилось с ним работать во МХАТе, где он поставил два спектакля - "Тартюф" и "Живой труп".
Юбилей Эфроса для меня вовсе не повод вдруг вспомнить о великом режиссере. Анатолий Васильевич был и есть в моей жизни всегда. Его портреты украшают мой кабинет в театре, и в редкие минуты, когда удается остаться одному в тишине, я мысленно веду с ним беседы, вспоминаю наше общение, репетиции. Я не только сыграл у него свои лучшие роли, но многому научился.
Иногда я вижу, как мои собеседники приходят в недоумение, когда вдруг, в самом сложнейшем и серьезнейшем разговоре, я неожиданно позволяю себе пошутить и весело рассмеяться. Так делал Анатолий Васильевич Эфрос на репетициях — для него перейти от трагедии к юмору было так же естественно, как перейти из одной комнаты в другую. Это он меня научил, что нет никаких полочек в искусстве, нет никаких границ... И в жизни это тоже нормально.
Когда я стал строить свой театр, то был уверен: у нас обязательно должен быть Эфросовский зал. А несколько лет назад «Et Cetera» учредил стипендию, которая вручалась лучшему студенту режиссерского факультета ГИТИСа, и было сразу решено: она будет именная и будет называться Эфросовская.
Думаю, что Анатолий Васильевич Эфрос не просто наложил отпечаток на мою жизнь, и я уверен, не только на мою, он во многом перевернул представления о профессии и театре очень многих людей, кому судьба подарила с ним встречи. И, если честно, иногда, говоря о каком-нибудь режиссере, у меня вырывается фраза - он мне напоминает Эфроса. Потом часто возникают разочарования, и я все более отчетливо понимаю — Эфрос был один, и таких больше уже не будет.
Анатолий Эфрос — одна из великих легенд отечественного театра».
«3 июля 2025 года Анатолию Васильевичу Эфросу исполнилось бы 100 лет. Его имя среди тех, кто создавал искусство русского театра, рядом с другими великими именами - Станиславского, Мейерхольда, Товстоногова… Анатолий Васильевич Эфрос - театральный Бог. Уверен, что так думают все, кто имел счастье с ним работать, и все, кто имел счастье видеть его спектакли в Центральном детском театре, «Ленкоме», театре на Малой Бронной, МХАТе. Но не только в СССР впечатляли и вдохновляли современников постановки Эфроса, его знали в Японии, США, Финляндии.
В "Театр Эфроса" стремились попасть и актеры, и зрители. И это совершенно уникальное явление возникало в любом пространстве, где появлялся гениальный Эфрос. Мне посчастливилось с ним работать во МХАТе, где он поставил два спектакля - "Тартюф" и "Живой труп".
Юбилей Эфроса для меня вовсе не повод вдруг вспомнить о великом режиссере. Анатолий Васильевич был и есть в моей жизни всегда. Его портреты украшают мой кабинет в театре, и в редкие минуты, когда удается остаться одному в тишине, я мысленно веду с ним беседы, вспоминаю наше общение, репетиции. Я не только сыграл у него свои лучшие роли, но многому научился.
Иногда я вижу, как мои собеседники приходят в недоумение, когда вдруг, в самом сложнейшем и серьезнейшем разговоре, я неожиданно позволяю себе пошутить и весело рассмеяться. Так делал Анатолий Васильевич Эфрос на репетициях — для него перейти от трагедии к юмору было так же естественно, как перейти из одной комнаты в другую. Это он меня научил, что нет никаких полочек в искусстве, нет никаких границ... И в жизни это тоже нормально.
Когда я стал строить свой театр, то был уверен: у нас обязательно должен быть Эфросовский зал. А несколько лет назад «Et Cetera» учредил стипендию, которая вручалась лучшему студенту режиссерского факультета ГИТИСа, и было сразу решено: она будет именная и будет называться Эфросовская.
Думаю, что Анатолий Васильевич Эфрос не просто наложил отпечаток на мою жизнь, и я уверен, не только на мою, он во многом перевернул представления о профессии и театре очень многих людей, кому судьба подарила с ним встречи. И, если честно, иногда, говоря о каком-нибудь режиссере, у меня вырывается фраза - он мне напоминает Эфроса. Потом часто возникают разочарования, и я все более отчетливо понимаю — Эфрос был один, и таких больше уже не будет.
Анатолий Эфрос — одна из великих легенд отечественного театра».
другие новости
-
11.11.2025
Итоги режиссерской лаборатории "Et cetera... lab": Павел Пронин приступит к работе над постановкой
-
11.11.2025
"Театрал": Александр Калягин «Мы потеряли Великого артиста...»
-
10.11.2025
Артисты "Et Cetera" посетили "442 Военный клинический госпиталь" и его филиал
-
10.11.2025
Вчера после спектакля «Ревизор. Версия» мы почтили память Владимира Симонова
-
09.11.2025
Слово Александра Калягина в память о Владимире Симонове
-
09.11.2025
Не стало нар.арт.РФ Владимира Симонова
-
07.11.2025
Видеорепортаж с "Ночи искусств" в "Et Cetera": 200 лет со дня написания трагедии "Борис Гоуднов"
-
06.11.2025
Спектакль "Надежда, вера и любовь..." на сцене Костромского драматического театра им. А.Н.Островского
-
05.11.2025
Шесть лет назад не стало актера "Et Cetera" Петра Смидовича
-
05.11.2025
"Российская газета": В театре Et Сetera поставили самую смешную пьесу Тургенева



